Византийский вектор Украины

Вторник, 4 марта 2008, 12:59
События, происходящие в современной украинской политике, очень напоминают Средневековье, Восточную Римскую Империю (Византию).

Государство, образовавшееся вследствие распада когда-то могущественной империи – с культивированием духа той погибшей империи, с использованием менеджерских традиций Рима и с ностальгией по еще более давним временам – полумифическим временам Ахилла и Геракла.

Исполинская территория, многоязычный народ, недостаток ресурсов, постоянное заигрывание с соседями, сложные дипломатические отношения с государствами, задающими тон в мире, попытки удержать неделимость земель, постоянные вопросы культурной идентичности, коррумпированная структура государственного аппарата и коррумпированное общество, базирующееся преимущественно на спекулятивном капитале и транзитных возможностях.

Расслоение на верхушку, которая потопает в золоте, и низы, которые находятся в состоянии полуголодного существования. Вся политика сводится к искусству захватить и удержать власть, уничтожая конкурентов.

Политика во всем мире – это искусство борьбы за власть. Византийщина превращает борьбу за власть из искусства в грубое ремесло, а это грубое ремесло сводится к рангу повседневного смысла жизни элиты.

Византийство в Украине проявляется повсюду – начиная с 1991 года. И "Помаранчевая революция" утвердила не столько европейский выбор Украины, сколько стремление новой (новой?) элиты приобщиться к византийским политическим ценностям.

Ориентир на Византию возобладал над другими ориентирами.

Неправда, что в Украине происходит борьба двух векторов – европейского и промосковского. Это все – бутафория, спекуляция. На самом деле в Украине борются два вектора – византийский и латиноамериканский.

Последние события в украинской политической жизни – только иллюстрация к вышесказанному.

Коалиции военных предводителей, гвардейцев командующих армиями в Византии не были продолжительными – из-за недостатка умения договариваться и из-за взаимного недоверия. Власть считалась исключительно доступом к ресурсам страны, а не возможностью стратегического планирования.

Правители приходили к власти по принципу "После нас – хоть потоп!" - и сразу же старались заигрывать с военными и с чернью, щедро раздавая им обещания и деньги.

Вам это не напоминает украинскую действительность? Просто живем в более гуманном веке – не надо убивать физически, довольно существенно сыграть на понижении рейтингов. И не следует для противостояния с политическими конкурентами приглашать варягов – можно использовать "Газпром" в качестве тяжелого тарана.

То, что мы наблюдаем сегодня на политической верхушке Украины – византийство высшей пробы. Поскольку как иначе можно оценить действия президента и его ближайшего политического окружения? А также других политических игроков?

Казалось бы, инстинкты политического самосохранения должны были бы диктовать двум политическим силам, входящим в парламентскую коалицию и формирующим правительство, условия, по которым они должны бы активно поддерживать друг друга.

Но отсутствие стратегических целей у самих политических сил и гипертрофированная роль лидеров в самих политических силах приводит к активному противостоянию внутри коалиции. Другими словами, в коалиции бездействуют политические законы – все определяется противостоянием между личностями. А личности живут по законам джунглей.

Чем характеризуется современный политический момент? К чему сводится повестка дня украинской политической жизни?

К двум моментам: а) максимально ослабить Тимошенко; б) максимально расколоть Партию Регионов.

В ситуации, когда основные рычаги влияния на ситуацию в стране находятся в руках секретариата президента, это можно делать бесконечно долго, с незаурядным вдохновением и виртуозностью.

Оба этих момента можно свести к общему знаменателю: приближаются президентские выборы. Виктору Ющенко важно удержать власть и не допустить к ней потенциальных конкурентов – Тимошенко и Януковича.

Именно этим все продиктовано – и раскол НУНС, и формирование новой политической силы, и газовые войны с Тимошенко, и центробежные процессы в Партии Регионов, и активная критика в адрес премьер-министра...

И здесь нельзя не вспомнить деятельность нынешнего секретариата президента...

В ситуации, когда все и вся ополчились против Балоги – хотелось бы сказать несколько слов в его защиту. Не очень приятно поддерживать многоголосую критику – даже если человек эту критику заслуживает. Нельзя писать портрет политика исключительно черной краской.

Балога – продукт политики византинизма и человек, который осознал всю тонкость игры по византийским правилам. Не он эти правила писал. Но он их поддерживает и культивирует.

Придя на должность главы секретариата, он понимает: или он, или его. Он прекрасно помнит опыт Зинченко или Рыбачука – "беззубых" руководителей канцелярии, которые не проявляли чрезмерной инициативности и старались придерживаться всех правил игры. Где теперь Зинченко? Где Рыбачук?

Византийская политика – политика жесткая. Правила просты: сегодня есть власть в руках – делай все, чтобы уничтожить (не обязательно физически) потенциальных конкурентов. Балога не творец византинизма. Он – только элемент этой политики.

Не прав тот, кто хочет видеть в Балоге второго Медведчука. Медведчук все-таки был всесильным канцлером при Кучме. Жестким, циничным, но канцлером – человеком, воплощавшим намеченное президентом и советовавшим президенту – иногда заменяя собой и премьер-министра, и министра иностранных дел.

Балога – это визирь. Это человек, воплощающий от лица монарха власть, при этом не обязательно ставя монарха в известность о тех либо иных делах. Османская империя переняла подобную структуру в Византии и Арабского халифата. Мы – у Османской империи...

Виктор Ющенко на протяжении продолжительного времени думает о том, как остаться в президентском кресле на второй срок. Это уже для него – вопрос чести. Его мало интересует власть. Он не тот человек, которому приносит удовольствие процесс осуществления властных функций.

Властные функции он с радостью передал Виктору Балоге – в аренду. И тот постоянно демонстрирует президенту, как можно увеличивать капитализацию президентского кресла.

На самом деле Ющенко интересует внешние атрибуты власти: визитки с надписью "Президент Украины", возможность телеобращений к "его нации", а также возможность распускать парламент в предусмотренных и непредусмотренных Конституцией случаях. Власть для Ющенко – это прежде всего дорогой аксессуар, что-то на манер швейцарских часов или ручки "Монблан", но еще более эксклюзивный.

Но Ющенко сросся с властью, с должностью президента, и ему бы не хотелось, чтобы кто-то посягал на его кресло. Еще больше этого не хотелось бы Виктору Балоге. Поскольку если Ющенко и на пенсии будет слышать обращение в свой адрес "господин президент", то Балога едва ли будет иметь возможность назначать губернаторов и разводить политических лохов в приемной нового президента.

Для Ющенко и Балоги очень выгодна ситуация, при которой Тимошенко должна была столкнуться с двумя типами оппозиции: внешней, явной и внутренней, скрытой.

Внешняя оппозиция – это Партия Регионов, коммунисты и Блок Литвина. Внутренняя – это коллеги по коалиции, представители НУНСа. Понятно, что именно из этого лагеря поступает самая большая угроза для премьера и самое большое количество донимающих ударов.

В этом плане даже разблокирование работы парламента превращается в инструмент послабления премьера. Кажется, сегодня только спикер Арсений Яценюк искренне стремится к тому, чтобы парламент начал работу. И ему следует отдать должное – его настойчивости, терпеливости и вере в то, что парламент будет работать.

Для Тимошенко парламент может превратиться в еще одну угрозу. Это прекрасно понимают в НУНС и в ПР – и хотят продемонстрировать премьеру, что коалиция существует только де-юре, но де-факто ни одно решение в стенах Верховной Рады пройти не может.

Инструментом византийской игры стали последние газовые события. Автор больше чем уверен в искусственности "газовой войны".

Ющенко нужна была небольшая, но победная война - ее ему инсценировали и обеспечили российские коллеги, которые в последнее время поняли: вести дело с "националистом" Ющенко выгоднее, чем с непредвиденной Тимошенко.

По крайней мере, Ющенко – как профессиональный бухгалтер – знает законы деления, а это очень важно в энергетическом секторе при условии существования посредников на рынке энергоносителей. Кремль готов простить Ющенко его увлечение героикой ОУН-УПА и артефактами Трипольской культуры – лишь бы он стал гарантом существующих в настоящее время энергетических схем в отношениях между Украиной и Россией.

Именно поэтому на следующих президентских выборах можно не сомневаться в том, что Ющенко будет поддержан – явно или скрыто - Россией.

Тимошенко – даже учитывая довольно мощное лоббирование ее интересов в России – поставили перед фактом: газ – бизнес президентов. Станешь президентом – будем говорить о других схемах и других вариантах поставок голубого топлива в Украину.

Именно это стало квинтэссенцией и последствием ее переговоров с российской стороной. А Ющенко получил еще один козырь в руки.

Для обеспечения прохождения Ющенко в президентское кресло на второй срок создается мощная структура, объединяющая административный, олигархический и медиа ресурсы.

Что касается админресурса – Тимошенко поставили перед тем фактом, перед которым в свое время был поставлен Виктор Янукович. Мало быть премьером. Мало возглавлять правительство. Нужно еще и иметь возможность влиять на органы власти на местах.

Правительство Януковича пыталось воплощать программы социального развития, повышать заработные платы и пенсии, социальную помощь. Все эти инициативы блокировались представителями власти на местах.

Автор может привести сотни примеров того, как инициативный и деятельный министр труда и социальной политики Михаил Папиев находил средства для новых проектов Кабмина, а потом разводил руками – он наталкивался на откровенный саботаж со стороны губернаторов.

Та же ситуация сейчас происходит и с нынешним правительством. Правда, саботаж на местах дополняется еще и саботажем центральных структур власти.

Отсутствие приватизационных процессов – это попытка нивелировать выигрышный эффект, полученный Тимошенко от выплат первого транша сбережений вкладчикам "Ощадбанка". На следующий транш денег взять негде – кроме как от поступлений из приватизации. Тимошенко, которая не оправдает ожиданий электората и не выплатит обещанные сбережения – не будет являть никакой опасности для Ющенко.

Уже сегодня вокруг Ющенко достигается консенсус самых больших олигархов страны – он становится желательным президентом и для Коломойского, и для Фирташа, и для Пинчука, и для Ахметова.

Отсюда и влияние на медиа. Кто держит самые большие каналы? Кому принадлежит телепространство? Ну вот... И здесь возникает вопрос: не создает ли президент (а точнее – его окружение) новый Фонд "Социальная защита" образца 1999 года?

Ведь тогда также была унификация всех ресурсов ради продвижения Леонида Кучмы на второй срок. И рейтинги Кучмы в 1998 году и Ющенко в 2008 году приблизительно одинаковы – около 10%.

...Казалось бы: у коалиции есть общий оппонент – Партия Регионов. Но Ющенко скорее находит общий язык с Ринатом Ахметовым и даже с Виктором Януковичем, чем с коллегой по политическому лагерю Тимошенко.

Президента и бело-голубой лагерь объединяет намного больше, чем разъединяет – начиная с общего виденья газовых схем до общей нелюбви к Тимошенко.

Поскольку на кону стоит главный вопрос – власть. Власть как самоцель, а не как инструмент осуществления более дальновидных программ. Власть как фетиш.

Автор не является большим симпатиком Тимошенко или Ющенко. И до сих пор считает "Помаранчевую революцию" если не черной, то серой страницей украинской истории. Тем не менее, уверен что путь византийства – это путь в никуда.

И ответственность за неовизантинизм в украинской политике лежит прежде всего на президенте, который не сделал за три года ничего для того, чтобы разрушить старые системные образования и перевести Украину на новые уровни развития. Шанс у него был. Он его потерял, фактически забросив и заговорив обещанные реформы.

Политика византийства дает основание ничему не удивляться. Она перестает быть наукой или искусством. И превращается во что-то нелогичное, циничное и прагматическое.

Все удивляются назначению нового губернатора Львовской области – мол, где логика? А зачем там искать какую-то логику? Для восточных деспотий самая высокая логика – желание монарха, а самая высокая истина – благо монарха.

Ничего странного не будет, если Тимошенко и Янукович по тем или иным причинам не будут принимать участие в избирательной кампании. Не надо удивляться, если Тимошенко то ли добровольно, то ли под давлением обстоятельств будет вынуждена пойти из поста премьера.

Удивит ли кого-то, когда "свои же" - представители НУНСа – попробуют сбросить с кресла спикера Арсения Яценюка. Или если завтра состоится какой-то переворот и ко власти придет какая-то "экономическая хунта"?

Надо ли удивляться, если завтра по всей Украине начнутся бензиновые или хлебные кризисы – которые прекратятся как только изменится правительство? Или если завтра переформатируется коалиция... В наших условиях нет ничего невозможного...

Кто сказал, что повторение истории невозможно? Кто сказал, что Ющенко – не Кучма? Копия всегда хуже чем оригинал, но все же! Просто в нашей стране продолжает действовать византийская система, в которой - какое бы значение не подставить – получится повторение раннего Средневековья.

Но нельзя жить по принципу "после нас – хоть потоп". Нельзя жить в ситуации постоянной войны всех против всех, ситуации цинизма, коррупции и "кидалова". Поскольку есть еще и стратегические цели и стратегические риски, которые необходимо осознавать.

…Но, к сожалению...

Кость Бондаренко, Институт Горшенина

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде