Это громкое слово "Перезагрузка"…

Среда, 8 июля 2009, 17:17

…Яйца, фаршированные черной икрой, белуга, перепела, сушки и самовар, разогреваемый сапогом – это, несомненно, нечто новое для Барака Обамы. Так точно не принято завтракать в Вашингтоне, но именно так в Москве ему пытались показать особый российский дух и своеобразную культуру, устроив в общем вежливый, но достаточно прохладный прием.

Американцы в ответ изображали доброжелательность и пытались излучать позитив, при этом не уступая ни в одном из принципиальных вопросов. Визит вежливости - вот что получилось в результате из заокеанского вояжа американского президента. Это значительно более точное определение, чем громкое слово "перезагрузка", которым окрестили новый этап в американо-российских отношениях.

Впрочем, в Вашингтоне уже и не рады, что запустили в лексикон именно этот новый термин. Ведь с самого начала было понятно: изменение политического климата - процесс длительный, за один день это не сделаешь. Поэтому московский вояж теперь принято называть "началом перезагрузки".

Что же реально удалось сделать Бараку Обаме в Москве, и каковы дальнейшие перспективы в развитии американо-российских отношений?

Прощай, оружие

Главным достижением визита официально называют подписание документа под названием: "Совместное понимание по вопросу о дальнейших сокращениях и ограничениях стратегических наступательных вооружений".

Это коммюнике содержит всего лишь 10 пунктов, как декларация о намерениях. Но важно, что там все же есть конкретные цифры о сокращении количества стратегических носителей до 500-1100 единиц, а количества боеголовок - от 1500 до 1675 единиц.

Но, как говорят российские эксперты, в этом вопросе еще очень много несогласованных моментов. По первой позиции бросается в глаза разница цифр, которая явно свидетельствует о неоднозначности подходов по стратегическим вооружениям. Тем более, что по всем проблемным моментам нужно будет найти компромисс всего за несколько месяцев, поскольку действие предыдущего договора по ограничению СНВ истекает уже в нынешнем декабре.

Итак, коммюнике сложно назвать прорывом, поскольку к объявленным намерениям обе стороны были готовы, и работа над этими договоренностями велась дипломатами достаточно давно.

Поэтому неофициально главным достижением эксперты называют другое решение - подписание соглашения о транзите американских военных грузов через территорию России в Афганистан.

Эта страна сегодня очень важна для США, хотя бы в силу своей географии и близости к Китаю. И теперь над территорией России будут ежедневно летать американские военно-транспортные самолеты с вооружением. Согласитесь, это действительно демонстрация новой реальности.

Взамен Россия фактически получила право доступа на военные базы в США для досмотра и инспектирования перевозимых грузов еще в пункте погрузки.

Про "ПРО"

Достаточно острую тему ПРО в американо-российских отношениях предпочли заморозить. В 5 пункте коммюнике планируется увязать вопрос о ПРО с вопросом о сокращении стратегических наступательных вооружений. Как это реализовать практически, пока не понятно, поэтому вряд ли эту тему в ближайшее время будут форсировать. Хотя Барак Обама дал понять, что окончательно от планов размещения ПРО не отказывается.

Не удалось найти общей позиции и по Ирану. И это большая проблема для Штатов, которым нужна поддержка России как минимум в Совете безопасности ООН.

Грузинская дилемма

Одним из самых сложных вопросов остается проблема территориальной целостности Грузии. США не согласны на признание независимости Абхазии и Осетии. И тут позиция Брака Обамы очень четкая: "Мы обсудили с президентом вопрос по Грузии. И я повторил нашу убежденность, что территориальная целостность, суверенитет Грузии должны уважаться. Мы также не согласны с нынешними границами Грузии. Мы также не заинтересованы в военном конфликте. Все эти вопросы должны быть урегулированы. президент Медведев и я хотим оставить соперничество и двигаться вперед".

Вторая важная цитата прозвучала в Российской школе экономики - уважение принципа территориальной целостности государств, включая Грузию и Украину, должно быть основой миропорядка. Лоббистам Киева и Тбилиси пришлось серьезно потрудиться, чтобы эта фраза была сказана публично. Главное, чтобы в Москве ее захотели слышать.

В вопросе Грузии Обама мыслит категорией прецедента, который достаточно опасен. Ведь этот прецедент демонстрирует слабые места международного права, и стремление отдельно взятого государства показательно и с помощью оружия продолжать играть в партию под названием "сферы влияния".

Но Россия тоже не намерена отказываться от признания независимости обеих республик.  

Тезис о "естественных интересах" России на постсоветском пространстве стал программным для внешней политики этого государства, и менять его в Кремле в ближайшее время не планируют.

Поэтому, решение"грузинского вопроса" так и зависло в воздухе.

Расширение НАТО

Как ни странно, менее дискуссионной оказалась тема расширения НАТО. В этом плане, похоже, Обаме удалось сформулировать позицию, которая не совсем противоречит публичной позиции Москвы, и идет вполне в контексте российского дискурса об этой проблеме.

"Если какая-то страна хочет стать членом НАТО, то большинство населения этой страны должны на это согласиться, она должна содействовать миссиям Альянса и осуществить реформы" - сказал американский президент.

Не секрет, что Россия постоянно апеллирует к тому, что вступление в НАТО не поддерживают именно граждане Украины.

Тем не менее, Обама четко дал понять, что не приемлет политики "чьих-то интересов" в вопросе расширения НАТО.

По словам наших источников, вопрос вступления Украины в НАТО не снимается с порядка дня. При этом, в Вашингтоне есть понимание того, что до президентских выборов в Украине эту тему форсировать нельзя, поскольку результат будет со знаком минус.

Что в остатке…

Говорят, что невербальная информация часто гораздо важнее, чем сказанное вслух. Так вот, невербально Обама очень четко пытался дать понять, с кем хочет иметь дело в Москве.

Еще перед визитом он назвал Владимира Путина "человеком, застрявшем одной ногой в прошлом". Во время визита он уделил самому влиятельному человеку в России 1,5 часа, тогда как с Медведевым говорил 4 часа.

И даже межгосударственную американо-российскую комиссию будет возглавлять не премьер Путин, как это было с аналогичной комиссией Гор-Черномырдин, а лично Обама и Медведев. Координировать же ее работу будут Клинтон и Лавров, премьер в этой компании вообще никак не фигурирует. И это еще одна капля на мельницу противоречий между российским президентом и премьер-министром, коих уже накопилось прилично.

В общем же, в Москве Барак Обама вел себя максимально примерно: поблагодарил Путина за хорошую погоду, выступил перед студентами с примиряющей речью, с оппозицией встретился уже под конец визита, их замечания выслушал молча, так сказать, приняв во внимание, тему прав человека и свободы СМИ обходил, как мог.

Но все это вместе вряд ли создало ощущение какого то нового импульса в отношениях – скорее произошла смена риторики на более дружелюбную, но весьма не конкретную. Кроме того, снова появился повод для экспертов-американистов говорить о серьезных проблемах внешней политики Америки, которая до сих пор так и не сформулировала внятно свои приоритеты.

В среду утром Обама улетел. А Киеву и Тбилиси остается ждать другого "большого" американца – вице-президента США Джо Байдена. Он приедет через две недели, и именно от него ждут более внятных формулировок.

За этим визитом также будут пристально наблюдать из Москвы. Уже сейчас российские эксперты уверены – Байден должен объяснить Киеву и Тбилиси "кто в доме хозяин". Без этого, мол, "перезагрузки" российско-американских отношений не будет. Но это – типичное российское видение, которое вот уже долгие годы не меняется.

Удастся ли американцам за две недели сформулировать собственные более четкие месседжи для постсоветского пространства – это вопрос. Тем не менее, от этого в значительной степени будет зависеть развитие событий в регионе.

А ситуация здесь остается весьма напряженной. Кавказом последнее время очень явственно бродит призрак новой войны. Прокремлевские СМИ в один голос твердят о "грузинских провокациях" и готовящихся "вторжениях".

В то же время Россия сделала все возможное, чтобы вывести с Кавказа миротворческие войска, действовавшие по мандату ООН, немедленно подтянув к грузинской территории собственные лучшие военные подразделения.

Итак, стало ясно, что за год мировое сообщество оказалось неспособным выработать единую позицию по вопросу – что делать, если грубо нарушается международное право, гарантирующее неприкосновенность границ и суверенитет государств.

Важны ведь не декларации - их всегда можно по-разному интерпретировать, что россияне уже доказали. Важен инструментарий реальных действий, если кто-либо снова решит эти правила нарушить. А вот этого инструментария как раз и нет…

 

Виктория Сюмар, для УП

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде