Сможет ли Путин отрезать Украину от моря? Эксперт о теневом флоте России, взрывных "санкциях" спецслужб и атаках на украинские порты

Пару веков назад морские путешественники рассказывали желающим истории о кораблях-фантомах, которые мерещатся на горизонте и бесследно исчезают. Теперь такими кораблями-призраками стали суда теневого флота – танкеры с российской нефтью, которые западный мир нередко предпочитает не замечать.
Понятие "теневой флот" используют с 2022-го, когда евроатлантические страны стали накладывать ограничения на перевозку морем российской нефти, а Россия начала эти ограничения легко обходить. Такая позиция устраивала многих: и РФ, сохранявшую нефтяные доходы, и западных политиков, которые из-за имитации настоящей борьбы могли не бояться прямой конфронтации с Кремлем.
В течение трех лет о теневом флоте в основном говорили в контексте эмбарго или санкционных списков, но в последнее время новости о нем стали поистине взрывными.
28 ноября в Черном море из-за украинской атаки дронов загорелись два подсанкционных танкера – "Kairos" и "Virat".
1 декабря у берегов Африки получил повреждения танкер "Mersin", который также транспортирует российские нефтепродукты.
10 декабря настала очередь еще одного танкера из санкционного списка – "Dashan", который был атакован СБУ и ВМС Украины в Черном море.
18 декабря начал тонуть нефтяной танкер "Валерий Горчаков", по которому дроны ударили возле терминала по перевалке нефтепродуктов в Ростове-на-Дону.
А 19 декабря СБУ дотянулась и до Средиземного моря, поразив танкер "теневого флота" "Qendil".
В ответ на операции украинских военных и спецслужб Путин пригрозил, что Россия увеличит атаки по одесским портам и заходящим в них кораблям.
Что такое теневой флот, как Запад пытается с ним бороться и насколько эффективны такие попытки? Как на ситуацию могут повлиять украинские атаки на танкеры, участвующие в транзите российской нефти? Способна ли Россия отрезать Украину от моря?
Об этом "Украинская правда" поговорила с руководителем Мониторинговой группы Института Черноморских стратегических исследований и главным редактором портала BlackSeaNews Андреем Клименко.
"Снижение ценового потолка на российскую нефть – это индульгенция всем: возите!"
– Андрей, давайте начнем с азов. Что представляет собой явление, которое называют "теневым флотом России"? И в которое, по подсчетам The New York Times, входит каждый шестой танкер в мире.
– Я мечтаю о тех временах, когда все признают, что так называемый "теневой флот" – это одна из самых больших мистификаций 20-х годов XXI века. Потому что его не было и нет. Существует танкерный флот, который возит российскую нефть.
В нашей базе данных, которую мы надеемся выложить в открытый доступ где-то в первой половине января, сейчас около 2100 таких танкеров.
Второй миф, что нефть подсанкционная. Нефть подсанкционной стала 10 января 2025 года после того, как президент Байден в последние дни своего правления наложил санкции на "Газпромнефть" и "Сургутнефтегаз". Таким образом под санкции попало примерно 20% экспортной российской нефти.
После того санкции усилил президент Трамп, который 20 октября этого года наложил санкции на "Лукойл" и "Роснефть" – это примерно 60% экспортной российской нефти. Но до сих пор никаких санкций на российскую нефть не было.
– А что было?
– Было эмбарго. Что такое эмбарго? Мы с вами, Андрей Клименко и Рустем Халилов, договорились, что мы не покупаем российскую нефть, которую привозят морем. Мы объявили эмбарго. Все остальные, которые не присоединились к нам, как покупали ее, так и продолжают покупать.
Эмбарго объявили страны G7 и страны Европейского Союза, затем к ним присоединились еще несколько стран. Это не является санкциями. Эмбарго было введено в декабре 2022 года: 5 декабря вступило в силу по сырой нефти, а по нефтепродуктам – еще через 3 месяца.

Третий миф – это так называемый ценовой потолок. Его придумали в администрации президента Байдена в то же время, что и эмбарго. Нефть, которую возят танкеры из России, не должна быть дороже 60 долларов за баррель.
Тогда же в декабре 2002 года Путин издал указ, запретивший продажу российской нефти компаниям, прописывающим в контрактах потолок цен. Более того, он поручил премьер-министру России создать при правительстве специальную комиссию, которая бы за этим следила.
В 2023–2024 годах были десятки журналистских расследований: репортерам поставили задачу узнать цену (реализации нефти – УП), когда танкер приходит в порт, скажем, в Индии. В результате все ответы были: цена – рыночная.
Представьте: вы таксист, к вам садится пассажир с чемоданом. И вы спрашиваете: "А сколько стоит содержимое вашего чемодана? Если он стоит больше 60 долларов, я вас не повезу". Это дебилизм. Так и владелец танкера – это перевозчик, а не трейдер.
– То есть когда ЕС снижает потолок до 47,6 доллара за баррель – это опять таки иллюзия давления?
– Я бы сказал даже круче. Это индульгенция всем: возите!
Это такая большая игра, которую придумали почти четыре года назад, и все делают вид, что "при деле". Что мы прилагаем дипломатические усилия, чтобы это остановить. Это просто имитация.
Все это время более 40% российской нефти по Балтийскому морю (а в целом на этот коридор приходится 60% общего морского экспорта российской нефти) возили греческие компании. 6–7 греческих компаний владеют сотнями танкеров, и их владельцы влияют на правительство Греции. Была такая ситуация в прошлом году, когда под их давлением греческое правительство блокировало принятие очередного раунда европейских санкций.
В те дни, когда вся страна снимала Ермака, в Киеве прошел небольшой, но очень влиятельный санкционный форум, в котором приняли участие санкционные уполномоченные разных стран. И именно там всплыла эта тема со стороны Украины. Нашим друзьям из Европейского Союза очень не нравится, когда мы им говорим: "Смотрите, кто возит нефть". И шаг номер один для того, чтобы создать России проблемы с этим экспортом, заключается в том, чтобы убрать оттуда танкеры, которые принадлежат европейским компаниям. Это минус 40%.
Я не говорю о флагах, под которыми ходят танкеры, потому что некоторые люди на них зациклены. Уже давно флаги не значат ничего. Сегодня вы можете зарегистрировать судно где угодно. Не надо ехать в условную Гамбию, потому что есть куча юридических фирм, которые за несколько дней по интернету организуют вам включение в реестр с получением соответствующего флага.
Зачем нужны флаги? Например, если вы поедете на машине без номеров, то это – до первого полицейского. То же самое касается танкеров без флага. И ни одна страховая компания не застрахует незарегистрированный танкер.
Смотрите также: Теневой флот. Как Россия несмотря на санкции продолжает возить нефть в Европейский Союз
– А как насчет технического состояния судов?
– Есть миф о том, что эти все суда старые. Это ложь. Более половины судов, которые возят российскую нефть, имеют абсолютно нормальный возраст.
И наконец, есть миф о том, что теневой флот не увидеть в АИС (система для идентификации судов, которая необходима, чтобы избежать столкновений между судами и чтобы береговые системы наблюдения могли идентифицировать суда – УП).
Слушайте, это просто люди не хотят работать. Ни одно судно, начиная с судна весом 300 тонн, не пройдет ни один международный пролив с выключенным передатчиком автоматизированной информационной системы. Это категорически запрещено, его не пустят.
Поэтому мы видим всех. И мы видим примерно на 20% больше, чем идет по отчетам очень авторитетных мировых агентств. Потому что они не используют людей, как мониторщика – у них все делает искусственный интеллект. А Российская Федерация научилась обманывать искусственный интеллект, который работает с известными мировыми сервисами по отслеживанию морских судов.
В среднем (ежемесячно) ходит 100 танкеров сырой нефти, которые из Балтийского моря возят 11 миллионов тонн нефти в месяц. Каждый берет примерно 100 тысяч тонн, иногда 150 тысяч.
И количество этой нефти не уменьшается из-за санкций. Вот, например, если взять долю перевозок подсанкционными танкерами – в январе это было 14%, в октябре уже 38,8%. То есть если увеличится санкционный список на 100, 200 или 300 танкеров – значит, составлять они будут не 40%, как сейчас, а 60.
"Существует миф, что все движение в морях кем-то контролируется. Нет!"
– Почему санкции не работают?
– Потому, что они предусматривают запрет заходить в порты (стран ЕС и государств-партнеров). А подсанкционные танкеры в них и не заходят. Им они не нужны. Они идут в Индию, в Китай, в Северную Африку, в Западную Африку, в Индонезию, даже на Тайвань.
– Что же тогда могло бы сработать?
– Датские проливы, которые соединяют Балтийское море (через Северное море – УП) с Атлантикой, являются территориальными водами Дании и немного Швеции. Но модель санкций не запрещает подсанкционным танкерам заходить в территориальные воды.
Так запретите! Но нам говорят: а в Дании есть конвенция о свободе прохода из Российской империи 1857 года (Копенгагенский трактат – УП). Я не ошибся: 1857 года. И они не хотят ее нарушать.
Тогда следующий пункт – судна без флагов и без регистрации.
Уже несколько месяцев идет очень мощное давление дипломатов ЕС и Украины на так называемые страны удобного флага: Панама, Либерия, разные экзотические острова... Давление такое: если вы не хотите проблем с Европейским Союзом, изъятие санкционных танкеров из реестров.
Что делают судовладельцы? Бегут в другую страну. Когда и до той страны доходят дипломаты ЕС и Украины, бегут в третью... И когда уже им некуда бежать, они открывают шкаф, который есть на рубке у каждого судна, а в нем – флаги всех стран мира. Берут флаг Малави, или Гамбии, или Мозамбика и без всяких документов цепляют его на мачту. Количество таких танкеров растет.
Это, кстати, к тем танкерам, которые были атакованы нашими дронами в Черном море в конце ноября. Они не имели регистрации, не имели флагов. Почему они прошли? Турки были обязаны это проверить в своих проливах. Раз их пропустили, значит, им либо поверили на слово, либо взяли взятку.

В ноябре этого года в Балтийском море прошло 86 танкеров с российской нефтью. Из них 5 имели флаг неизвестный, а 9 – флаг фальшивый. То есть 16% танкеров, которые можно было не пустить туда. В Черном море 12% таких. Закройте свои моря для таких танкеров. Это миллионы тонн нефти.
Следующее. Есть официальные черные списки Парижского меморандума портового контроля, к которому присоединились все страны ЕС. В них – суда с высоким риском техногенных аварий. Таких судов 15–17% по Балтийскому морю в месяц. Объявите, что танкеры, которые есть в черных списках Парижского меморандума, вы не пропустите в Балтийское море.
– Складывается впечатление, что морской коридор, который проходит через страны ЕС, никем не контролируется.
– Существует у широкой общественности такой миф, что всё движение в морях кем-то контролируется. Ответ – нет!
Военно-морские силы стран Балтийского моря, Атлантики контролируют пребывание вблизи них российских военных кораблей. Им команду никто не давал мониторить движение гражданских судов. Поэтому они не знают, какие там танкеры мимо них ходят.
Был случай, когда эстонцы, а потом французы с интервалом в полгода задержали один и тот же самый танкер без флага. Согласно конвенции ООН по морскому праву, ходить без флага – это грубое нарушение, и военные могут судно задержать. Но в местном законодательстве стран ЕС ответственность за это не имплементирована. Ну поставили его на якорь. Но экипаж надо кормить, им надо поставлять топливо. А кто за это будет платить? Вот и отпустили.
По нашей информации, на танкерах, которые возят российскую нефть, несколько месяцев назад появились сопровождающие. Это российские офицеры, переодетые в форму гражданских моряков. И именно они решают: соблюдать распоряжения береговой охраны конкретной страны или нет.
Есть такое страшное слово – эскалация. Запад боится России. И это психологически надо сломать. Нечего бояться России в Балтийском море. Балтийский флот – самый слабый флот из всех, что есть. Это не Северный и даже не Черноморский, который сидит забитый там в Новороссийской военно-морской базе.
– Боятся же не конкретно Балтийского флота, Россия же будет воевать не только им.
– Ну вот они уже добоялись до того, что у них дроны летают и они останавливают свои аэропорты (так, например, в сентябре 14 европейских аэропортов временно приостанавливали работу из-за вторжения неизвестных беспилотников – УП). Надо перестать бояться. Это трудно.
– Получается Россия легко может не только запускать БПЛА с тех самых танкеров, а использовать эти суда в будущем в каких-то более серьезных военных целях?
– Дело в том, что ракету "Искандер" и ракету "Калибр" можно запускать из типичного стандартного морского контейнера. То есть существуют варианты всех ракетных вооружений, которые модифицированы под универсальный 20-ти- или 40-кафутовый контейнер, который перевозит любое судно. То есть он выглядит абсолютно так же, как выглядит обычный контейнер со шмотками из Китая, но там внутри пусковая установка: крышка откидывается, она принимает боевое положение и стартует.
И то, что военные моряки и береговая охрана стран Европы не контролируют этот поток – это проблема. Россияне это прекрасно знают. В "час Ч" они это используют.
– Евросоюз и страны "Большой семерки" ведут переговоры о замене ограничения цен на экспорт российской нефти полным запретом морских услуг для ее транспортировки, пишут Reuters. По вашим оценкам, как это может повлиять на положение вещей?
– Это последствия работы украинской стороны с санкционными представителями всех правительств стран Европейского Союза и G7.
Возникла ситуация очень такая интересная. Дело в том, что объявив эмбарго в конце 2022-го года, европейские страны заместили российскую нефть казахской. Мы еще год назад в специальном докладе предупреждали, что Россия таким образом получила рычаг.
Вот смотрите, украинский дрон вроде бы недавно вывел из строя выносное причальное устройство (в конце ноября морские дроны Сил обороны атаковали и вывели из строя одно из причальных устройств на терминале Каспийского трубопроводного консорциума в Новороссийске – УП). Но его закрывали уже много раз, и закрывал Роскомнадзор.
Приезжают, например, экологи: "О, здесь три литра нефти разлилось. Мы закрываем на два месяца выносное причальное устройство, потому что надо его проверить". Конечно, что объемы (поставок нефти) падают, страны ЕС начинают волноваться, и тогда Россия может выдвигать им любые требования дополнительные.
Снижение объемов казахской нефти идет с сентября. Можно фантазировать, или это следствие украинской атаки, но имеем то, что имеем. Европе надо теперь решать, чем теперь эту нефть заместить.
Мировые агентства обнародовали цифры, что (Каспийский трубопроводный консорциум) снизил экспорт нефти на 12% в ноябре. По нашим данным, экспорт уменьшился не на 12%, а на 20%. А откуда взялись 8%? Это казахскую нефть заменили российской. Но европейцы ее приняли, потому что бумажка была правильная.
"Атака на танкеры – это демонстрация того, что у Украины есть карты"
– Мы видим, что Украина вводит свои "санкции" в отношении теневого флота, атакуя танкеры и порты. Как оцениваете их эффект?
– В 2020-м в порту Бейрута в Ливане произошел взрыв, который уничтожил порт и кучу домов. Взорвались склады аммиачной селитры в количестве 2700 тонн. И это не сравнить с ракетой, мощность боевой части которой составляет 300 килограмм, которая может прилететь в порт Приморска или Усть-Луги, площади которого там 5–10 квадратных километров. Можно вывести из строя технологическую колонну на терминале, какое-то конкретное устройство, но это все восстанавливается за несколько дней.
– А атаки на танкеры?
– Думаю, что мы все радуемся, когда Силы обороны атакуют танкеры с российской нефтью. А для наших партнеров это сигнал, что у Украины заканчивается терпение смотреть, как они рассказывают о своей "упорной борьбе с теневым флотом", но это не приводит к уменьшению объемов.
Кроме того, в контексте переговоров это демонстрация того, что у Украины есть карты.
– С моей дилетантской точки зрения, если регулярно уничтожать танкеры, то, во-первых, должна расти цена страховки. А во-вторых, часть собственников, которые не хотят рисковать имуществом, должны отказаться от перевозки российской нефти. Это работает так?
– Понимаете, это работало в мирных условиях. В понимании рядового человека это значит, что все испугались, что страховые ставки выросли, и поэтому танкеры перестали ходить. Но так не происходит. Почему? Потому что это элемент войны.
Без этого экспорта нефти Россия не может финансировать войну. Поэтому она найдет танкеры, они посадят, как на Балтике, туда офицеров в гражданской форме... Точно так же и для нас это элемент войны, когда суда идут в одесские порты.
Ну и моряки – это рисковая профессия, жизнь у них такая. И поэтому все равно найдутся моряки, которые согласятся за хорошую зарплату идти на рискованный рейс.
То есть не надо думать, что единичные случаи приведут к кардинальным изменениям. Их должно быть много.
– А какая красная линия? Условно, сколько танкеров должно утонуть, чтобы это изменило ситуацию?
– Думаю, что никто на это не ответит. Надо попробовать.
"Путин – как акула, беснующаяся в аквариуме торгового центра"
– Поговорим об украинских портах. С марта по ноябрь этого года Россия повредила в Одесской области 28 гражданских судов. Существуют ли какие-то маркеры, возможно, связанные с украинскими атаками на танкеры, после которых мы понимаем, что обстрелы портов будут усиливаться или наоборот станут на паузу?
– Нет там пауз. Атаки сотнями, и шахеты, и разные типы ракет. И мы не видим никакой связи.
Это тоже элемент войны. Все средства от нашего экспорта идут на войну. И для нас критически важно, чтобы он происходил.
Это делает честь и украинским портовикам и логистам, и иностранному морскому бизнесу. Это означает, что нормально решен вопрос страхования от подобных рисков: 50 на 50 – за счет средств иностранных первоклассных страховых компаний и украинского государства.

Интересно, что более 40% судов, которые к нам приходят, имеют турецких судовладельцев. Около 20% – это судовладельцы Греции. Около 10% – Китая и Гонконга. Украинских судов – 5–7%.
– Если будут увеличены атаки на суда, которые заходят в украинские порты
– Каким образом?
– Ракеты, БПЛА, мины, морские дроны. Путин же угрожал отрезать Украину от моря.
– Ну пусть давит на своего стратегического партнера Эрдогана. В турецком морском бизнесе есть очень влиятельные отраслевые торгово-промышленные палаты. И это очень мощные политические силы в Турции. Поэтому Эрдоган заинтересован в том, чтобы турецкий морской бизнес его поддерживал.
Кроме того, ну не увеличит Россия в десятки раз количество ракет, потому что у нее их нет. Относительно морских мин: мы просто мало знаем о технических возможностях наших ВМС Украины в смысле охраны водного района. После того, как Россия вышла из морского коридора ООНовского, мы же проводим 200–250 судов в месяц. Потери есть, но для войны – они мизерные.
Путин напоминает мне акулу в аквариуме торгового центра. Нет способности на сегодняшний день у Путина выполнить свои угрозы. Поэтому он и беснуется.
Что касается дронов. Когда Маск нам выключил "Старлинки", помните, один или два наших самых первых (морских) дрона выбросило на побережье Крыма. Россияне их подобрали, разобрали, скопировали. Потому что они же сами ничего не умеют.
– Возможно. Но они умеют масштабировать.
– Пока мне неизвестен ни один случай с середины 2023-го года, чтобы судно при прохождении вдоль украинского побережья, от острова Змеиный до портов Большой Одессы было атаковано. Там есть щит, там ведется работа противоминная, там ведется работа противовоздушная.
Если они попытаются атаковать морскими дронами суда иностранных государств, которые идут к берегам Одесской области, то они пойдут по 12-мильным береговым зонам Турции, Болгарии и Румынии. Наконец-то будет повод для того, чтобы ВМС и береговая охрана этих стран перестали чувствовать себя в мирной ситуации, а начала бы защищать свою суверенную морскую территорию.
Рустем Халилов, УП
