Бедные или глупые?

Понедельник, 24 марта 2008, 15:13

Написать данное эссе меня подтолкнула статья Сороки "Не такие мы бедные, как прибедняемся". А интересно, действительно ли, мы, украинцы, такие бедные, какими себя считаем, или не совсем такие?

ВВП в 2007 году в Украине составил 663 миллиарда гривен, что составляет 131,2 миллиарда долларов США (по курсу 5,05 грн./долл.) или 2 834 доллара на человека. ВВП – это валовой внутренний продукт, который включает в себя стоимость всех товаров и услуг, выработанных в стране за год, плюс экспорт, минус импорт. То есть, материальная база благополучия.

Чтобы сравнить украинский среднедушевой ВВП с ВВП (GDP) других стран, надо выразить его в сопоставимых ценах. Чтобы уменьшить расхождения, воспользуемся данными ЦРУ (СІА) США, организации очень авторитетной и компетентной.

Ниже приводим таблицу с данными ЦРУ по разным странам.

Данные за 2007 год, если не указано другое

Как видим, Украина вырабатывает в два с лишним меньше продукта на душу населения, чем Россия, в полтора раза меньше, чем Беларусь и в шесть с половиной раз меньше – чем США. Меньше, чем Бразилия и Турция, но больше, чем Китай и Индия.

ВВП отображает уровень производительности народного хозяйства. То, что среднедушевой ВВП индустриального государства в центре Европы сопоставим со среднедушевыми достижениями аграрно-промышленного Китая, свидетельствует только о разительной неэффективности украинской экономики.

Для обсчета благосостояния украинского населения полезнее было бы воспользоваться данными о ВНП – валовой национальный продукт, или товары и услуги, выработанные всеми украинцами и принадлежащими им предприятиями во всем мире. К сожалению, такой статистики найти не удалось.

Дефицит информации на эту тему объясняется очень просто – ее почти невозможно корректно обсчитать. По официальным данным, семь миллионов украинцев зарабатывает свой доход за границей Украины. В 2007 году эти заробитчане переслали на свою родину около 22 миллиардов долларов. В среднем – $3150 каждый.

Эти 3150 долларов следует считать нетто сбережениями заробитчан. Логично предположить, что их доход в странах современного проживания является соразмерным с доходом населения этих стран.

Далеко не все из тех, кто выехал, вернутся когда-либо в Украину. А те, что приедут, больными и старыми, в большинстве своем станут в очередь за различными социальными выплатами.

Их заработки за границей не только не будут фигурировать ни в одной налоговой декларации, а будут скрыты за семью занавесами от всех посторонних глаз. Зато на фиктивную справку с места работы для получения приличной пенсии американских долларов или евро хватит с излишком.

22 миллиарда долларов – это половина годового бюджета Украины. И это – внутренний платежеспособный спрос, который в несколько раз превышает все иностранные инвестиции в украинскую экономику.

По экономическим законам, производство в стране растет соответственно совокупному спросу. Ежегодные вливания размером в половину госбюджета должны были бы вызвать невероятный рост национальной экономики с невиданными в истории темпами прироста. Но этого практически не происходит.

Деньги заробитчан и зарплата трудящихся – не единственный источник платежеспособного спроса в Украине. В 2007 году украинцы, по данным Министерства экономики, заработали 100 миллиардов гривен, а израсходовали – 150 миллиардов.

"Дефицит" покрыли кредитами. Опять-таки – кредитование, согласно законам экономики, должно было "застимулировать" отечественную экономику на заоблачные высоты. Но вместо того, официальные лица бьют тревогу: цены растут быстрее, чем доходы.

В экономике такая ситуация называется "ригидностью предложения". Производство не реагирует на увеличение спроса, а рынок реагирует увеличением цен. Украинская экономика неспособна к развитию даже в самых благоприятных тепличных условиях, которые можно только себе представить:

Речь идет о:

- огромном платежеспособном спросе;
- избытке высококвалифицированной рабочей силы, которая вынуждена искать себе занятие за пределами Украины;
- отсутствии реальной угрозы извне;
- возможности привлечения современных технологий;
- стабильном и благоприятном международном окружении, особенно с экономической точки зрения.

Можно предположить, что наша экономика ригидная потому, что все рабочие руки выехали за границу. Но достаточно походить по базарам, чтобы понять, что рабочих рук больше, чем надо. Мало того – за 2006 год Украина заняла 4-тое место в мире по количеству новоприбывших эмигрантов.

Так что на семь миллионов заробитчан в Украине, по официальным данным, шесть миллионов граждан других стран.

Не так давно, еще в статусе министра, Кинах обсчитал частицу теневого сектора в украинской экономике на уровне 39%. Это те предприятия, которые от государства совершенно не зависят. Стопроцентно рыночные, так сказать. Но и они не торопятся наращивать производство товаров народного потребления, отдавая преимущество экспортно-импортным операциям. Как правило – нелегальным.

Итак, украинец за границей изготовляет какой-то продукт. Заработанные деньги он пересылает в Украину. На эти деньги его семья покупает выработанный им импортный товар. Украина оказывается в роли "спального" государства из-за своей неспособности к эффективному хозяйствованию.

