Ющенко приступает к властному пирогу Тимошенко
Прогноз политической погоды не предвидит ничего оптимистического – в отношениях между Ющенко и Тимошенко надвигается если не буря, то похолодание.
Предвиделось, что в пятницу парламент может осуществить несколько кадровых назначений, оставшихся в наследство еще с 2007 года. Так, Тимошенко до сих пор работает со старыми руководителями Фонда госимущества, Антимонопольного комитета и Гостелерадио.
Кроме того, в правительстве является вакантной должность вице-премьера по квоте БЮТ, которую может занять Виталий Гайдук, освободив тем самым Александра Турчинова от сверхнормативной работы куратора энергетики.
В понедельник Кабмин подал представление об увольнении старых руководителей и назначении новых, однако потом вокруг этого началась политическая игра.
Во вторник состоялась встреча президента и премьера. Виктор Ющенко поставил условие, при котором голосование пакета кадровых назначений может состояться только после принятия законов, направленных на усиление полномочий президента, им же и внесенных в парламент.
Кроме того, Ющенко высказал несогласие с тем, что на должность руководителя Антимонопольного комитета предложена кандидатура Давида Жвании, который давно перестал быть любимым кумом президента, а превратился скорее в фактор раздражения.
И причина даже не в мысли, которая укоренилась в президентской голове, что он был отравлен на ужине с Владимиром Сацюком, организацией которого занимался Жвания.
Просто Жвания воспринимается Банковой как представитель политических конкурентов, усиливать которых нет смысла.
Он выступил финансовым менеджером проекта "Народной самообороны", который стал альтернативой "Нашей Украине", где президент все еще пытается диктовать свои условия.
Теперь "Самооборона" регулярно выдвигает свои условия Банковой, чем выводит их из равновесия.
Хотя квота Антимонопольного комитета принадлежит "Нашей Украине", но назначение на это место Жвании фактически будет означать, что НУНС переуступил эту должность БЮТ, ведь Жвания уже не скрывает своих теплых отношений с Тимошенко.
Чтобы уменьшить аппетиты "Самообороны", в конце прошлого года секретариат президента даже предложил должность Антимонопольного комитета Петру Порошенко.
О том, что часть фракции НУНС поддерживает Тимошенко, свидетельствуют и слова Ющенко на встрече со своими депутатами, которая также состоялась на этой неделе.
– Я настаиваю, на том, чтобы все вопросы решались внутри фракции, - заявил почетный глава "Нашей Украины", имея в виду протимошенковские взгляды части депутатов. Вместе с тем глава государства решил сделать вид, что не знает того, что преимущественно волю фракции определяют действительно за ее пределами, но в стенах секретариата президента.
В конце концов, в среду постановление Кабмина о назначении Жвании исчезло с сайта Верховной Рады. В четверг утром оно снова появилось, что означает решимость Тимошенко не уступать интересы "Народной самообороны", которая по-сути является главным антибалоговским бастионом в НУНС.
Тандем Тимошенко и "Самообороны" может сыграть в будущем, когда станут явными их солидарные претензии на увольнение с должности генпрокурора Александра Медведько, который нашел общий язык с Банковой.
Интрига вокруг Жвании продолжается в истории с генпрокурором и главой СБУ.
Без голосов "Самообороны" парламент не сможет утвердить Валентина Наливайченко полноценным руководителем спецслужбы. Поэтому размен "Жвания - Наливайченко" может быть вполне реальным.
А повторное появление постановления о назначении Жвании совпало во времени с заявлением депутатской группы "Народная самооборона" о том, что они "высказывают вотум доверия кандидату на должность руководителя Службы безопасности Украины", которого они почему-то назвали "Игорем Наливайченко".
Ситуация вокруг Жвании выглядит только поводом для обострения отношений между командами Ющенко и Тимошенко.
Главная причина – это широкомасштабные изменения законодательства, которые планировалось осуществить еще перед голосованием за премьер-министра. Однако, поняв, что законопроекты не готовы, Банковая под честное слово Тимошенко согласилась перенести эти вопросы на следующий год.
Пакет включает свыше десяти законопроектов, часть из которых до сих пор не согласована. Хотя подавляющее большинство новых законов будет играть на руку Ющенко, однако на одном из них категорически настаивает уже Тимошенко.
Речь идет о легитимизации императивного мандата. И на заседании политсовета "Нашей Украины" в среду сразу несколько лиц выступили с критикой этого закона.
В частности, "Наша Украина" настаивает, чтобы императивный мандат был ограничен во времени. А чтобы снять риск диктата партийных вождей, внедрение его должно происходить вместе с переходом на выборы по открытым спискам.
Другой несогласованный вопрос из пакета – это выборы мэра Киева. Коалиция до сих пор не может определиться, как реально изменить власть в столице – и сделать это так, чтобы Черновецкий не смог обжаловать законность этого решения.
Законы от Ющенко
Новость о выдвинутом с Банковой ультиматуме Юлия Тимошенко сообщила на заседании политсовета коалиции во вторник.
Основной массив изменений в законодательстве содержит усиление полномочий президента, утраченных в результате изменений в Конституции и принятия закона о Кабмине, что было сделано год назад солидарными усилиями Партии регионов и блока Тимошенко.
Ющенко такого надругательства не выдержал, и одним из условий прихода Тимошенко на пост премьера была отмена норм, которые лишали президента власти.
В конце концов, Ющенко внес законопроекты в парламент, которые дают представление о том, чего он добивается.
Во-первых, в новой редакции закона о Кабмине Ющенко предлагает, чтобы представления об увольнении министров обороны и иностранных дел вносились только при согласии главы государства. Как известно, Бориса Тарасюка уволили с должности по представлению Януковича без такого согласия Банковой.
Во-вторых, отдельно в законопроекте записано, что правительство "обеспечивает выполнение актов президента", а также "отвечает на обращение президента" и "проводит в случае необходимости консультации с президентом".
В-третьих, новая редакция предусматривает усиление роли Совета национальной безопасности и обороны, который сейчас полностью подконтрольный главе государства - после назначения губернаторов членами СНБОУ летом прошлого года.
Так, предложенная Ющенко редакция закона о Кабмине предусматривает, что СНБОУ "координирует и контролирует деятельность органов исполнительной власти в сфере национальной безопасности и обороны".
Эта статья существенно изменилась, так как в нынешнем законе намного сдержаннее записана формулировка: Кабинет министров просто "взаимодействует" с СНБОУ и секретариатом президента.
А, возможно, главный инструмент влияния Ющенко на правительство записан такими словами: "Кабинет Министров обеспечивает выполнение решений Совета национальной безопасности и обороны, введенных в действие указами президента".
Закон Ющенко предлагает полностью убрать предложение-предостережение о том, что должностные лица аппарата Совбеза или секретариата президента "не имеют права давать поручения Кабинету министров, членам правительства и вмешиваться в их деятельность". Таким образом, у Виктора Балоги и Раисы Богатыревой будет значительно больше полномочий в разговоре с Тимошенко и ее подчиненными.
В-четвертых, Ющенко записал за собой право поднимать перед Верховной Радой вопрос об ответственности Кабмина.
Важное усиление полномочий президента прописано в законах, которые касаются местной власти.
Так, в-пятых, Ющенко хочет предоставить право руководителям местных администраций, которых он и назначает, останавливать действие актов, принятых органами местного самоуправления.
Делать они это смогут "в связи с их несоответствием Конституции или законам Украины".
Остановив акт органов местного самоуправления, одновременно чиновник должен обращаться в суд о признании этого акта незаконным.
В-шестых, еще одно проявление усиления Ющенко – это предоставление права подконтрольным президенту председателям администрации накладывать вето на назначение руководителей территориальных органов министерств и государственных заводов.
Между прочим, в законе о местных государственных администрациях Ющенко хочет изменить механизм назначения губернаторов и руководителей районных администраций.
Замысел президента предусматривает, что на посту может быть назначенное лицо, "которое находится в кадровом резерве председателей местных государственных администраций".
"Формирование кадрового резерва глав местных государственных администраций осуществляется по результатам открытого конкурса, который проводится в порядке, определенном Главным управлением государственной службы Украины".
Второй способ назначения главой администрации – это переведение с одной области или района в другую.
Закон содержит норму, что кресло местной администрации не принадлежит к политическим должностям, а потому их увольнение не может быть связано с избранием нового президента или премьер-министра.
Кроме перечисленного, пакет законов от Ющенко содержит еще и другой багаж усиления полномочий.
Итак, в-седьмых, члены Высшего совета юстиции, по замыслу Банковой, теперь должны принимать присягу не перед Верховной Радой, а перед президентом.
Несущественная формальность имеет простое объяснение – среди причин для увольнения члена Высшего совета юстиции есть нарушение присяги. А кто должен решать, была нарушена присяга или нет, как не человек, который освящал своей персоной эту процедуру?
В-восьмых, Ющенко законодательно закрепляет свой контроль над внутренними войсками. Во время кризиса он это сделал указом, сейчас, значит, понял, что этого мало для легитимной картины.
Внутренние войска переименовывают в Национальную гвардию, командующий которой будет назначаться и увольняться единолично президентом.
В-девятых, Ющенко подчинил себе "прослушку" – Государственную службу специальной связи и защиты информации. Согласно новому закону, назначать и увольнять руководителя должен президент, в то время как сейчас это делает Кабмин.
В-десятых, президент предлагает, чтобы члены Конституционного суда принимали присягу не на заседании Верховной Рады, а на торжественном собрании КС. Это делается, чтобы забрать у парламента возможность блокировать начало работы Конституционного суда, как это происходило на протяжении 2005-2006 годов.
В-одиннадцатых, также Ющенко хочет убрать норму, по которой глава государства должен был согласовывать указ о назначении судей КС с премьер-министром и министром юстиции.
В законе предлагается еще раз подтвердить норму Конституции о том, что "полномочия судьи Конституционного Суда Украины прекращаются органом, который его назначил".
Этот пункт – также результат протестов против увольнения Ющенко трех суддей со своей квоты (Станик, Пшеничного и Иващенко) в разгар политического кризиса. И, по сути, это является признанием со стороны секретариата президента, что тогда они действовали на грани, а временами и за гранью дозволеного.