Украина и Польша: не футболом единым

Четверг, 12 июня 2008, 18:15

В последнее время вопрос межгосударственных украинско-польских отношений принято рассматривать в контексте проведения в 2012 году чемпионата Европы по футболу, где Украине и Польше выпала честь быть хозяевами этого большого спортивного действа.

Действительно, на сегодняшний день больше всего проблем во взаимоотношениях между двумя государствами приходится решать именно сквозь призму футбольной проблематики.

Тем не менее, вскоре к вопросам, связанным с проведением "Евро-2012" может добавиться комплекс так называемых "исторических проблем", которые уже не один год пытаются решить украинские и польские политики, и которые могут серьезно усложнить межгосударственные отношения, в том числе, что касается подготовки и проведения чемпионата Европы по футболу.

Дело в том, что уже в июле Польша намеревается на высоком государственном уровне отметить 65-тую годовщину трагических событий на Волыни в 1943 году.

В связи с этим, в Польше создан и активно действует так называемый "Общепольский комитет по оказанию почестей 65-ой годовщине геноцида, содеянного ОУН-УПА против польского населения Восточных Кресов", возглавлавляемый Ярославом Калиновским, вице-маршалком польского Сейма.

Название Комитета, согласитесь, очень красноречивое и указывает на конфронтационный, по отношению к Украине, характер его деятельности. Очевидно, что можно было бы не обращать на это особого внимания, поскольку отношения Украины и Польши на современном этапе остаются довольно искренними и конструктивными.

Однако упомянутый Комитет не является какой-то общественной, маловлиятельной структурой. Наоборот, его возглавляет депутат Сейма, лидер парламентской партии, которая входит в большинство и имеет в правительстве своего вице-премьер-министра, а также министра экономики, министра сельского хозяйства и развития села и министра труда и социальной политики.

То есть, имеет значительное влияние на принятие важных государственных решений.

Готовясь к отмечанию очередной годовщины событий на Волыни, Комитет, в лице его видных деятелей, выступил с рядом заявлений антиукраинского содержания: в частности всячески подчеркивается, что события на Волыни в 1943 году, это "спланированное преступление, реализация идеологии ОУН-УПА", что за Волынь должны ответить "современные украинские политики".

Комитет обнародовал ряд требований к парламенту, среди которых: "признать ОУН и УПА, а также другие организации украинских националистов, сотрудничавшие с немцами, преступными организациями" и "оказать почести жертвам геноцида, осуществленного на Кресах".

Кроме того, выносится требование закрыть популярную украинскую газету Польши "Наше слово" только за то, что она на своих страницах освещает деятельность ОУН и УПА.

Комитетчики также намерены осуществить ревизию учебного процесса, путем внедрения в школьные программы тем, раскрывающих "преступления ОУН и УПА".

Интересно, что со всеми, у кого мнение расходится с членами и сторонниками Комитета, планируется расправляться довольно своеобразным способом: власти рекомендуется не прислушиваться к советам людей, которые осуждают политику Комитета.

Отдельно необходимо отметить, что у антиукраинской истерии, которая сегодня происходит в Польше, нет серьезных политических оснований.

Пять лет назад, когда Украина и Польша отмечали 60-тую годовщину трагических событий на Волыни, парламенты и президенты двух стран приняли и подписали документы, которые назвали "историческими", и которые можно считать "общим знаменателем" на пути к согласию между украинским и польским народами.

По крайней мере, таким был лейтмотив выступлений тогдашних президентов Кучмы и Квасневского, парламентеров двух стран.

В украинско-польском парламентском заявлении, в связи с 60-й годовщиной Волынской трагедии, отмечается: "В истории Европы есть много примеров национальной вражды, войн, крови, жестокости. Но, в то же время, есть примеры объединения и согласия народов, которые хотели и смогли преодолеть даже самое сложное прошлое.

Моральной обязанностью тех, совести которых и в дальнейшем касается трагедия 60-летней давности, есть призыв к объединению наших народов во имя будущего, во имя общей цели. Пусть умение простить станет фундаментом лучшего будущего, добрососедства и украинско-польской дружбы".

Более того, уже после отмечания 60-й годовщины событий на Волыни, украинская сторона пошла на беспрецедентный шаг во взаимоотношениях со своим "европейским адвокатом".

Во Львове, в июне 2005 года, несмотря на сильные протесты местных жителей, на Лычаковском кладбище было торжественно открыто "Кладбище Орлят", на котором похоронены польские солдаты, которые подавляли национально-освободительную борьбу украинцев за свою государственность на заре прошлого века.

Вспоминается, в эти дни не один львовянин, наблюдая за тем, как поляки торжественно величают своих героев и украинских оккупантов, подавлял в себе гнев и протест.

Но тогда победила мысль о необходимости согласия во имя "общего европейского будущего", а отдельные государственные деятели даже поторопились заявить, что, наконец, состоялся "акт украинско-польского примирения", а значит можно поставить точку в исторических спорах, которые время от времени волновали общественность двух стран.

Считалось, что для этого можно даже уступить свою национальную гордость. Да и поляки обещали, что сделают адекватные шаги в Польше для достойного оказания почестей украинским героям, могилы которых находятся на ее территории.

Если отмечание в этом году в Польше 65-й годовщины событий на Волыни превратится в антиукраинскую акцию, это неизбежно внесет "коррективы" в добрососедские отношения между двумя странами.

Можно не сомневаться, что во Львове, других городах западной Украины, Киеве найдется немало людей, которым есть что вспомнить, когда речь идет о украинско-польских исторических спорах.

При таких обстоятельствах, у них будет моральное и политическое право напомнить полякам именно "украинскую правду" об истории взаимоотношений между двумя народами.

Другими словами, если в Польше реализуется самый плохой сценарий отмечания очередной годовщины Волынской трагедии, это не только усложнит взаимоотношения между двумя странами, но может отрицательно повлиять на перспективы проведения "Евро-2012".

Тогда вполне возможно сгущение красок, ведь не может быть такого, чтобы в Польше не предусматривали возможных отрицательных последствий антиукраинской кампании.

И все же, учитывая нынешнюю ситуацию в Украине, где власть как никогда слабая, надо признать, что соблазн "поквитаться за Волынь" в отдельных политических кругах Польши довольно сильный, а потому ничего исключать нельзя.

Какими должны были быть шаги Украины? Прежде всего, отказаться от "страусиной политики" и дальше делать вид, что ничего существенного в Польше не происходит.

Наконец – стать на защиту своих национальных интересов, несмотря но то, что это не понравится полякам, или даже может отрицательно повлиять на проведение в Украине и Польше "Евро-2012".

Богдан Червак, для УП

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде