Татаров, Микита и Кулеба. Чьи люди будут вытеснять Ермака из регионов

Наступление больших перемен сложно разглядеть сразу. Но есть небольшие изменения, которые подсказывают, что надвигается нечто значительное.
Главной внутриполитической темой в Украине на рубеже 2025 и 2026 годов стала отставка с должности главы Офиса президента некогда всесильного Андрея Ермака.
Вокруг этого события было много разговоров и прогнозов, но его реальные последствия невозможно было оценить по горячим следам: слишком большие, тектонические изменения в системе власти должны были произойти. Или не произойти.
Непублично в команде президента говорили, что отставка Ермака стала началом. Но настоящее влияние она будет иметь только в том случае, если удастся быстро провести некую "деермакизацию". Речь шла о необходимости очистить систему от людей, которые были интегрированы в нее Ермаком и обеспечивали его влияние на нее.
Такая кадровая ротация очень принципиальна, ведь только она покажет, было ли отстранение экс-главы ОП настоящим, или это только игра президента на публику.
В первые дни января уже состоялся и на этой неделе должен продолжиться целый ряд назначений на топовые должности в государстве. Заполнение вакантных мест в правительстве следует трактовать скорее как закрепление последствий "революции" против Ермака. А смена глав областных военных администраций демонстрирует новые тенденции жизни власти уже в "постреволюционное" время.
Как меняются центры тяжести во власти, как заместитель главы ОП Виктор Микита перехватил кадровую инициативу у вице-премьера Алексея Кулебы, как незаметно наращивает влияние Олег Татаров и стоит ли надеяться на замену ближайших к Ермаку назначенцев в ключевых регионах – разбиралась "Украинская правда".
Читайте также: Пересядут все. Для чего Зеленскому "перезагрузка" Буданова, Федорова, Шмыгаля, Малюка и других
Смена вожаков, или Микита vs Кулеба
Во времена Ермака кандидатов на любые топ-должности государственного или регионального значения президенту обычно предлагал именно он. Поэтому тогда, мало кого интересовало, что в государстве существует фактическое дублирование функций между Кабмином и профильными заместителями главы ОП.
Когда Ермаку пришлось уехать из своего кабинета на Банковой, заложенный конфликт функций просто не мог не проявиться, это был лишь вопрос времени.
Поиск кандидатов на должности глав ОВА стал первым процессом, где бывшие члены "единой вертикали" начали конкурировать за право выполнять свою работу.
Формально и вице-премьер по восстановлению Алексей Кулеба, и заместитель руководителя Офиса президента по региональной политике Виктор Микита отвечали за работу с регионами под патронатом экс-главы ОП.
Когда-то Ермак назначил СБУшника Микиту, чтобы одновременно создать противовес куратору силового блока, "милиционеру в ОП" Олегу Татарову и тому же Кулебе, которого как раз откомандировали из Офиса работать в правительство. Но осторожный спецслужбист Микита не захотел вступать в конфликт ни с Татаровым, ни с Кулебой, а тихо трудился фактически в вертикали последнего. Вплоть до отставки Ермака.
Сразу же после увольнения начальника Микита наконец почувствовал, что может выполнять свои формальные обязанности. В предвкушении больших перемен в регионах именно он взял на себя инициативу и начал искать кандидатов на должности глав Винницкой, Днепропетровской, Черновицкой, Полтавской и Тернопольской областных военных администраций (именно эти ОВА определил Зеленский).
Возможно, сигналом для активизации Микиты стало то, что дела у вице-премьера Кулебы только ухудшались. В контексте "деермакизации" его фамилия упоминается в числе первых. После потери покровителя Кулеба столкнулся с "общим фронтом" своих врагов: Микита чувствует возможность для своего усиления, предшественники из лагеря Кубракова-Шуляк – для мести, а ситуативный союз Свириденко-Арахамии – для избавления от людей Ермака.
Кулеба пытается как-то удержаться на плаву, ищет разговоров с медиа, к которым не совсем готов, и порой это только вредит его делу.
Читайте также: Министр развития общин Кулеба: Кладбище – единственное, что сейчас объединяет нашу страну
Очевидно, вице-премьеру не хочется терять влияние на принятие решений, поэтому он пытался вклиниться и в процесс отбора кандидатов на должности глав ОВА.
"Все было смешно и даже абсурдно. Микита назначил кандидатам первичные собеседования в ОП. Позже тем же людям звонили из аппарата Минрегиона и назначали встречи с Кулебой в правительстве – на те же дни, а иногда на то же время. Кандидаты в шоке, потому что не понимали, что им делать и куда идти", – не под запись рассказывает УП один из видных "слуг народа".
В конце концов ситуацию пережал таки заместитель главы Офиса: именно Микита составлял шортлист кандидатов, водил их на встречи к президенту.
Однако ни одного из четырех назначенных в ОВА нельзя назвать "человеком Микиты".
Как известно УП от собеседников в Раде, заместитель руководителя ОП лоббировал только одного кандидата, мэра Чорткова Владимира Шматько, на должность главы Тернопольской ОВА. Но не сложилось.
После собеседования у президента Шматько получил решающее "да" от Зеленского. Но очень скоро все переигралось. Во время проверки нашлось уголовное дело против мэра Чорткова из-за распределения земельных участков в 2021-ом.
"Мы в 2021 году изменили закон о бесплатной передаче земли из коммунальной собственности в частную. Ранее такие решения можно было принимать простым большинством местных советов, а мы ввели норму о 2/3 голосов. Буквально в первые дни вступления в силу закона на сессии Чортковской мэрии приняли решение о передаче земли обычным большинством. Аппарат "провтыкал". Шматько "прошляпил" – подписал. Есть ли там нарушения? Да. Схематоз ли это? Нет", – убеждает УП один из представителей Зе!Команды.
"Шматько некрасиво сбили, чтобы подставить Микиту. Президента накрутили, что Витя предложил человека, за которым криминальный шлейф, якобы чтобы подставить самого Зеленского... Это был Литвин", – добавляет собеседник УП.
В конце концов вечером 12 января Зеленский назначил руководителем Тернопольской ОВА бывшего нардепа от "Самопомочи", ветерана войны, действующего заместителя главы ОВА Тараса Пастуха.

Кандидат на должность главы Винницкой областной военной администрации 45-летняя Наталья Заболотная также не является человеком Микиты. Она почти полтора года исполняла обязанности главы ОВА, где работает еще со времен предыдущей власти, и в конце-концов "досиделась" до официального назначения.

"Командировка" 46-летнего Виталия Дякивнича с должности руководителя Миргородской райгосадминистрации в Полтавскую ОВА – это в первую очередь проявление партнерского доверия к депутатской группе "Доверие" в Раде, которая уже много лет является костылем "мономеншинства" Зеленского.
Основной костяк группы составляют как раз выходцы из Полтавской области, которые группируются вокруг нардепа Олега Кулинича. Большинство собеседников УП в Раде и полтавской мэрии убеждают УП, что Дякивнич является креатурой Кулинича.
С другой стороны, назначение Дякивнича – это попытка "зачистить" остатки команды Ермака-Кулебы, которая оставалась в Полтавской ОВА после перехода Филиппа Пронина в феврале 2025-го в Госслужбу финмониторинга. Народный депутат Ярослав Железняк утверждает, что при каденции Пронина Полтавская областная военная администрация разворовала не менее 200 миллионов на строительстве фортификаций в Донецкой области.

Другие двое назначенных новых глав областных военных администраций показывают очень тревожную тенденцию, возникшую после перезапуска Офиса президента.
Пожалуй, точнее всего ее описал один из собеседников УП среди депутатов "Слуги народа": "Сейчас тренд на миллениалов и силовиков из кадровой папочки Олега Юрьевича Татарова".
Подполковник государственного управления Татаров
Одной из интриг выбора Зеленским нового главы ОП был вопрос, удержится ли на своей должности заместитель Ермака Олег Татаров.
Если бы руководить Офисом пришел Михаил Федоров, то его реформаторский имидж очень плохо бы совмещался с публичной токсичностью "куратора" правоохранительного блока. Собственно, по данным УП, в списке изменений, которые тогда еще министр цифровой трансформации предлагал реализовать в первую очередь, нашлось место и увольнению Татарова.
Буданов в ГУР на институт репутации своих сотрудников обращал куда меньше внимания, и с силовым замом Ермака имел нормальные рабочие отношения. Настолько, что оставить Татарова в ОП считал вполне приемлемым решением.
Зеленский до последнего колебался с выбором нового главы ОП, и, как следствие, кадровая судьба Татарова висела на волоске буквально до самого назначения преемника Ермака.
Однако после прихода Буданова стало очевидно, что Олег Юрьевич не просто сохранил должность. Наоборот – он еще и прирос полномочиями.
Да, шортлист кандидатов на должности новых руководителей ОВА составлял Микита. Но два из четырех новых областных руководителей – люди Татарова.
"Назначение в Черновцы и Днепр – это точно Олег Юрьевич. Он еще предлагал на Тернопольскую ОВА своего человека. Есть такой первый заместитель председателя Ивано-Франковской ОВА Виталий Ильчишин. Он люстрирован, потому что был чиновником в милиции времен Януковича. Но что-то не получилось", – рассказывает УП один из влиятельных "слуг" вовлеченный в работу с регионами.
Новым главой Черновицкой ОВА Зеленский назначил 47-летнего генерала полиции Руслана Осипенко, который с конца 2021-го был начальником Главного управления Нацпола в Донецкой области. Он в правоохранительных органах с 1996 года, успел послужить в Киевской, Полтавской и Николаевской областях, а также Департаменте стратегических расследований Нацполиции.

Руководить ОВА в Днепре будет 44-летний генерал полиции Александр Ганжа, который был начальником Главного управления полиции в Днепропетровской области.
Ганжа начал службу еще курсантом в августе 1998 года, а с начала двухтысячных прошел путь от участкового милиции на Харьковщине до начальника областной полиции в Днепре.

Интересно, что после того, как бывшего главу ДнипроОВА Сергея Лысака из СБУ назначили руководить Одесской городской военной администрацией, кандидатами на должность в Днепре, по данным УП от источников в правительстве и Раде, стали сразу два протеже Татарова: Ганжа и начальник Нацпола Запорожской области Артем Кисько.
В общем, если внимательнее присмотреться к региональным раскладам, то людей Татарова в областях окажется достаточно много. Однако ранее Олег Юрьевич контролировал либо топовых силовиков, либо максимум заместителей в ОВА. Это позволяло ему держать руку на пульсе в регионах "в интересах президента".
Теперь же заместитель главы ОП, который еще несколько недель назад готовился к увольнению, дослужился до того, что продвигает своих людей на первых лиц в областных администрациях.
***
Первые после отставки Ермака назначения руководителей регионов наглядно показывают, что смена центров тяжести в системе властного HR началась.
Но не менее показательным, чем то, кого назначили, является то, кого не зацепили. У Ермака было много людей во власти, и были такие ОВА, которые для бывшего главы ОП составляли особый приоритет. И в наиболее лакомых областях, по странному стечению обстоятельств – до сих пор без изменений.
"Из ермаковского крыла осталось двое – Кипер в Одессе и Козицкий во Львове. Но надо разграничивать эффективность и шлейф Ермака. К Козицкому есть претензии как к главе ОВА? Пока что нет. Но там есть вопросы по двум его заместителям. Рано или поздно до них добегут антикоррупционные органы.
Кипер создал себе внутри области проблему с фамилией Лысак. Так боролся с Трухановым, а теперь новый глава ГВА ломает ему схемы и мешает", – рассуждает один из влиятельных "слуг", вовлеченных в работу с регионами.
"Почему Кипера нет в списке на выход, я не знаю. Это точно квота Ермака. Может, будет, но пока не знаю. Мне кажется, что у него гораздо меньше шансов удержаться на должности, чем у Козицкого", – добавляет собеседник.
"Странно, что о том же Кипере уже никто не говорит. Там в порту, на таможне и везде столько схем, столько "черных" денег, что весь город за голову хватается. Хотя, может поэтому и не меняют его, чтобы ничего не сломалось", – разводит руками в разговоре с УП один из "слуг", который приложился к отставке Ермака.
Ангелина Страшкулич, Роман Романюк, УП

