Владислав Троицкий: Делать революцию, либо прийти проголосовать
Продолжение цикла интервью, подготовленных движением ЧЕСНО для "Украинской правды".
Владислав Троицкий имеетредкий для Украины опыт создания независимых масштабных культурных проектов. С режиссером, руководителем центра современного искусства "ДАХ" организатором фестиваля ГОГОЛЬFEST, основателем этно-хаос группы "ДахаБраха" мы говорили о том, как люди искусства могут влиять на ситуацию в стране, почему важно голосовать на выборах, что способно объединить украинцев и как снова научиться доверять друг другу.
– Когда у активистов движения появилась идея – серия интервью с общественными деятелями, интеллектуалами, людьми обладающими моральным авторитетом, взялись составлять списки героев и… долго дискутировали. А кто для вас люди, чье мнение о происходящем в стране важно и интересно?
– Среди тех, кого показывают украинские телеканалы для меня авторитетов нет, есть только "кадавры", повторяющие из эфира в эфир так называемых "свобод слова" одни и те же слова. Я уже не способен это выслушивать. Разбираться, кто бандит, а кто вор, и затем это дегустировать совершенно бессмысленно.
Мои герои – хорошие врачи, которые вопреки всему лечат. Хорошие учителя, оказавшиеся маргиналами в собственной стране, хотя от них во многом зависит формирование наших детей как личностей.
Именно они объясняют "что такое человек", "что такое государство", они те, кто вопреки всему говорят: "Мы – люди. Надо иметь достоинство, надо уважать другого человека и честно делать свое дело".
Их осталось не много, но они есть. Это бизнесмены, создающие что-то стоящее, а не те, кто присосался к госбюджету или зарабатывает за счет лоббирования. Это ученые и инженеры, продолжающие несмотря ни на что работать и любить свое дело. Вот этих людей я бы хотел услышать. Их мнения важны особенно сейчас, когда трэш, который валится из телевизора и интернета, разрушил все этические принципы.
– Чем для вас является демократия?
– Демократия – это умение брать ответственность. Это ответственность за свою жизнь, за жизнь рядом с тобой, за жизнь в городе, стране, мире… Но демократия – это также и свобода. Демократии у нас мало, но ее мало и во всем мире.
– Насколько внимательно вы следите за украинской политикой?
– Всерьез относиться к украинской политике невозможно. В моем понимании политики должны быть готовы подтверждать поступками собственные убеждения. Если же их слова и действия находятся в разных реальностях, то это просто обманщики.
– Очевидно, что украинская политика имеет мало общего с той идеальной, о которой вы говорите, но насколько люди искусства могут оставаться вне политического процесса?
– Кто-то предпочитает заигрывать с властью, кто-то находится в оппозиции, а для кого-то слова "страна", "люди", живущие в этой стране, "государственность" не являются пустым звуком. Последнее для меня важно. Я обращаюсь через искусство к сознанию молодых людей, которые разуверились и не понимают, зачем жить в этой стране, как ею можно гордиться и о чем здесь мечтать.
О чем-то ведь нужно мечтать! Не о деньгах же, иномарках или поездке в Индию.
Вера утрачена, людям страшно оставаться один на один с извечными вопросами. Или, как поет мой друг Олег Скрипка: "Летять, летять роки, бiжать за днями днi, і осьo уже сьогоднi знову середа…". Вспомнить нечего – Facebook, Контакт, псевдоактивность – но это же симулякры.
– Вы сами подвели к следующему вопросу. Наше гражданское общество, да и многие, считающие себя ответственными гражданами, – активные пользователи социальных сетей. Как только что-то происходит, интернет гудит и создается впечатление, что вот-вот начнется революция.
– Для меня Facebook, при всей его популярности, это выкладывание своих впечатления о чужих впечатлениях, чтобы получить как можно большее количество лайков. Какая-то безумно эксгибиционисткая и вуайерестическая жизнь.
Существенных серьезных вещей из Facebook не получишь. Ценность информации девальвирована. Невозможно определить ценность события, все тонет в мутном потоке информационного дерьма.
– Но ведь молодежь, к которой для вас так важно обращаться, живет в соцсетях. И поклонники ГОГОЛЬFEST – реальные и потенциальные, они тоже в Facebook, можно ли это игнорировать?
– Как только появляется реальная точка сборки, люди готовы уйти в off line. Долго самообманом не проживешь. Можно ощущать свою крутизну в Facebook, но когда зависимый человек оказывается off line, он осознает собственное одиночество и то, что время в социальных сетях тратится впустую.
Возникает вопрос, а делать-то что? На что тратить жизнь? Я говорю это к тому, что в нашей стране потеряна очень важная вещь – уважение к профессии. К любой профессии.
Ценности в нашей стране нынче таковы, что человек, который добросовестно и с любовью делает свое дело, – это лузер. У нас ведь крадут страну, ее почти нет…
Важно пространство, в котором мы существуем, важны наши усилия, а не бабло.
В Украине есть несколько больших бед. И первая из них -- неуважение к профессии в принципе. Вторая – недоверие к друг другу, то, что я вот сам по себе, свою маленькую правду знаю, и в своем окопчике, квартирке что-то крапаю. В результате, невозможно консолидировать, аккумулировать усилия для какого-то серьезного высказывания и в большинстве случаев получается очень провинциально.
– Фукуяма написал целую книгу о том, что успех экономики, благосостояние страны прежде всего зависит от доверия людей друг к другу. В русском издании он посвятил раздел постсоветскому пространству, обращая внимание на то, что здесь доверие целенаправленно истребляли десятилетиями. Именно поэтому экономика не работает. Проблему отсутствия доверия мы обозначили, но как ее решить?
– Да просто начитать с себя, с круга людей, которые тебя окружают. Учиться открывать для себя других людей. Это сложно, так как 50 раз из 100 наступишь на грабли, но стоит помнить, что в принципе люди мечтают не о злом, а о добром, но потом они становятся рабами обстоятельств.
Об этом особенно часто говорят мои знакомые политики, при этом добавляя, что сами они не такие, они "ого-го" какие, а плохие – это какие-то абстрактные дяди.
– Так, а что вы в таком случае отвечаете приятелям-политикам? Можете сказать: "Да нет, на себя посмотри"?
– Пару раз, когда я такое себе позволял, отношения фактически прекращались.
– Что же это наши политики такими ранимыми оказывались?
– Какое-то время назад меня приглашали на эти бесконечные телевизионные ток-шоу, но после того, как я начал говорить честные, но неудобные для всех вещи, приглашать перестали. Потому что я не играю в игры ни за тех, ни за других.
Когда в последний раз был на "5 канале", меня спрашивали, что я думаю по поводу БЮТ и Партии регионов, а мне это не интересно в принципе, не хочу в этом разбираться. Это 500-серийная "Санта-Барбара": кто кого посадил, кто у кого украл.
Это не касается моей жизни. Вернее, в какой-то мере это касается, но когда я начинаю в этом участвовать, то кладу денежку в их копилочку. А я не хочу садиться играть с ними за одним столом, они мошенники.
– На выборы ходили?
– Ходил и буду ходить. Какой-никакой, но способ влиять на ситуацию. Сложно ответить, за кого я буду голосовать. Ясное дело, вряд ли за нынешнюю власть, но я очень сомневаюсь в оппозиции. Буду голосовать или против всех, или например за Гриценко, или кто-то еще появится.
– Осенью парламентские выборы, вы верите, что они что-то могут изменить в нашей системе?
– Ну, уж точно скажу, что если не ходить, то ничего не изменится. Выбор-то один: либо делать революцию, либо прийти проголосовать. Так как общественная активность в стране минимальна, вокруг апатия и уныние, единственный способ как-то влиять на ситуацию – это ходить на выборы и честно делать свое дело. А еще важно говорить о своем деле, о достоинстве, о том, что ты – человек.
– Когда разговор заходит о гражданском обществе, то многие спорят о двух подходах. Одни – часто упоминают модную сегодня теорию малых дел, о том, что нужно начинать со своего подъезда, улицы. Другие же настаивают, что в стране с таким количеством проблем можно только все и сразу снести бульдозером – если менять систему, то в корне.
– У каждого своя зона влияния, но если есть возможность сделать все и сразу – дерзай! Если говорить, что все сразу не получится, то тогда точно ничего не будет. Бывают сомнения, чувство бессилия. Не могу сказать, что у и меня тоже все время такой бодрячок.
Из-за ГОГОЛЬFEST сам оказался в сложном финансовом положении. Думаю, ну вот я его сделал, ну и что дальше? Мне говорят, а почему не продолжаете? Но мой ресурс исчерпан, и за свой счет больше не могу.
Есть еще одна большая для меня проблема – Украина находится вне современного культурного контекста. Да, есть молодые люди, которые будут с удовольствием ходить в продвинутый театр, слушать продвинутую музыку, смотреть продвинутое кино, читать продвинутые книги.
Но хочется спросить, где молодые яркие музыкальные группы, новое кино? Новое поколение театральных режиссеров, художников? В конце концов, где хулиганство, вызов?
Молодых людей, которые способны создавать что-то интересное, очень мало. Я никого не обвиняю – денег на проекты у них нет, да и кому это нужно? Но все равно, дерзайте, деточки! Если бы деточки сказали "да пошел бы подальше Троицкий со своим фестивалем", это нормально. Но пусть примут вызов, сделают безумный перформанс. Нет пространства – пусть выйдут на улицу, ну хоть что-то пусть сделают!
Да, есть ребята из Р.Э.П., есть еще художники, но нет такого, чтобы я пришел и восхитился: "ну как они такое делают?". Защищают Андреевский спуск, ну да, и приходит сто человек. Если бы не журналисты, то все бы снесли.
– Вы нередко говорите о том, что мы плохо знаем, чем живут люди вне столиц, что наша так называемая "интеллектуальная элита" не знает жизни. Но как же ее узнать? У вас есть время на то, чтобы "уйти в народ"? Да и как построить этот мостик, объединить усилия?
– "Уйти в народ" может и стоит, но главное выбрать дело жизни, максимально честно и бесстрашно им заниматься, не пытаясь себя обмануть. Вот и все, очень простой рецепт.
Себя обманывать – это милое дело: сегодня ничего не делаю, потому что внешние обстоятельства не позволяют, а вот завтра, получу грант и как начну творить. Да не начнешь! Если чего-то не хочешь по-настоящему, то его не будет никогда. Делать нужно пока еще есть что-то живое.
Человек становиться свободным только в момент творчества. Тот единственный миг, когда напрямую разговариваешь с Богом – это когда ты творишь. Это не обязательно художество, это может быть любое дело: можешь вести урок, убирать двор, делать операцию, но если к этому действительно относишься творчески, ты свободный человек, а свободным человеком невозможно манипулировать.
– Сейчас много разговоров об имидже Украины. Мы осознаем, что иностранцы имеют о нас смутное представление. Вы общаетесь со многими людьми, что ваши иностранные коллеги знают об Украине?
– Ничего не знают, именно потому, что Украина не вписана в современный культурный контекст. Есть не страна, а некая мутная территория с ворами, скандальной политикой и Тимошенко в тюрьме.
В тоже время в этом году мы будем играть в одном из самых престижных театров Парижа – Théâtre de la Ville. Мы были в Швейцарии, в Лозанне, где собираются все звезды современного театра. Там сыграли "Вия" – впервые показали украинский проект, пусть и со стопроцентным швейцарским финансированием. С ним же гастролировали во Франции.
В конце ноября в Лувре будет выставка Ивана Пинзеля, украинского скульптора XVIII века. В ноябре в провинции Коньяк будет проходить литературный фестиваль, главным событием которого будет украинская литература.
Но о каком контексте мы говорим, если даже в Украине об этих событиях никто ничего не знает. Все делают не украинцы… Или еще, есть такая себе группа "ДахаБраха", которая сейчас едет в Британию на WOMAD – главный фестиваль world music в мире, директор которого Питер Габриэль. Об этом в Украине никто даже не подозревает, и даже если я расскажу об этом, и даже если вы опубликуете – только этим контекста не создашь.
– Если бы у вас была возможность что-то изменить системно, что бы сделали вы?
– Мне нужны две вещи. Первая, если уж есть ГОГОЛЬFEST, то я должен знать, что он будет проходить регулярно – каждый год, в определенном месте и времени и для этого будет бюджет. И тогда я уверен, что он станет ведущим фестивалем в Восточной Европе и знаковым событием для Украины, которым можно гордиться и благодаря которому можно транслировать в мир свои высказывания. Это первый уровень.
Второй – создание Центра современного искусства, где бы происходило обучение новому театру, новому визуальному искусству, новому кино, новому телевидению, новой музыке.
Открытое место, куда люди смогут приходить. Для этого нужно большое пространство, не 100-200 метров, а 5000-10000, возможность приглашать педагогов из разных стран – режиссеров, кинорежиссеров, музыкантов, чтобы молодежь могла учиться, то есть формировать культурный интеллектуальный контекст.
– Что по вашему мнению может объединить украинцев?
– Только культура. Грех тянуть на себя одеяло, но феномен ГОГОЛЬFEST в том, что он объединяет разных людей и разные страны. Это территория творчества, свободы и достоинства. Важно, что в итоге все понимают, что это – украинский продукт.
– Каким вы видите будущее Украины?
– Надеяться на то, что государственные институции сделают что-то хорошее – наивно, будущее зависит от того, насколько сами украинцы, не политики, а граждане серьезно отнесутся к жизни в стране.
Если они – учителя, врачи, ученые, предприниматели, люди искусства, все те, кто делает что-то важное и значительное – смогут собраться и действовать совместно, то будущее мне представляется оптимистичным, но если будут сидеть и ждать, что к ним придет добрый дядя и избавит от проблем, ничего хорошего не произойдет.
Наталья Гуменюк для движения ЧЕCНО и "Украинской правды"