Украина уверенно держит мировое первенство по темпам сокращения населения. Но если принять во внимание все доходы среднестатистического украинца и его потребительскую корзину, то можно заметить, что его постоянное сетование на судьбу и бедность не имеют веских оснований.

Большинство народов живут материально хуже, чем мы, но значительно больше довольны своей жизнью, уверенно смотрят в будущее, плодятся и живут дольше, чем мы. Проблемы, очевидно, не в деньгах.

Правительство Бутана, где ВВП составляет всего 1400 долларов на человека, а большинство населения, тем не менее, чувствует себя довольным жизнью, решил базировать свою деятельность на основе показателя общей удовлетворенности.

В этом больше смысла, чем в попыиках связать развитие народа с количеством отоваренных "зеленых" на душу населения. Как якобы самым безупречным членом общества надо было бы считать самую жирную и сексуально активную "телку на крутом членовозе".

Моя тетка вместе с дядей живут в селе и получают на двоих около 1000 гривен пенсии. Им обоим за семьдесят, и никаких особых амбиций они уже не лелеют. Но главное, что они выглядят значительно больше довольными жизнью, чем среднестатистические американцы, которые тратят на борьбу с "болезнями цивилизации" ежегодно по 4500 долларов в год, и во всяком случае, – счастливее, чем истерические потомки миллиардеров, склонные к самоубийствам в незрелом возрасте.

Логично предположить, что благосостояние человека определяется не только его денежным доходом, но и тем, что именно и в каких количествах он на него покупает. В экономике это называется "потребительская полезность".

Бутылка кефира, например, приносит человеку намного больше пользы, чем бутылка водки, хотя стоит намного меньше. Но у типичного украинца всегда есть на бутылку, хотя иногда нет на нормальную пищу.

Большинство свободных денег современный украинец тратит на жилье и машину. Именно поэтому цены на эти товары в Украине уже давно не отвечают их реальной стоимости.

Заробитчанин, тратя самые лучшие годы своей жизни на заработок денег на "приличное", в его представлении жилье, как правило, созревает к пользованию этим жильем в возрасте и состоянии, когда полезность данного имущества устремляется к нулю.

Кто-то умирает, так и не насладившись жизнью в овеянном мечтой дворце.

Так же сложно объяснить, почему обычный украинец готов выложить эквивалент своей многолетней работы за старое, разбитое нашими дорогами корыто. Но эта готовность поднимает цены на машины в Украине за пределы здравого смысла.

"Благородным" среди заробитчан считается пересылать свои деньги оставленным в Украине потомкам. Потомки, лишенные родительского контроля, тратят деньги на все, кроме того, что, по трезвому размышлению, должно бы принести им какую-то пользу. Психологи в Украине бьют в набат из-за проблемы "итальянских детей".

А для Украины проблема в том, что заробитчанская ментальность характерна не только для тех украинцев, которые выехали за границу.

Потребительская полезность национального дохода определяется не только тем, как этот доход расходуется, но и тем, как он распределяется. Еще сто пятьдесят лет назад было известно, что полезность общественного блага и удовлетворение общества от него обратно пропорциональны уровню имущественной дифференциации.

Современные статистические данные (США) говорят о том, что в районах с высокой имущественной дифференциацией населения продолжительность жизни в среднем на 15-20% ниже, чем в однородных.

Продолжительность жизни кажется более надежным показателем благосостояния, чем материальный доход. Поскольку далеко не все люди на Земле молятся на доллары, но нет ни одного, кто бы не хотел прожить как можно дольше.

Из таблицы видно, что Украина по средней продолжительности жизни опережает разве что Либерию и Россию, значительно уступая тем же китайцам и даже индусам. Продолжительность жизни украинцев, как ничто лучше, отображает уровень их имущественного расслоения.

Интересно сравнение двух географически соседних, но социально, политически и экономически противоположных государств – США и Кубы. В обеих странах расовая структура населения приблизительно одинакова, одинаковы идеалы и цвета флагов, и когда-то даже была одинаковая политическая система.

На Кубе продолжительность жизни почти такая же, как в США: 77,1 до 77,8 лет (это по данным ЦРУ, а знающие люди из ООН и ВОЗ считают, что на Кубе люди живут на три года дольше. Поэтому комиссии по проблемам долголетия ездят на Кубу, а не в США).

Но США вырабатывает ВВП на душу населения в десять раз больше: 46 000$ до 4 500$. И среднестатистический житель США тратит на медицину столько, сколько кубинец вырабатывает – 4 500$ за год.

Кубинское долголетие противоречит общепринятой теории, согласно которой здоровье и удовлетворенность человека от жизни определяются количеством условных единиц на его душу.

Чтобы объяснить это разногласие, следует выйти за пределы исследуемого предмета и рассмотреть недолларовые факторы жизни. Это может дать ответ на вопрос, в чем проблема с нами, украинцами.

Александр Бобик, политэконом, Чикаго, для УП

Продолжение следует

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде