Россия создала музей голодомора в Севастополе

Понедельник, 16 марта 2009, 14:53

Урок информационной войны

То, что против Украины, а особенно ее попыток по-новому взглянуть на собственную историю, ведется яростная информационная война, давно ни для кого не является новостью.

Якобы существующие документы против Шухевича в Яд-Вашем, "пропаганда нацизма" в элитной киевской школе, кукла Гитлера как бестселлер украинского игрушечного рынка — все это темы одной кампании. Ее цель — показать, что современная украинская власть якобы искажает историю, что находит выражение в якобы нацификации украинского общества.

Последний пример с "фальсификацией" фотографий Голодомора в Севастополе прекрасно демонстрирует, как запускаются механизмы такой кампании.

Пролог, или не первый акт

Для начала краткая предыстория. В рамках развертывания работы по рассекречиванию и обнародованию секретных советских архивов Служба безопасности Украины приступила к созданию сети информационно-справочных залов — Открытого электронного архива — в городах Украины. Здесь каждый желающий сможет не только ознакомиться с интересными для него документами, но и скопировать их на собственные электронные носители.

Вещь, кстати, совершенно беспрецедентная как для нашей страны, так и для наших соседей.

В частности, в России любая подобная информация, даже та, которая была на некоторое время приоткрыта в начале 90-х, пока является совершенно закрытой.

2 марта такой зал открыли в Севастополе. Его стены местные сотрудники по собственному усмотрению решили украсить двумя стендами. Один из них содержал фото памятников жертвам Голодомора, другой (с крайне неудачным названием "Український Голокост") — фото, которые должны были рассказывать о самом Голодоморе.

Собственно на втором стенде по неведению / небрежности / злому умыслу поместили фото времен Великой депрессии в США. Пресловутый стенд провисел в зале несколько дней, прежде чем был снят, и за это время в интернет-сообщениях успел стать и целой выставкой, и даже превратиться в музей.

Акт второй: "А был ли мальчик?"

Начало головокружительной карьере "Севастопольского музея Голодомора" положила российская информационная программа "Вести", которая первой сообщила о "нахальных фальсификациях СБУ".

Российские СМИ, пресытившись спокойной и совершенно неинтересной жизнью в собственной стране, наконец увидели для себя тему, которая не оставит равнодушным ни одного россиянина.

Через считанные минуты интернет запестрел сообщениями о "фальсифицированной выставке", с помощью которой несчастным украинцам "впаривают" неправду об их истории. Сообщения вызвали шквал обсуждений на форумах, где уже никто не ставил под сомнение, что речь идет именно о целой выставке.

Спустя некоторое время определение "фальсифицированная выставка" с легкостью было применено к реальной выставке о Голодоморе "Рассекреченная память", подготовленной СБУ в 2007 году. Поэтому следующие сообщения, опираясь на информацию о том, что "Рассекреченная память" объехала всю страну, уверенно подавали информацию о том, что "фальсификаты" были представлены во всех городах Украины.

Доблестные еэсэмовцы даже заявили, что именно "севастопольскую выставку" они пытались уничтожить (в сообщениях, естественно, писалось "уничтожили") во время экспонирования в Москве.

Практически никого не интересовало, что на распространенных фото "выставки" виден только один стенд, который совершенно не соответствует формату выставки СБУ (убедиться в этом очень легко — достаточно взглянуть на нее на сайте), что за два года экспонирования "Рассекреченной памяти" никто не заметил на ней ни американских фото, ни других "фальсификаций".

И вот уже на следующий день после репортажа "фальсифицированная выставка" стала фактом информационной жизни. Но для широкой русской души термин "выставка" оказался слишком узким, ему явно не хватало размаха. Поэтому вскоре появляется "Музей Голодомора в Севастополе".

Некоторые СМИ решили приперчить даже это и писали о "Музее Голодомора и ОУН-УПА". Видимо, для того чтобы стенд превратился в мемориальный комплекс Голодомора, ОУН-УПА и "оранжевой революции", не хватило всего нескольких дней.

Акт третий: "кухня" информационных спецопераций

Очевидно, несмотря на всю сенсационность этой новости, она требовала подпитки. С этой целью обратились к руководству архива СБУ с просьбой прокомментировать эту "вопиющую ситуацию".

Расчет прост: молчание будет представлено как стремление скрыть "фальсификацию", и даже желание продолжать ее использовать, признание же ошибки — как признание в "фальсификации".

Сработал второй вариант. Комментарий о том, что речь идет не о выставке СБУ, а всего лишь о стенде, подготовленном местными сотрудниками, который содержал очевидные ошибки и был снят сразу после их обнаружения (спасибо неравнодушным гражданам, сообщившим об этом руководству Архива), сократился до фразы о признании ошибок.

Далее применялась достаточно простая и остроумная технология, рассчитанная на то, что читать будут лишь заголовки новостей.

Сначала — более или менее полное информационное сообщение с заголовком, который не полностью соответствовал его содержанию, но мог восприниматься как своеобразная его ироническая интерпретация.

В следующих подачах или перепечатках текст сообщения отодвигался на задний план самим заголовком. В каждом последующем сообщении оставалось все меньше контекстной информации и все больше раздувался заголовок.

Итак, первые сообщения второй волны звучали: "СБУ признает ошибки на выставке в Севастополе", далее — "СБУ признает фальсификацию выставки о Голодоморе", затем "СБУ признает фальсификацию Голодомора". Закончился этот логический ряд глобальным "Украина признала фальсификацию Голодомора".

С чисто теоретического интереса любопытно наблюдать за развертыванием российскими СМИ этой или подобных информационных (или скорее дезинформационных) кампаний. Тем более, что грубое их выполнение позволяет достаточно просто их проследить.

Однако неприятно отмечать место в этих кампаниях некоторых украинских медиа, выполняющих роль бездумного резонатора, умножая информационный эффект таких спецопераций. Сообщения российских СМИ и даже их заголовки часто просто перепечатываются безо всякой попытки анализа или желания самому разобраться в ситуации.

Акт четвертый, не последний

Отстаивание независимости Украины не ограничивается политической или экономической сферами, едва ли не больше всего оно требуется именно в информационном поле.

Это задание должны выполнить независимые украинские медиа, если не из патриотических побуждений, то хотя бы из собственных амбиций, которые не позволят использовать вторичную информационную жвачку откровенно враждебного иностранного информационного пространства.

По сути, жителям Украины уже давно следовало бы прийти к справедливому выводу о том, что гораздо важнее то, что делают украинцы (все вместе и каждый отдельно, власть избрана ими всеми вместе демократическим путем, а не путем избрания одного лица, и т.п.), а не то, что об этом сделанном будут думать и говорить другие (не только наши истинные друзья, но и откровенные враги).

Способность большой европейской нации к выживанию зависит не только от способности создавать художественные произведения и выигрывать на спортивных соревнованиях, а прежде всего от уровня самоуважения.

От простого умения сосуществовать в сложной системе международных отношений, когда реформы становятся заложником попыток отдельных стран-соседей решать или нивелировать собственные внутренние проблемы созданием, в том числе через подконтрольные СМИ, образа врага.

P. S. Молодым и амбициозным украинским бойцам информационной войны: заголовок этой статьи можно развить следующим образом: "Россия продолжает раскручивать тему Голодомора".

Владимир Вьятрович

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде