Быль о потерянном времени

Понедельник, 8 декабря 2008, 13:45

"Время — драгоценный подарок, данный нам, чтобы в нем стать умнее, лучше, зрелее и совершеннее", заметил как-то немецкий писатель Томас Манн. Вспомнив эту цитату, я отправился в минувший понедельник на один из общенациональных телеканалов на встречу с главой государства Виктором Ющенко.

Тем более что программа была анонсирована как "Разговор о будущем" с участием экономических и политических экспертов, представителей культурной элиты, а также студентов. То есть аудитория была самой что ни есть подходящей, дабы отвлечься от рутинных политических и экономических дрязг и нарисовать портрет Украины-2015, а, быть может, и Украины-2050.

Тем более что разговор происходил в день 17-летия со дня проведения Всеукраинского референдума. В 1991-м в первый день зимы в поддержку Акта провозглашения независимости высказались свыше 90% украинцев.

…Всё, что происходило в течение последующих трех часов, назвать иначе, чем "потерянным временем", не могу. Президент отвечал на стандартные вопросы насколько пространно, настолько же и скучно.

Эксперты и аудитория в студии вначале крепились, но ближе к полуночи уже едва бороли наступающую дрёму. Дискуссии Ющенко и разных групп экспертов (так описала телеэфир пресс-служба главы государства) не получилось изначально; всё было подменено монологом гаранта о демократии, ответственности правительства за ситуацию в экономике, уверенности, что Украина "по-любому" будет в НАТО, необходимости государственного строительства по линии мононациональности.

Печальным было и то, что Виктор Андреевич постоянно срывался из будущего в прошлое: к Голодомору и коммунистическому террору, к двум империям, в составе которых были украинские земли, к введению гривни и к другим хорошо известным историческим зарисовкам. Всему этому досталось немало эфирного времени.

А поговорить, напомним, собрались о будущем. И побеседовать было о чем.

Нынешний финансово-экономический кризис — не просто вызов нынешней структуре украинской экономики, где доминируют низкопередельные металл и химия. Очень вероятно, что он знаменует завершение длинного сорокалетнего кондратьевского цикла - предыдущие приводили к депрессии 1929–1933 годов, а также к ресурсной истерии 1969–1975 годов и пересмотру роли США и доллара в мировой экономике. А стало быть, нынешний кризис является предвестником нового технологического уклада, уже шестого по счету.

В четвертый уклад Советский Союз смог вползти благодаря огромным социальным жертвам, а пятый (компьютеризация, миниатюризация, роботизация) власти СССР, крепко севшие на нефтяную иглу, проспали.

Шестая волна современного научно-технологического прогресса, вероятно, будет строиться на достижениях в области нано- и биотехнологий, космической техники, вновь открытых физико-химических свойств материалов.

Я хотел спросить у Виктора Ющенко о том, каким он видит мир после окончания нынешнего финансово-экономического кризиса, готова ли отечественная фундаментальная наука к новому циклу, доволен ли он реформированием Национальной академии наук и финансированием фундаментальной науки?

И самое главное: какие конкурентные преимущества Украины видит нынешний президент в будущем экономическом миропорядке?

Иными словами, хотелось подискутировать о конкурентоспособности нашей страны, какие международные проекты и с какими странами у нас есть шанс реализовать (ведь после "Морского старта" и говорить-то не о чем)…

Выходя из студии, я понял, что куда более эффективно распорядился бы собственным временем, проведя этот вечер дома с сыновьями за чтением книжек, например, гениальной сказки Шварца о потерянном времени.

Возмутило же меня то, что глава государства позволяет себе тратить три с лишним часа на пустопорожний пиар и философские монологи ни о чем, не выдвигая тезисов, как эффективно преодолеть экономический кризис или как реально объединить нацию. Беда не в Ющенко, а в убогости элит, стоящих за президентом — им уже нечего предложить обществу.

За главой государства, как и любым крупным чиновником, стоит команда, которая должна ставить новые вызовы перед страной, способствовать ее развитию. Лучшей опции, чем в вечерний прайм-тайм, в дискуссии с уважаемыми в стране специалистами, да еще под вывеской "Разговор о будущем", пожалуй, и не найти.

Вместо этого — жеванная-пережеванная жвачка тезисов и аргументов, сопровождаемая сонными лицами экспертов и энергией студентов, вдруг собравшихся в полночь в лекционных аудиториях сразу трех университетов - интересно, когда у них начались вторничные пары?

Результат — относительно невысокий рейтинг президентского телеэфира, люди попросту пошли спать или переключились на другие каналы.

Живший во времена окончательного уничтожения казацкой державы и закрепощения Украины французский философ Пьер Буаст сказал: "Любовь к прошедшему времени — не что иное, как ненависть ко времени настоящему".

Наверное, Виктор Ющенко хотел бы жить в другое время, иначе и не объяснишь, зачем он строит страну на уроках поражений и некрофилии.

Украина же должна в первую очередь строиться на позитиве, если мы хотим иметь светлое завтра. А телеэфир показал, что у провластной элиты исчерпались идеи и сели батарейки. Значит, самое время их заменить.

И не наша вина, что заряда оказалось не так много, как рисовали главные действующие персонажи Майдана-2004.

Стало быть, как пел легендарный Цой, "мы хотим перемен". Причем их требуют не столько сердца, сколько наши головы. Ведь нам надо жить, а не выживать, в этом шестом укладе.

 

Андрей Блинов, экономист, директор Института изучения России (Киев)

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде