Президент в обмен на мир. Почему Зеленский хочет объединить выборы и референдум
2026-й должен стать годом, когда война России против Украины закончится. Или нет. К сожалению, никто в мире точно не знает, какая из этих двух опций окажется более вероятной. А значит, Украина должна быть готова к обоим сценариям.
Собственно, именно такая подготовка одновременно и к миру, и к войне является главной характеристикой нового политического этапа. Он начался на Печерских холмах 28 ноября прошлого года, когда вместе с отставкой главы Офиса президента Андрея Ермака закончился и этап долгой медленной стагнации.
Все перетасовки президентом Зеленским имеющихся в его колоде кадровых карт были подчинены как раз этой стратегии с двумя фокусами.
Чтобы вдохнуть новую энергию в украинскую армию, президент прибегнул к довольно смелому решению назначить новым главой Минобороны Михаила Федорова. Команда последнего взяла на себя немалый перечень обязательств по реформированию подхода к ведению войны и получила на это от президента широкие полномочия. Включая карт-бланш на замену командующих высших уровней.
Мирный трек так же претерпел головокружительные изменения. Прежде всего в переговорах с международными партнерами изменились главные действующие лица. Вместо монополии Ермака на любые контакты по миру переговорный процесс разделился сразу на несколько параллельных каналов, которые дополняют друг друга.
Вопросы безопасности перешли к триумвирату в составе нового главы ОП Кирилла Буданова, старого секретаря СНБО Рустема Умерова и уже немного подзабытого руководителя стамбульской переговорной группы Давида Арахамии.
Экономические вопросы помогает решать премьер Юлия Свириденко и ее министры.
Учитывая концентрацию топов, можно сказать, что именно переговорный процесс сейчас составляет приоритет для команды Зеленского.
Пока похоже на то, что в ближайшее время дипломатический прорыв не произойдет. Но, если вдруг на этом пути удастся достичь ощутимых успехов, то перед президентом встанет следующая трудная задача: провести выборы в разбитой стране и легитимизировать результаты переговоров через всеукраинский референдум.
По крайней мере, именно такую последовательность действий описывали в разговоре с УП с десяток высокопоставленных чиновников из команды президента за последние недели.
Да и сам президент еще с декабря прошлого года серьезно говорил о необходимости подготовиться к проведению выборов и возможности организации референдума. В Верховной Раде безотлагательно созвали рабочую группу, чтобы подготовить соответствующие законодательные изменения.
Почему Зеленский заговорил о выборах? Действительно ли власть серьезно готовится к голосованию или же это очередная игра на публику? Для чего в Раде создана "рабочая группа"? Почему президент хочет проводить выборы и референдум в один день, хотя это запрещено законом? Разбиралась "Украинская правда".
От слова к делу: как в Раде работает рабочая группа по вопросам выборов
"I am ready for ever", – именно так 9 декабря 2025-го Зеленский ответил на призыв Трампа провести президентские выборы в Украине.
С тех пор до первого заседания рабочей группы по подготовке законодательства о выборах в особый или послевоенный период в Верховной Раде прошло несколько недель. Возглавил ее первый вице-спикер парламента, председатель партии "Слуга народа" Александр Корниенко.
Накануне собрания собеседник УП среди топов "Слуги народа" иронизировал: "Сейчас мы соберемся, но чем больше рабочая группа, тем позже будет результат ее работы".
Поэтому все политики, которые в начале декабря переживали, что президент через неделю объявит выборы, смогли спокойно выдохнуть, когда увидели более 60 фамилий в экспертном пуле.
Это народные депутаты, чиновники, представители ЦИК и общественные деятели. Сейчас они разбираются с различными аспектами обеспечения народного волеизъявления – от реализации прав военных, ВПЛ и беженцев за рубежом до выполнения международных обязательств. С таким размахом подготовка закона может занять годы.
Если отбросить иронию, переброска избирательного мяча на парламентское поле – позитивная история. Год назад, в начале 2025-го, УП писала, что небольшие рабочие группы при ЦИК наработали и передали парламенту рекомендации по желаемой форме проведения первых послевоенных выборов. Мы подробно их описывали.
Напоминаем: Председатель ЦИК Олег Диденко: Послевоенные выборы не место для экспериментов
Любовь на расстоянии. Готова ли Украина к выборам в интернете или по почте
За год почти ничего из главных вызовов для проведения выборов не изменилось. Разве что теперь рабочая группа работает в Раде, а значит, следствием ее деятельности должен стать готовый законопроект.
Сейчас эксперты из парламентской группы рассматривают множество вопросов – как политических, так и технических. Прежде всего, реально ли провести выборы конституционным способом? Камнем преткновения здесь может стать даже дата. Ярые конституционалисты настаивают, что очередные президентские выборы необходимо проводить тогда, когда это определено Основным законом – в последнее воскресенье марта.
Важно также решить, где проводить выборы в Украине, как организовать голосование за рубежом, и наконец, откуда взять на это деньги.
Центральная избирательная комиссия сейчас "связана", потому что не может во время войны готовиться к выборам по действующему законодательству, а обновленного еще нет.
"ЦИК для решения проблемы заграничного голосования рассматривала разные варианты: и почтовое, и электронное, и так называемое расширенное, которое предусматривает создание дополнительных избирательных участков за пределами дипломатических учреждений.
В Украине необходимо проводить аудит избирательной инфраструктуры, чтобы понимать, какие участки можно восстановить, сколько времени и ресурсов это потребует, какие надо замещать (если они разрушены в результате обстрелов – УП). Это влияет на расчеты.
То же самое за рубежом. У МИД должно быть время, чтобы определить количество избирательных участков, их стоимость и тому подобное. Только после этого мы сможем сформировать бюджетный запрос, потому что сейчас нечего считать", – объясняет УП председатель Центральной избирательной комиссии Олег Диденко.
Усложняет организацию избирательного процесса и то, что ЦИК не владеет точными данными о количестве избирателей в Украине и за рубежом. С 1 января 2026-го Государственный реестр избирателей полноценно заработал впервые с начала полномасштабки. Однако насколько быстро удастся актуализировать информацию, зависит только от граждан. Каждый избиратель в случае изменения персональных данных должен обновить их путем обращения в ЦИК (за рубежом – в дипломатическое учреждение Украины).
Читайте также: Если завтра в... выборы. Все конкуренты Зеленского и что с ними будет
Легитимность украинского парламента не вызывает вопросов у западных партнеров. Если о каких-либо выборах и идет речь во время переговоров, то исключительно о президентских. Закон дает на президентскую кампанию 90 дней. Но по состоянию на сейчас никто не может спрогнозировать, сколько времени нужно будет после возможного прекращения огня на подготовку к голосованию, и сможет ли оно состояться вообще.
"Я всем отвечаю одинаково: для Центральной избирательной комиссии – чем больше времени, тем лучше. Чем больше у нас будет времени, тем лучше мы сможем подготовиться", – говорит глава ЦИК Олег Диденко в ответ на вопрос УП о возможных сроках организации выборов.
Как известно УП от собеседников в Зе!Команде, в конце прошлого года Диденко пригласили на Грушевского, 5 на аудиенцию к руководству Рады. Едва ли не единственным вопросом к председателю Центральной избирательной комиссии было: "Сколько необходимо времени?". Он сказал, что хорошо было бы полгода, а в ответ услышал: "А 60 дней не хватит? Надо уложиться".
Во время разговора с УП он рассказывает: "Мы в своих предложениях к законопроекту определили такой желаемый для ЦИК срок – избирательный процесс начинается не ранее чем через 6 месяцев после завершения военного положения. Я не знаю, услышат ли нас. Но с другой стороны, Центральная избирательная комиссия будет выполнять тот закон, который парламент примет".
В Раде уже состоялось несколько заседаний рабочей группы. Эксперты разделились на семь подгрупп, которые должны наработать детальные предложения по проведению выборов в нынешних условиях.
По словам первого вице-спикера Александра Корниенко, депутаты должны подготовить варианты законодательных решений до конца января. Правда, собеседники УП среди членов экспертного пула скептически относятся к таким прогнозам, как и в целом к деятельности группы.
"Радовская рабочая группа неэффективна. Мне кажется, ее деятельность вообще не будет иметь результатов. Это "болтология", – считает один из представителей рабочей группы – депутат из оппозиционного крыла.
Выборы президента на референдуме
Любое соглашение о завершении или хотя бы остановке войны имеет один неприятный нюанс для власти: кто-то должен этот документ подписать.
Как показывают разговоры УП с большим количеством действующих чиновников в разных ветвях власти, желающих возложить на себя эту ответственность мало, если они вообще есть.
Большинство опрошенных смотрят на такую возможность, говоря словами классика, как на пулю в лоб, даже если потенциальное соглашение будет содержать мощные гарантии безопасности и компенсации для Украины. Сама потребность подписаться под фактическим признанием пусть временной, но потери контроля над значительными территориями, политически выглядит самоубийственной.
Поэтому на Банковой довольно долго искали вариант, как бы этой ответственностью поделиться еще с кем-то.
Существующие варианты мирного соглашения, которое последние месяцы обсуждают украинские, европейские, американские и российские делегации в разных формах, предусматривают определенные территориальные уступки Украины. Конституция Украины не предусматривает никакого другого варианта изменения территориального устройства кроме как через всеукраинский референдум.
И хотя признание временной потери контроля над территориями не является изменением устройства в понимании Конституции, но идея референдума технологам Офиса показалась спасительной соломинкой.
Согласно замыслу команды Зеленского, если мирное соглашение таки состоится, то ответственностью за него и его последствия президент поделится со всем народом – именно украинцы на референдуме должны будут одобрить или отвергнуть мирный план.
Американские партнеры под накрутку из Москвы говорили о необходимости запуска избирательного процесса в Украине и проведения выборов президента весь прошлый год. И в ОП Зеленского решили воспользоваться этим требованием, чтобы вместе с голосованием за главу государства переложить на украинцев часть ответственности за мирный план. Хотя по действующему избирательному законодательству прямо запрещено проводить выборы и референдум вместе.
Мотивация сочетать оба процесса очень проста, объясняют сразу несколько собеседников УП на Банковой и в Раде.
Во-первых, есть вероятность, что проводить голосование придется без полноценного завершения войны – во время перемирия, полагаясь на призрачное обещание врага не стрелять. И если проводить два разных голосования, то из-за вызовов безопасности можно не провести ни одного.
Во-вторых, каждая организация общегосударственного голосования требует колоссального финансирования, а значит объединение двух процессов в один может дать ощутимую экономию ресурсов. Хотя до принятия нового закона невозможно посчитать даже приблизительные цифры, потому что неизвестно, где и как будет проходить голосование.
В-третьих, Украина имеет очень скромный опыт проведения референдумов, но и он показывает, что явка на этих опросах может быть очень небольшой. А сама идея подобного плебисцита заключается в том, чтобы придать его результатам максимальную легитимность через как можно большее привлечение граждан. Поэтому на Банковой подумали, что выборы президента могут стать неким электоральным магнитом.
"На выборы президента всегда больше всего поднимается градус, они всех интересуют, на них все ходят. Поэтому Зеленский и предлагает, что давайте проведем выборы, люди придут на участки, и сразу проголосуют на референдуме. Иначе все может провалиться", – объясняет логику идеи один из влиятельных "Слуг".
Дьявол, как известно, скрывается в сыре. Так и суть референдума будет заключаться в формулировке вопроса. Что именно должны будут одобрить украинцы: только территориальные уступки или весь комплекс договоренностей, включая компенсации, помощь на восстановление и гарантии безопасности? Собеседники УП во власти убеждают, что если речь пойдет только об уступках, то "референдум можно и не проводить".
"Люди должны понимать ситуацию в комплексе и решать тоже в комплексе: где-то мы что-то выиграем, где-то что-то проиграем. Но это будет решение общее для всех", – объясняет собеседник УП в руководстве президентской партии.
В оппозиции же идею Зеленского интерпретируют диаметрально противоположно.
"Проведение выборов вместе с референдумом – это технология переизбрания, хорошо опробованная, например, в Молдове. Зеленский может воспользоваться моментом, чтобы переизбраться, потому что понимает, что не выиграет послевоенные выборы. Его обещание будет очень простым: "Я приду и подпишу мир". За это люди могут проголосовать", – считает собеседник УП среди депутатов-оппозиционеров.
***
Рабочие группы заседают, политики и чиновники дискутируют, конституционалисты борются за Основной закон, хотя на приближение или отсрочку выборов эти дискуссии вряд ли оказывают влияние.
Украина заинтересована в скорейшем окончании войны, потому что экономическая, энергетическая и политическая ситуации становятся все более сложными и все менее контролируемыми.
Заинтересованы ли подписывать мирное соглашение россияне – вопрос открытый. Ответ зависит во многом от того, готовы ли американские партнеры дожать Москву, когда в Украине согласуют все пункты и определятся с выборами / референдумом.
Представляется, что для Белого дома было бы логично ускориться, чтобы использовать эту "девятую войну, которую закончил Трамп", во время кампании на промежуточных выборах в Конгресс. Но общая адженда действий американской власти вызывает сомнение, помнит ли она вообще о войне в Украине. Потому что пока Трамп больше сфокусирован на безумных играх с захватом территорий партнеров по НАТО, созыве "своей ООН" для Ближнего Востока или похищении диктаторов из других стран.
С одной стороны, это хорошо, потому что американцы заняты, и можно отдохнуть от очередных попыток навязать Украине какие-то российские "пункты". Но с другой – Украина как никогда близка к тому, чтобы полностью потерять заинтересованность США и остаться с врагом один на один.
Роман Романюк, Ангелина Страшкулич, УП