Рецидив холодной войны Ющенко и Тимошенко

Среда, 6 февраля 2008, 22:42

Ющенко требует уволить председателя Ощадбанка, Тимошенко стремится устранить с рынка РосУкрЭнерго. Ющенко запрещает премьеру приватизировать облэнерго, Тимошенко не выполняет директивы президента по НАТО... Ющенко оставляет действующего генпрокурора – Тимошенко в шоке от такого поворота. Каждый день в отношениях Виктора Ющенко и Юлии Тимошенко появляется новая конфликтная тема. Сейчас этот перечень дополнился ситуацией вокруг Фонда государственного имущества.

Кабинет министров пошел в обход, разуверившись в попытках парламента начать работать в ближайшие дни. Вместе с заблокированной Верховной Радой завис в воздухе и вопрос замены главы ФГИУ.

Однако правительство больше не могло ждать. В среду Тимошенко заявила об отстранении нинешней шефини Фонда госимущества Валентины Семенюк-Самсоненко от выполнения обязанностей в связи с проведением служебного расследования.

Эту новость Тимошенко сообщила на пресс-конференции с такой интонацией, будто речь шла об обычной новости, а Кабмин пачками избавляется от чиновников таким образом.

Премьер тут же добавила, что депутат Андрей Портнов назначен первым заместителем председателя Фонда – "на период пока не работает парламент". Как известно, его кандидатура внесена в парламент для утверждения полноценным руководителем ФГИУ, однако не проголосована.

С помощью собственных источников "Украинской правде" удалось воссоздать события на заседании правительства, которые привели к решению об устранении Семенюк.

Развязала руки Тимошенко присутствующая на Кабмине заместитель генпрокурора Татьяна Корнякова. Она объявила, что Генпрокуратура отменила свое предыдущее постановление времен Януковича, в котором содержался отказ в возбуждении уголовного дела по фактам приватизации "Лугансктепловоз".

По данным "Украинской правды", новое постановление подписал заместитель генпрокурора Николай Голомша.

Тут же на заседании правительства была создана комиссия по расследованию деятельности Семенюк, которую возглавил Александр Турчинов. На него также была возложена функция представить Портнова после обеда в Фонде госимущества, что, впрочем, так и не было сделано в среду.

Кроме Портнова, заместителями главы ФГИУ были назначены Сергей Петрашко и Вадим Фесенко. Они оба являются членами команды Портнова.

Петрашко чаще всего фигурировал в прессе как адвокат Виктора Медведчука и Александра Зинченко. Фесенко работал одним из директоров группы ТАС, вместе с Сергеем Тигипко он перешел в Нацбанк.

Также Фесенко возглавлял наблюдательный совет компании "Служба исполнения обязательств", среди участников которой был и Петрашко, и другие адвокаты из "Корпоративных технологий" – фирмы Андрея Портнова.

Политическая плоскость

После сообщения Тимошенко об отстранении Семенюк события начали развиваться аномально быстро как для канонов бюрократических структур. Уже через час на сайте Виктора Ющенко появился комментарий главы президентской канцелярии Виктора Балоги.

В стиле, нехарактерном для руководителей вспомогательных органов, Балога предложил Тимошенко отменить решение об устранении Семенюк.

Иначе, предупредил Балога, президент Ющенко своим указом "обязательно остановит правительственное постановление как неконституционное".

"Сегодняшние изменения в руководстве Фонда госимущества, надо сказать честно и откровенно, являються самовольными", - добавил руководитель секретариата президента.

Появление такого комментария на официальном ресурсе главы государства могло вызвать настоящий шок у публики, неподготовленной к украинским реалиям.

Во-первых, давать такие характеристики решениям правительства если и имеет право, то сам президент, а не руководитель его секретариата, который по сути является патронатной службой главы государства и неконституционным органом. Абсурд, но в СП до сих пор получают зарплату по статье расходов Государственного управления делами.

Во-вторых, обвинения из уст Балоги о юридическом "самоволии" это черный юмор – если вспомнить, как и на основании каких статей Конституции президент Ющенко распустил Верховную Раду или увольнял судий КС.

В-третьих, определять, "самоволием" или, наоборот, вершиной юриспруденции являеться постановление об отстранении Семенюк – это компетенция Конституционного суда. Направить представление в этот орган Балога и пригрозил от лица президента – а его публичная интерпретация этих событий полностью может восприниматься судьями КС как открытое распоряжение.

Хотя, возможно, у главы секретариата вообще больше нет сомнений в правильной ориентации Конституционного суда – после того, как этот орган пополнился еще одним выходцем из Закарпатья.

Накануне Ющенко назначил судьей КС некого господина Александра Йосипчука – и все бы ничего, но до недавнего времени новый конституционалист занимался совсем чужой для КС сферой. Он был заместителем главы... хозяйственного суда в родной для Балоги Закарпатской области. До сих пор такие вещи позволял себе только Янукович, который в КС вытянул судью из Енакиево.

Решительность на грани фола, с которой Балога защищает главу Фонда госимущества, была излишней. Поскольку таким образом были сведены на нет попытки спрятать всю глубину договоренностей, которые связывают главу секретариата президента и команду Януковича-Ахметова. Для них пребывание Семенюк на должности служит гарантией неприкосновенности бизнеса и имущества.

Для Тимошенко же свой человек во главе Фонда нужен чтобы в конце концов начать наполнять бюджет за счет поступлений от приватизации. Эти деньги должны быть направлены на развитие главной пиар-кампании страны – выплату обесцененных сбережений.

Кроме того, изменение руководства ФГИУ позволило бы сдвинуть с мертвой точки реприватизацию "Лугансктепловоза", которая стоит под номером один в повестке премьера. Однако и Балога, и его партнеры с Партии регионов знали, что под номером два пойдет "Днипроэнерго", к которому Портнов уже примеряется давно.

Юридическая плоскость

Закон о Кабмине прямо указывает, что роль премьер-министра выше, чем президента, при определении судьбы главы Фонда госимущества. Статья 45 сообщает, что именно Тимошенко "вносит на рассмотрение Верховной Рады представление о назначении председателя Фонда государственного имущества Украины".

Однако нигде нет прямой нормы, которая бы давала право премьер-министру устранять главу Фонда госимущества, и в этом сильная позиция Семенюк.

Аргументы и юристов Тимошенко, и секретариата президента имеют свою логику и свои слабые места. Отсутствие закона о Фонде госимущества разрешило каждой стороне трактовать неоднозначные места в свою пользу.

По словам источников "Украинской правды", устраняя Семенюк, правительство руководствовалось законом "О государственной службе".

Там в статье 22 сказано, что "отстранение государственного служащего от выполнения полномочий" происходит в случае "невыполнения служебных обязанностей, что привело к человеческим жертвам или способствовало значительному материальному или моральному ущербу гражданину, государству, предприятию, учреждению, организации или объединению граждан".

Материальным ущербом в Кабмине называют утраченные миллионы, которые были недополучены в результате непрозрачной приватизации "Лугансктепловоза".

Вместе с тем слабым местом в аргументации юристов Тимошенко является следующее предложение в этом законе: "Решение об отстранении государственного служащего от выполнения полномочий по должности принимается руководителем государственного органа, в котором работает этот служащий".

Очевидно, глава Фонда госимущества не является работником Кабинета министров.

В своей решительности отстранить Семенюк члены правительства ссылаються также на другой нормативный акт – "Порядок проведения служебного расследования относительно государственных служащих". Он был утвержден премьер-министром... Виктором Ющенко в 2000 году.

Там сказано, что "решение относительно проведения служебного расследования принимается высшими должностными лицами Украины", и оно ограничено во времени двумя месяцами.

С другой стороны, очевидно, что статус главы Фонда госимущества не такой однозначный, как его пытаеться артикулировать правительство Тимошенко.

Действительно, руководитель ФГИУ формально является государственным служащим, и на Семенюк может распространяться закон "О государственной службе". Но она не является работником Кабинета министров, чтобы правительство могло отстранять ее. Хотя выходит так, что вместе с тем Кабмин может назначать относительно нее служебное расследование.

Другой аргумент секретариата президента состоит в том, что председатель Фонда госимущества – это скорее не госслужащий, а политический деятель, поскольку назначает его политический орган – Верховная Рада. Для примера: руководствуясь логикой Тимошенко, завтра президент Ющенко может отстранить от выполнения обязанностей председателя Национального банка – хотя понятно, что у Банковой нет таких полномочий.

Заморозки в разгар политической зимы

Понимая, что у каждого из них есть аргументы для спора, и Тимошенко, и Ющенко упрямо будут доказывать свою правоту, что неизбежно создаст еще один очаг конфликта между двумя помаранчевыми политиками.

Кроме розборок, которые происходят на глазах всей страны, отношения Банковой и Кабмина омрачены непубличными историями.

В секретариате президента вызвало легкий шок решение Тимошенко назначить своим советником Александра Задорожного – бывшего постпреда Кучмы в парламенте. Банковая мгновенно прочитала это кадровое решение как дрейф Медведчука по направлению к команде Тимошенко.

В свою очередь, неприятным сюрпризом для Тимошенко стали требования секретариата снять с рассмотрения Кабмина некоторые вопросы.

Например, на заседание правительства в среду должно было быть вынесено решение об отмене постановления Януковича, по которому 350 гектаров земель Закарпатья выделялись "Центру развития туризма "Синяк", судьбой которого опекается Виктор Балога. Однако из Банковой в здание Кабмина прозвучало несколько телефонных звонков – и вопрос исчез из повестки дня.

Напряжение в отношениях премьер-министра с президентом и его командой растет с каждым днем, что уже у многих вызовет предчувствие близкой развязки.

Ситуация усложняется кризисом, из которого не может выйти Верховная Рада.

Судя по последним событиям, доверие утрачено в отношениях не только между помаранчевыми и бело-голубыми – оно исчезает и внутри демократической коалиции.

На последнем заседании фракции БЮТ состоялся разбор полетов в связи с парламентскими событиями во вторник.

Как известно, накануне сессионного дня лидер фракции Тимошенко Иван Кириленко анонсировал, что они попробуют "несиловыми методами" провести пленарное заседание. Однако намерение БЮТ пойти на обострение не поддержал спикер Арсений Яценюк.

– ...Можно было осуществить действия, о которых мы договаривались, - не скрывал раздражения Иван Кириленко на фракции. - Но Яценюк пошел на беспрецедентный шаг – начал спрашивать, кто есть из депутатов в зале, а кого нет. Конечно, наши люди бы подтянулись, но это уже было бы потом...

– Действительно, мы выполнили все условия Яценюка – оградили президиум от регионалов, чтобы он сидел на своем месте в кресле спикера, а не в сессионном зале. Это было его требование, - поддержал Кириленко заместитель руководителя фракции Андрей Кожемякин.

Выход из ситуации предложил Николай Томенко:

– Мы должны поломать формат дискуссии о НАТО и Луценко. Мы должны не размышлять над тем, соглашаемся мы или нет на требования Януковича – мы должны выставлять им свои требования. Например, увеличение прожиточного минимума.

– Мы должны прийти на сессию и блокировать ее с нашей, а не их идеей "улучшения жизни уже сегодня", - добавил Томенко. - И я открою вам секрет – социология показывает, что украинский народ поддерживает политику народного премьер-министра.

Иван Кириленко дал поручение в развитии этой идеи:

– Председатели комитетов и первые заместители, назначенные по квоте БЮТ – в особенности из социальных комитетов – вы должны подать и настаивать на принятии социально резонансных законопроектов. "Наша Украина" с нами солидарна – они хотят продемонстрировать решительность.

– Мы должны утвердить свою повестку дня парламента – социальные инициативы плюс отмена льгот депутатам. И плюс утверждение программы действий Кабинета министров. Нравится это кому-то или нет, но это на год даст неприкосновенность нашему правительству, - резюмировал лидер фракции БЮТ.

Вместе с тем выход из ситуации ищет и Партия регионов. Слова Януковича "дострочные выборы не за горами" многими могли восприниматься как попытки выдать желаемое за действительное. Однако у этой реплики есть своя предыстория.

Как рассказывают источники "Украинской правды", на днях спикер Яценюк и экс-премьер Янукович провели очередные безрезультатные переговоры о разблокировании работы парламента.

Когда Янукович в который раз не захотел убрать свои требования о НАТО и Луценко, Яценюк сказал приблизительно так: "если у вас неизменная позиция, то у нас остается только один выход – досрочные выборы". На что Янукович ответил: "ну, если досрочные выборы – то досрочные выборы".

Были это эмоции или моральная готовность к такому сюжетному повороту, станет ясно в течение ближайшего развития событий.

Очевидно, что Партии регионов необходимо что-то делать – они не готовы к деятельности в оппозиции, а их электорат не способен демонстрировать стойкость под ливнем социальных выплат Тимошенко. Которая продолжает продвигаться на восток, подготовив законопроект "О повышении престижности шахтерской работы".

Неоднозначные настроения царят и в блоке Тимошенко. С одной стороны, власть, к которой она так долго шла, снова в руках. С другой, коалиция в два голоса часто заставляет работать Тимошенко вхолостую. Тогда как сейчас ее рейтинг на подъеме, и перевыборы помогли бы решить эту проблему.

На днях узкому кругу стали известны результаты закрытого социологического исследования, проведенного авторитетным институтом социологии. Цифры превзошли все ожидания БЮТ – Тимошенко вышла на первое место в президентском рейтинге – и, возможно, именно этим объясняется такое поведение Банковой.

Итак, если бы выборы состоялись в ближайшее воскресенье, Тимошенко с незначительным преимуществом заняла бы первое место, вторым стал бы Янукович, третьим – Ющенко. Действующая премьер победила бы и по результатам второго тура.

Что Тимошенко обещала Ющенко в разговорах тет-а-тет, так и останется их тайной. Но это не имеет никакого значения, поскольку лидер БЮТ не всегда помнит и то, что декларировала публично. Зато она точно знает формулировку, с которой провозглашала условие не принимать участие в выборах президента:

"Если наше сотрудничество с Виктором Андреевичем Ющенко будет гармоничным, сбалансированным, если будет демонстрироваться целостный общий подход к решению проблем – тогда я могу, безмерно любя Украину, поддержать Виктора Андреевича Ющенко".

Очевидно, что реакция Виктора Балоги на попытки отстранения Валентины Семенюк, как и на другие рецидивы их конфликта, не подходит ни под определение "гармоничное", ни под определение "сбалансированное".

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде