Битва за Киев: побежденные и победители

Четверг, 29 мая 2008, 11:19

Уже прошло несколько дней после выборов в Киеве, а оппоненты Черновецкого так и не смогли более или менее понятно прокомментировать то, что произошло. Не говоря уже об юридических шагах по обжалованию.

Судя по всему, инициаторы досрочных выборов находятся в легком шоке. Те, кого они хотели защитить от "космической угрозы", в воскресенье, 25 мая, просто не пришли на участки защитить себя сами.

Неслыханно низкая явка определила победителя самой дорогой и скандальной избирательной кампании в столице. Пример Леонида Черновецкого на практике доказал, что любовь – зла, и любовь избирателей – не исключение. У любви избирателей, вдобавок, нет никакого отношения к логике. Впрочем, какие-то закономерности последней кампании есть.

Полезными для понимания этих закономерностей могут стать результаты экзит-пола, который провели "Демократические инициативы" совместно с КМИС. Ведь экзит-пол не только определял за кого проголосовали киевляне на этих выборах. Одним из вопросов было: "За кого вы голосовали на внеочередных выборах в Верховную Раду 30 сентября 2007 года". Сопоставление цифр дает интересные результаты.

Леонид Черновецкий и его Блок

Электоральный триумф Леонида Черновецкого и его политической силы прогнозировали большинство социологических исследований. Поэтому конкурентам действующего мэра оставалось надеяться на две вещи: чудо и высокую явку. Чуда не произошло. Ситуация с явкой была еще хуже.

А электорат Черновецкого традиционно оказался мобилизованным. Какие же составляющие этого электората? Самым большим донором для действующего мэра оказалась Партия регионов – 65,6% сторонников этой политической силы в Киеве меньше чем за год "перетекли" к Черновецкому.

Свои симпатии ему отдали также 43,3% тех, кто когда-то голосовал за социалистов и 48.3% тех, кто голосовал за КПУ. Значительным является также тот факт, что по 20% бывших сторонников БЮТ и НУНС разочаровались в своих кумирах аж на столько, чтобы на этот раз отдать свои голоса их самому большому антагонисту.

Если сделать поверхностный анализ кампании мэра и его Блока, то можно выделить несколько удачных шагов, которые и повлияли на общий результат:

1. Леонид Черновецкий, наученный горьким опытом Януковича и Партии регионов в 2007 году, принял быстрое решение не обжаловать постановление Верховной Рады, а идти на выборы. На фоне общей эйфории демократического лагеря, это не только дало его команде несколько дней на развертывание работы, но и мобилизовало преданный электорат.

2. Был взят сознательный курс на изоляцию мэра от телевизионных форматов. Присутствие Черновецкого в медиа преимущественно было виртуальным – то, что выходило на каналах и в газетах, было под контролем штаба.

3. Черновецкий грамотно и безупречно мобилизовал админресурс, используя реализацию текущих проектов города в избирательной кампании. Простой пример: имея на руках утвержденный в бюджете план проведения ремонтов по линии ЖКХ, на район выезжала бригада "активистов", которая записывала жалобы жителей.

А уже через несколько дней туда ехали ремонтники. Таким образом, жителей того или иного дома не покидало ощущение того, что их лифт отремонтировал лично Леонид Михайлович.

4. Благодаря значительным финансовым ресурсам и рычагам влияния, Черновецкому удалось отключить от телевидения своих главных конкурентов: Кличко и БЮТ.

После продолжительных поисков, технологи мэра нашли болевые точки своих конкурентов. А именно – наличие в списках Кличко и БЮТ так называемых незаконных застройщиков. Эта информация, которая изо дня в день тиражировалась в СМИ, пришлась обычным киевлянам по душе.

Но самой большой составляющей успеха Черновецкого стала договоренность с Банковой. Никто точно не знает предмета и формата таких договоренностей, но сотрудничество СП с киевской властью может продолжиться и в будущем. Ведь намеки команды действующего мэра на всеукраинские амбиции не выглядят пустой бравадой.

Уже сегодня, только за счет голосов киевлян, Блок Леонида Черновецкого преодолевает трехпроцентный барьер в Верховную Раду. Такой результат может только сниться искусственно создаваемому "Единому Центру".

Александр Турчинов и Блок Юлии Тимошенко

"Турчинов – это я!", – говорила на старте избирательной кампании Юлия Тимошенко. Потому результат БЮТ можно воспринимать как личное поражение "народного премьера". Как бы не пытались близкие к БЮТ политологи растолковать результаты киевской кампании в свою пользу, очевидно, что поставленных целей Юлия Тимошенко в Киеве не достигла. И хотя Сталинграда не произошло, то, что произошло с БЮТом, скорее напоминает Армагедон.

Ведь в 2006 году БЮТ, во главе с Николаем Томенко, набрал больше, чем БЮТ во главе с Тимошенко образца 2008 года. Более того, БЮТ меньше чем на половину мобилизовал свой электорат 2007 года.

За Александра Турчинова проголосовал 41% прошлогодних сторонников БЮТ, а за список Блока в Киевсовет – 48.8%. Правда, на фоне общего кризиса в НУНС, "белосердечным" удалось откусить у "помаранчево-малинових" 16-17%.

Бесспорно, в кампании БЮТ были сильные шаги, но и хватало ошибок:

1. В саму кампанию БЮТ ввязался, не имея ни кандидата, ни четкого плана. Безграничная вера Юлии Тимошенко в свою счастливую звезду – вещь довольно сильная. Но рано или поздно она должна дать сбой.

2. Юлия Тимошенко напрасно пыталась административными методами перекрывать кислород Леониду Черновецкому. Одно только решение заблокировать выплаты в "Ощадбанках" стоило Юлии Владимировне определенных электоральных потерь и роста рейтинга Черновецкого.

3. Тимошенко вошла в войну сразу по нескольким фронтам. Верховная Рада, Конституция, Vanco, Балога – все это забирало у премьера драгоценные время и силы.

4. Не было единства и внутри команды БЮТ. Кампанию "под ключ" принялся делать Богдан Губский, который не только победил во внутренней борьбе команду Анатолия Семиноги, но и поотсекал от рабочих направлений тех, кто занимался этим в БЮТ в предыдущих кампаниях. Например, у Николая Баграева забрали проведение уличных акций и агитационных концертов.

5. В избирательной кампании не принимали активное участие лица списка. Николая Томенко, Александра Зинченко и Анатолия Хостикоева можно было наблюдать только на билбордах.

Главным позитивом кампании для БЮТ должен стать холодный душ, крайне необходимый этой политической силе накануне общенациональных выборов. Возможно, БЮТ наконец признает, что появились новые политические силы, которые также хорошо знают толк в понятии "популизм".

Виталий Кличко и его Блок

В киевскую кампанию Виталий Кличко неожиданно для себя вошел сугубо информационным проектом. Присутствие в медиа и имидж оппозиционера нивелировались полным отсутствием команды и полевых структур.

Собственно, из-за отсутствия за своей спиной партийцев и актива, Кличко так и не стал единым кандидатом от демократических сил. Даже те, кто верил в высокий рейтинг боксера, не верили в его способность удержать свой результат и защитить его на участках.

Кличко пришлось формировать команду в режиме "с мира по нитке", что привело к определенным отрицательным результатам. Киевляне далеко не однозначно восприняли Анатолия Коваленко и Ивана Плачкова.

Поддержка Народного Руха Украины была сугубо номинальной. А присутствие в списках таких фамилий как Парцхаладзе и Миргородский стало причиной такого неожиданного разрыва между кандидатским рейтингом Кличко и рейтингом его политической силы. Причем технологи Кличко так и не сумели найти противоядие для обвинений в наличии "незаконных застройщиков".

Учитывая все это, Кличко кампании не выиграл. Но, по сравнению с БЮТом, и не проиграл. Блок Кличко набрал больше, чем в 2006-м, хотя несущественно, но нарастил фракционные мышцы. Личный 20%-и рейтинг боксер сохранил, несмотря на низкую явку.

Тем более "мясорубка" этих выборов должна бы многому его научить. Подсластить пилюлю поражения Кличко должен бы тот факт, что именно к нему отошло свыше трети бывшего электората НУНС – 37,7% из тех, кто поддерживал НУНС, голосовали за Кличко-мэра и 21,8% за Блок Виталия Кличко.

Сегодня Кличко оказался перед нелегким выбором. Или уходить из политики, считая эксперимент неудачным, или имея привычный и удобный оппозиционный плацдарм в Киевсовете, начать создание собственного политического проекта с прицелом на всеукраинский уровень.

В Киевсовете его успех будет зависеть исключительно от работы его команды. Если она рассыплется, то исправить имидж человека, который не умеет руководить людьми, не удастся никакими "сильными" и "честными" билбордами.

Виктор Пилипишин и Блок Литвина

Анекдот "Пилипишин идет в мэры" под конец кампании начал выглядеть, как серьезное литературное произведение. Чтобы там не говорили, а набрать с ноля почти семь процентов дорого стоит. Причем как в прямом, так и в переносном смысле.

Израильские технологи, которым были созданы роскошные условия для работы в "Хаяте", навязали Виктору Пилипишину акценты на общечеловеческие ценности, очевидно, не учли особенностей украинского менталитета.

Дети, конечно, это очень важно, но после того, как они ложатся спать, украинцы бегут смотреть "Свободу Савика Шустера". Итак, после того, как глава Шевченковской РГА проводил ценный израильский десант – за две недели до выборов – уже позже, в день выборов вокруг избирательных участков замелькали разнообразные "светофоры".

Кто же голосовал за Блок Литвина на этот раз. Только 51,7% бывших киевских сторонников БЛ отдали ему свои голоса 25 мая. Однако 14,4% из тех, кто проигнорировал прошлые выборы в ВР, сейчас почему-то решили голосовать за Литвина-Пилипишина. Каким образом и за какие средства Виктору Пилипишину удалось разбудить у них сознательность, остается загадкой.

Но если оставить за скобками ценовую составляющую, то киевскими выборами Блок Литвина может гордиться. Результат этой политической силы увеличен почти вдвое, что позволит активнее влиять на процессы в Киевсовете. К тому же, Блок Литвина будет традиционно претендовать на роль "золотой акции" в споре между "честными" и "трудолюбивыми".

Гражданский актив Киева

Два года "защиты" ГАКом интересов киевлян были настолько "яркими", что многие поспешили списать эту политическую силу, поскольку любые социсследования постоянно давали ГАКу около полтора процента. Как оказалось, напрасно.

Буквально перед самыми выборами «общественным активистом Киева» стал владелец "Фуршетов", "Ашана" и Асии Ахат Игорь Баленко, который перед тем получил отказы от Литвина, БЮТ и Кличко.

ГАКу же Баленко пригодился, а сеть супермаркетов "Фуршет" на время выборов превратилась в полевые структуры блока. Электорат ГАКа сформировался по принципу "из мира по нитке" – отобрав по 3-6% от сторонников каждой из партий. ГАК, тем не менее, получил фракцию в 8 мест. Цена вопроса, как говорят, 25 миллионов долларов США. По сравнению с другими – дешево и сердито.

Василий Горбаль и Партия регионов

Партия регионов запрягала долго, но быстро не поехала. Почитатели Януковича долго думали, кого выдвинуть в мэры: Табачник, Богословская, Шуфрич... Наконец все-таки остановились на Горбале.

О том, что выбор был не самым удачным, свидетельствует тот факт, что за мэра Горбаля проголосовало только 12% сторонников Партии регионов образца 2007 года. За список ПР в Киевсовет проголосовало 22,7% тех, кто отдал ей свои сердца на парламентских выборах.

Кампания, которую проводил владелец "Укргазбанка", выглядела, мягко говоря, странной. Позаимствованная в Интернете идея видеоролика, непонятность слоганов, необъяснимая ценность Партии регионов для киевлян – закономерные причины места этой политической силы и ее регионального лидера.

Как не удивительно, но проблемы Партии регионов похожи на проблемы БЮТ – в Киеве появилась политическая сила, которая превосходит их по уровню популизма. И лучше, чем БЮТ и ПР умеет "продавать" свои успехи доверчивому электорату.

Николай Катеринчук и его Блок

Последнюю перед выборами неделю Николай Катеринчук вдохновенно выяснял, является ли он техническим кандидатом, или нет. Выяснял так дотошно и перед телекамерами, что об этом узнали чуть ли не все киевляне.

Это, в конце концов, и просадило рейтинг кандидата. Хотя еще две недели до того перспективы Николая Катеринчука и его Блока выглядели более убедительно. Согласно данным соцопросов, он набирал около 8%.

Приятное лицо, красивая команда, тотальное присутствие на столичных рекламных площадях – все это могло сделать Николая Катеринчука чуть ли не главной сенсацией выборов. Но политик, как сапер, – ошибаться может нечасто.

И вместо электорального взрыва его рейтинг и рейтинг одноименного Блока понизился до 3,4%. Больше всего, как и ожидалось, Катеринчук забрал сторонников у НУНС – 6-8%, немного меньше у БЮТ (5,4%), а также 5,5% тех, кто не голосовал на прошлых выборах.

Сейчас главная задача Катеринчука – снять те репутационные риски, с которыми он столкнулся во время киевской кампании. Поскольку многим за него стыдно уже сегодня. Недаром Катеринчук пока открестился от коалиции с Черновецким.

Наша Украина/Народная самооборона

Даже не хочется комментировать. Это END. И далеко не HAPPY. Сейчас главной интригой остается то, как долго блок еще продержится до окончательного развала. Значительная часть "НУНСовцев" и в дальнейшем будет дрейфовать в сторону Тимошенко, еще кто-то пополнит ряды "Единого центра", "руховцы" по примеру Кирилла Куликова свяжут свою судьбу с Кличко.

Вообще вывод один. Киевская кампания-2008 стала большой насмешкой над технологами и технологиями. Идеи, слоганы, призывы и визуальные решения – этот арсенал можно сдавать на склад. Ведь результат чуть ли не для всех политических сил обеспечила покупка голосов – прямая или косвенная.

Таким образом, столичные выборы превратились в инвестиционные проекты, где инвестиционным портфелем являются разного рода "вавилоны", "светофоры" и карусели.

Интересует одно – о чем думают люди, которые личные симпатии в избирательном бюллетене меняют на дензнаки? Поскольку кусание локтей постфактум – процесс, бесспорно, интересный. Но абсолютно бесперспективный

Александр Черненко, для УП

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде