"Необходимо спецбюро для контроля над бюро..."

Пятница, 18 января 2008, 10:36

Сенсацией стала пресс-конференция советника министра внутренних дел, первого заместителя главы парламентского комитета по вопросам борьбы с коррупцией и организованной преступностью Геннадия Москаля.

Чтобы повысить уровень эффективности борьбы с коррупцией, генерал предложил ликвидировать УБОП, передав его функции новообразованной структуре – Антикоррупционному бюро (АКБ).

О необходимости создания специального уполномоченного органа, руководитель которого назначается главой государства, говорил в начале сентября прошлого года Юрий Луценко, в то время - лидер НУНСа.

В соответствии с законопроектом, разработанным в МВД, контролировать его работу должен секретариат президента и профильный парламентский комитет. В состав АКБ войдут сотрудники центральных главков по борьбе с организованной преступностью МВД и СБУ.

АКБ, по замыслу авторов законопроекта, будет заниматься не только оперативно-розыскной деятельностью, но также будет вести следствие. Сейчас, как известно, выявление и расследование коррупционных и должностных преступлений находятся в компетенции Генпрокуратуры.

Таким образом, почти всю следственную функцию планируется сосредоточить в МВД, так как еще раньше, в результате внесения изменений в КПК, милиции уже передали следствие по делах по раскрытию особенно тяжких преступлений.

"В правоохранительной системе, - считает Геннадий Москаль, - должна быть нормальная конкуренция".

Конкуренция, конечно, вещь прогрессивная, только уместна ли она, когда речь идет о таком тонком и деликатном деле, как, скажем, сбор материалов о личной жизни человека, проверке деятельности или пакете статутных документов коммерческого банка или фирмы?

Ведь будут проверяться не только финансовые нюансы и платежки, но и, например, нажитое в прошлом имущество, происхождение недвижимости, будут исследовать имущественные декларации чиновников высокого ранга, народных депутатов, лидеров политических партий, руководящих должностных лиц, доходы членов семьи, близких родственников.

Кроме того, Антикоррупционное бюро будет осуществлять контроль за финансированием политических организаций и партий в течение предвыборных кампаний.

Геннадий Москаль, которого называют самым вероятным руководителем АКБ, объясняет: "Мы ни в коем случае не будем превращаться в орган политического давления на оппонентов".

Хорошо, если так. Только все помнят деятельность двух последних министров МВД - Луценко и Цушко.

Поскольку новая структура будет находиться в составе МВД, где гарантия, что АКБ не начнет активно прессовать своих политических противников, активно искать признаки коррупции, в то время, как к симпатикам своей политической силы - относиться снисходительно? Кто может дать гарантии? Секретариат президента? Парламентский комитет?

Понимаю вашу ироническую улыбку. Гипотетически предположим, что все будет делаться с добрыми намерениями и "чистыми руками", но завтра политическая ситуация изменится, и к власти придут оппозиционеры, те, кого преследовали, стоит ли угадывать, какими будут их действия?

Генерал Москаль говорит: "Существует суд, в котором каждый будет доказывать свою правоту. АКБ будет передавать материалы в суд, а уже он будет решать, виновен человек или нет". С нашими судами, где на решение каждой инстанции установлена такса?

И дальше: "Все материалы по линии АКБ должны рассматриваться специальной судебной палатой в составе Апелляционного суда Киева. У суддей и членов их семей будет круглосуточная охрана".

Представляете, как весело они будут жить - круглосуточная охрана на протяжении всей жизни! И что это за люди будут такие безупречно чистые и честные? Откуда они возьмутся в стране, где, за обычную консультацию врачу надо нести "презент"? Может, из другой галактики завезут? Или в нашем родном МВД выведут новую генерацию?

То же, кстати, касается и работников аппарата Антикоррупционного бюро, чей уровень профессиональной подготовки должен быть безупречным, а возможность противостоять разным жизненным обольщениям и соблазнам – не будет вызвать ни единых сомнений априори.

Ведь совершенно ясно: щедрым предложениям со стороны объектов, которые попали "под колпак" Антикоррупционного бюро, границ не будет. И если сегодня за каждый "голос" или за место в проходной части партийного списка предлагаются миллионы долларов, можно представить, какие суммы будут называться, когда будет идти речь не о политической карьере – об угрозе приговора с конфискацией.

Идея создания АКБ в Украине муссируется около десяти лет. А вот в соседней Польше за ее воплощение принялись в 2005-м, когда комплекс мероприятий по борьбе с коррупцией был задекларирован предвыборной программой правящей тогда партии "Право и Справедливость".

Осенью того же года правительство утвердило решение об образовании при Совете Министров (не при МВД! – Автор) Центрального антикоррупционного управления (по-польски – бюро), для борьбы с коррупцией среди государственного чиновничьего аппарата и сотрудников сферы самоуправления.

Был определен уполномоченный правительства по наработке программы борьбы с злоупотреблениями и коррупцией, который представил в условленное время на рассмотрение правительства ряд соответствующих законопроектов.

В частности, проект закона об Антикоррупционном управлении был рассмотрен и согласован специальной депутатской подкомиссией, в которою вошли представители всех парламентских партий. В течение дискуссии ее участники высказывали серьезные опасения относительно заангажированости новой структуры, подотчетной премьер-министру. На их взгляд, это давало возможность правящей партии осуществлять политический контроль над Антикоррупционным управлением.

В конце концов, так и случилось, и это в значительной мере способствовало досрочным выборам и изменению власти. И концептуально и организационно структура все же выдержала, и уроки, которые стали причиной изменения политической ситуации в стране, кажется, усвоены и нынешней правящей, и оппозиционной партиями.

Об этом хорошо осведомлен, в частности, министр МВД Юрий Луценко, который еще в марте 2005-го года принимал участие в варшавской международной встрече министров внутренних дел стран ЕС, где рассматривались правовые основания противодействия проявлениям оргпреступности и коррупции.

Луценко сполна использовал польский опыт. Это видно хотя бы из того, что законопроект "Об Антикоррупционном бюро Украины" стал только одним из пяти подготовленных в пакете документов, которые предлагаются на рассмотрение Верховной Раде.

Анализируя их, эксперты приходили к выводу, что кроме борьбы с коррупцией, законопроекты имеют целью беспрецедентную реформу органов МВД. Кроме сосредоточения в своем ведомстве следственной функции, речь идет о реформировании внутренних войск в Национальную гвардию, формировании Национальной милиции, установлении контроля над погранвойсками и миграционной службой.

Существует возможность создания в составе МВД Госслужби пожарной безопасности и спасения, которая может стать аналогом МЧС. Сам же министр внутренних дел будет осуществлять политическое руководство над всей милицией, будет представлять политическую партию, которая победила на выборах.

Собственно, из этого нужно начинать. Как всегда, похоже, все у нас сводится к личности и ее субъективной роли в истории. Разные бюро – уже потом. Не беда, если они будут действовать в условиях анархии, безалаберщины и бесконтрольности.

Тогда, вдогонку, создадим следующее бюро, оно и будет контролировать действия этого бюро. И так – по кругу, без конца. И зачем, скажите, Луценко тогда пост вице-премьера, от которого он удивительно легко отказался?

Если пройдет реформа МВД по его сценарию, и удастся сосредоточить все военизированные формирования под одной крышей, ему самому премьер уже не указ. И даже – президент?

Владимир Кулеба

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде