Национальный капитал выбирает НАТО и ЕС

Вторник, 1 июля 2008, 14:19

Россия активизировала политику превентивных антинатовских мер в Украине в преддверии подготовки к следующему саммиту НАТО в конце 2008, где Украина рассчитывает получить поддержку членов Альянса по ПДЧ.

Политика превентивных мер исчерпывается исключительно методами давления и угроз вплоть до провокаций касательно "притеснения русского языка", "русскоязычного населения" и даже "претензий" на Севастополь и весь Крым.

Обострению ситуации способствует углубление сотрудничества с НАТО со стороны Украины.

Свидетельством этому могут служить как позитивные заявления со стороны ЕС о перспективах сотрудничества, так и поддержка евроатлантических устремлений Украины в ходе встречи Ющенко с Генсеком НАТО.

Во время этой встречи президент получил недвусмысленную поддержку евроатлантической стратегии и перспектив ПДЧ для Украины.

Такая активность украинского руководства очень нервирует Россию.

К этому стоит добавить и еще один новый аспект, который может существенно повлиять на взаимоотношения Украины и России. Речь идет о назначении послом в Россию Константина Грищенко.

Грищенко – бывший министр иностранных дел Украины, экс-посол Украины в США, опытнейший дипломат и политик. Но главное, он является одним из видных членов команды Партии регионов и соратником Януковича.

Кроме того, Грищенко, при вступлении в должность сделал достаточно жесткое и странное заявление, как для посла Украины в России и представителя Партии регионов. А, именно: он акцентировал внимание на необходимости реализации курса на евроатлантическую интеграцию.

Конечно, подобное заявление может быть расценено как очередной "феномен Богатыревой" – коррекция политических воззрений в связи с переходом в команду президента.

Но назначение и заявление Грищенко произошло практически одновременно с развалом демократического большинства и заявлениями о возможности формирования "широкой коалиции".

Кстати, от ПР не последовало никаких комментариев на сей счет.

Воздержался от комментариев относительно визита секретаря НАТО в Украину и лидер регионалов Янукович, подчеркнув лишь приверженность ПР идее референдума по НАТО.

Подобная более чем спокойная позиция Януковича по НАТО, очевидно, объясняется стратегическими договоренностями с командой Ющенко. И касательно перспективного формирования "широкой" коалиции и общего политического курса, в том числе изменений Конституции.

В части, к примеру, исключения "из игры" Юлии Тимошенко.

Главное основание таких договоренностей было заложено в экономической плоскости – «бизнес-крыло" Партии регионов, в лице Ахметова и Колесникова, уже сделали ставку на поддержку Ющенко.

По-сути, речь может идти о формировании "коалиции национального капитала", как основы поддержки второго президентского срока Ющенко (с перспективой устойчивого премьерства Януковича), или наоборот.

Союз Ющенко и большого капитала Донбасса (Востока Украины + группа "Приват") означает образование новой и более перспективной формулы "объединения нации" под флагом евроантлатической интеграции, с одной стороны, построения национального государства, с другой.

При условии поддержки государством и всеми его институтами национального капитала.

Новая политическая стратегия сможет быть реализована, если союз Партии регионов и президента будет скреплен еще и на институциональном уровне (а не только в рамках связей с секретариатом) – как союз партии Януковича с пропрезидентской силой.

Только в таком случае – новая политическая уния состоится как успешный политический проект.

Однако главной проблемой реализации такого проекта и такой стратегии как раз и есть отсутствие у президента консолидированной политической силы, которая бы полностью поддерживала его политический курс на этот союз.

Блок партий НУ-НС остается крайне ненадежным союзником президента и часто демонстрирует оппозиционность в отношении, если не Ющенко, то главы его Секретариата.

Фракция блока в Верховной Раде раздроблена на разные группы влияния, часть из которых не подчиняются президенту.

Формирование же новой политической силы и числа верных сторонников проходит медленно. И на сегодняшний день число лояльных к новой стратегии Ющенко депутатов недостаточно, чтобы сформировать в "широкую коалицию".

Хотя отправить в отставку Тимошенко они смогут. Такой план активно обсуждается.

Именно незрелость структур и слабость электорального потенциала нового пропрезидентского проекта "Единый Центр" не дает президенту оснований легализовать распад коалиции БЮТ-НУНС и подписать указ о роспуске парламента с последующими досрочными выборами.

Новая пропрезидентская сила просто не наберет необходимого числа голосов, чтобы создать коалицию с регионами, а БЮТ останется достаточно сильным, чтобы выборы выиграть.

Тем более что социологи зафиксировали рекордно низкую поддержку Ющенко со стороны избирателей.

Поэтому досрочные выборы не выгодны президенту. Ключевой его стратегией является затягивание петли экономического кризиса и инфляции на шее Тимошенко и БЮТ до момента, когда общество окончательно разочаруется в политике демократической коалиции и в деятельности оранжевых политиков.

Только после этого можно будет провести конституционную реформу и объявить новые выборы в Верховну Раду и местные советы, чтобы отобрать власть у БЮТ окончательно.

Нужно отметить, что новая стратегия Виктора Ющенко, предполагающая союзнические отношения с ПР, включает развитие активных отношений с другими представителями крупного капитала.

Конечная цель, как было сказано выше, – создание в Украине "максимально широкой коалиции национального капитала".

Этим же путем не так давно следовал Кучма, "отец отечественного капитала".

Геополитические ориентации Ющенко на интеграцию в ЕС и НАТО сегодня устраивают национальный капитал по целому ряду причин. Прежде всего, геоэкономических.

Во-первых, мировые и европейские рынки представляют большой интерес для украинского бизнеса. Во-вторых, экспансионистская экономическая политика России, как в мире, так и в Украине, напугала украинский бизнес, который стал проигрывать россиянам не только внешние рынки, но и внутренний.

В данном случае речь идет о массовой скупке россиянами украинских активов. Этому способствует высокий уровень коррупции в стране. За взятку госчиновник склонен защищать интересы россиян, не озадачиваясь проблемами отечественного бизнеса.

В-третьих, остроты этой проблеме добавили многократные атаки со стороны Российской Федерации на позиции Украины в геоэкономических вопросах (торговые войны, антидемпинговые кампании, попытки получения контроля за газотранспортной и транспортной системами прочее), и. особенно, угроза двукратного повышения цен на газ, что подрывает возможности успешного бизнеса отечественных бизнес-групп.

К этому стоит добавить последовательное вытеснение украинских партнеров с российского рынка по таким стратегическим направлениям как космос, авиация, машиностроение…

В совокупности такая политика России заставила украинский капитал задуматься о собственных перспективах и будущем; а также о том, что пророссийская политика не приносит и не будет приносить им никаких дивидендов, а потому и не имеет смысла.

Напротив, существует вполне реальная угроза, в случае дальнейших уступок России, потерять экономическую самостоятельность Украины как государства, что неизбежно приведет к поглощению со стороны мощного российского капитала украинских бизнес-групп.

Именно агрессивная экономическая, а вместе с ней и геополитическая стратегия России в отношении Украины, толкает и президента и украинский капитал, влиятельные политические силы в объятья НАТО и ЕС.

Политика Кремля не оставляет Украине выбора – и изменение общественного мнения по НАТО – только вопрос работы со СМИ.

В постсоветских олигархических государствах главную роль в определении госполитики играет именно национальный капитал – его выбор является реальным выбором стратегии развития общества.

Поэтому чем жестче Россия будет подавлять, поглощать, провоцировать – тем сильнее Украина будет стремиться и тяготеть к оборонительной стратегии в рамках интеграции в НАТО и ЕС.

 

Виктория Подгорная, для УП

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде