Независимое тестирование ограничивает право на образование
С иском в суд обратился абитуриент, гражданин Украины, Олег Нычка, которого возмутили действия чиновников, принуждающих его, в дополнение к подготовке к поступлению в ВУЗ проходить процедуры, явно противоречащие закону и преследующие целью ограничить его право, как гражданина Украины, на высшее образование.
По словам представителя Совета юридических высших учебных заведений и научных учреждений Украины, присутствовавшего на заседании, в судебном процессе речь шла о восстановлении законности и защите конституционного права граждан от поспешных и непродуманных инициатив профильного Министерства.
В Украине, правом на получение высшего образования обладает каждый: и свежеиспеченный выпускник школы, и уволенный в связи с сокращением работник. И абитуриент, претендующий на "бюджетное" место, и абитуриент, оплачивающий свое обучение самостоятельно или из средств, выделенных своим работодателем.
Законом установлен целый ряд обязанностей абитуриента и студента, однако государственные органы не в праве устанавливать такие требования, которые заведомо лишают отдельные категории абитуриентов возможности честно поступить в ВУЗ, и тем самым реализовать свое право на получение высшего образования.
Подобные действия не уменьшают, а стимулируют коррупцию. При этом искусственно не дают развиваться интеллектуальному потенциалу граждан.
К тому же, в Украине действуют ВУЗы разного профиля и уровня аккредитации, исповедующие разные подходы к учебному процессу.
Во всех цивилизованных странах, высшие учебные заведения имеют право влиять на формирование своего студенческого корпуса: обеспечивать предварительную базу знаний, способствующую обучению будущих лидеров своей специальности, стимулировать равномерное представительство народов, национальностей и регионов своей страны, содействовать поступлению в ВУЗ абитуриентов с особыми потребностями: инвалидов, детей-сирот, детей из многодетных семей и живущих за чертой бедности, специалистов, оставшихся без работы и нуждающихся в переквалификации.
Все это – необходимые составляющие университетской автономии - наработки Болонского процесса, которую Украина обязалась вводить в свою систему высшего образования.
Это же касается и окупаемости высших учебных заведений, которые в развитых странах не живут полностью на государственной дотации, а стремятся к бездоходной самоокупаемости, развивая приложения собственных научных исследований и привлекая студентов к обучению на коммерческой основе.
Получаемые доходы направляются на погашение расходов ВУЗа и обеспечение его инновационного развития. А отношения, в которые ВУЗ вступает со студентами и заказчиками, опосредуются нормами гражданского права и регулируются контрактом.
При этом, обучение этой категории студентов рассматривается как образовательная услуга, которую имеет право получить каждый, способный ее оплатить, а отказ в предоставлении таких услуг влечет ответственность ВУЗа.
В Украине Министерство образования и науки, преследуя благую цель борьбы с коррупцией и волокитой при поступлении в ВУЗ, ввело систему независимой оценки знаний (тестирование) в такой форме и таким образом, что разрушило все вышеуказанные принципы.
Людей, десять, пятнадцать лет назад окончивших среднюю школу, заставили сдавать тесты по литературе, биологии, химии, физике, (почему-то) испанскому языку наравне со вчерашними выпускниками школ. Причем это вынуждены были делать те, кто, оставшись без работы, хотел получить квалификацию юриста, спортивного тренера, бухгалтера, чтобы не быть иждивенцем государства и родственников, а найти новую работу. Своими приказами, Министерство лишило этих граждан Украины такой возможности.
Приказы Министерства вообще дискриминировали украинских абитуриентов, ставших, его милостью, в высших учебных заведениях собственной страны гражданами второго сорта. Так как студенты-иностранцы от сдачи тестов были освобождены.
Одновременно, Министерство запретило ВУЗам осуществлять предварительный отбор и даже собеседование в отношении своих будущих студентов касательно и первого, и второго высшего образования, и дневной, и заочной, и дистанционной форм обучения, передав эти функции Украинскому центру оценивания качества образования. Официально заявлялось, что за основу была взята Британская модель.
Однако это оказалось еще одной большой ложью министерских чиновников. В Великобритании, для абитуриентов, получающих высшее образование впервые, тестирование, отбор и подготовка материалов действительно сосредоточены в централизованной системе UCAS.
Однако ВУЗы Великобритании добровольно, а не по принуждению, вошли в эту систему, а ведущие ВУЗы, такие как Оксфорд, Кэмбридж и другие продолжают осуществлять собственные отбор, тестирование и собеседование в отношении своих будущих студентов.
Что же касается второго высшего образования, переквалификации - то здесь централизованной системы тестирования не существует вообще. Ее прототип на добровольной основе объединяет десяток малоизвестных ВУЗов, которые таким образом пытаются привлечь внимание студентов к своим учебным программам.
К такой же подтасовке фактов власть предержащие прибегли и в отношении мнимых "международных стандартов", якобы обязывающих Украину ввести независимое тестирование в форме, ущемляющей права своих граждан и полномочия ВУЗов.
Таких стандартов не было и нет, а имеющиеся, наоборот, призывают к усилению и развитию университетской автономии, самодостаточности высшей школы.
Отдельного слова заслуживает профанация общественного обсуждения "тестовой реформы".
Вместо того, чтобы заблаговременно известить широкие слои населения, академическую общественность, обсудить предлагаемые меры, собрать и учесть предложения и замечания – Министерство решило это сделать "пост-фактум", уже после утверждения спорных приказов.
Украинский парламент, Верховную Раду, к исключительной компетенции которой относится введение законом таких инициатив как общеобязательное тестирование, и вообще любых ограничений конституционных прав граждан – Министерство вообще проигнорировало.
Показательно, что от этой очевидной проблемы самоустранились и органы прокуратуры, и Министерство юстиции. Чем объясняется подобная некритичность в отношении своих коллег из Министерства образования – сказать трудно.
Таким образом, пока чиновники продолжают "крестовый поход" против прав на образование и компрометацию, на самом деле, замечательной идеи о преодолении злоупотреблений при поступлении в ВУЗы, украинские учащиеся вынуждены будут отстаивать свои права в судах.
А значит, предстоят новые судебные процессы. Пока же, как ни критикуют в Украине судебную власть, административный суд оказался единственным органом, готовым защитить закон и права украинских граждан на получение высшего образования на условиях недискредитации по сравнению со студентами-иностранцами.
Кроме того, создан прецедент, и абитуриенты не согласные сдавать тестирование и в дальнейшем смогут обжаловать свои права.
Сергей Кивалов, народный депутат Украины от Партии Регионов, председатель Комитета ВР по вопросам правосудия