Юлия Тимошенко сбилась со счета

Среда, 12 декабря 2007, 00:11
Не смотря на всю серьезность ожидаемого назначения Юлии Тимошенко премьер-министром, атмосфера в коридорах Верховной Рады была довольно раскованной.

Когда парламент избирал спикера Арсения Яценюка, на лицах членов бывшего большинства разыгрывалась целая трагедия потери власти. За четыре дня Партия регионов и их сторонники почти свыклись с мыслью о будущем пребывании в оппозиции. Сейчас в статусе гостей на чужом празднике они расслабились и сами.

– Здравствуйте, я хочу с вами познакомиться! Моя фамилия Грач, – крымский коммунист Леонид Грач, кажется, впервые заметил в кулуарах брюнетку с депутатским значком. Он вооружился самой сладкой улыбкой и самыми изысканными манерами выпускника Высшей партийной школы ЦК.

– А я – Новикова Юлия Владимировна! – вежливо ответила депутатка, удивленная неожиданным проявлением внимания со стороны коллеги.

– Очень приятно! За исключением одной детали..., – уточнил Грач.

– Той, что я – Юлия Владимировна?

– Да! – засиял коммунист.

Собеседники обменялись телефонами и разошлись в разные стороны. Возможно, если бы господин Грач знал, что девичья фамилия чудесной незнакомки – Левочкина, а ее брат – помощник Януковича Сергей Левочкин, он бы не перешел на дешевые ухаживания.

А так на лицах обоих собеседников не было ни ноты страха от будущего премьерства другой Юлии Владимировны.

***

Во вторник утром фракция Юлии Тимошенко собралась на свое традиционное заседание, которое из-за отсутствия лидера блока вел Александр Турчинов.

В начале обсуждения депутат Ляшко возмутился, что "Украинская правда" в ночь с понедельника на вторник обнародовала согласованный проект правительства Тимошенко.

– К сожалению, не все наши коллеги ответственно относятся к своим действиям, – прокомментировал Турчинов и поручил провести внутреннее расследование возможных утечек информации.

Затем Турчинов сообщил, что до сих пор состав правительства не определен.

– Братья и сестры, мы не знаем до конца пакет коллег из "Нашей Украины". К сожалению, это действительно так... В "Нашей Украине" не согласовывают их кандидатуры.

Турчинов не уточнил, кто именно не дает зеленый свет претендентам от НУНС, хотя намек на Виктора Ющенко угадали бы и дети.

– Я хочу надеяться, что наши союзники не выдвинут одиозных фигур. Очень надеюсь..., – размышлял вслух Турчинов.

В этот момент у Турчинова зазвонил телефон.

– Да, извините, сейчас у меня сеанс связи со спутником, – пошутил он.

На том конце провода была Юлия Тимошенко, которая проводила очередной раунд консультаций с Виктором Ющенко.

Быстро переговорив с соратницей, Турчинов перешел к обсуждению кандидатур на должности министров от БЮТ, которые стали неожиданностью для многих членов фракции.

Например, они не понимали, почему на должности министров экономики или топлива и энергетики претендовали неизвестные люди.

– Неужели среди 156 человек из нашей фракции не нашлось ни одной достойной кандидатуры? – возмутился Ляшко.

– Так все же отказались! – шутил Николай Томенко.

– Братья и сестры! – заставил замолчать соратников Турчинов. – Если человек является депутатом, это не означает, что он обязательно станет министром! Должность депутата – не менее авторитетная. Я бы всю жизнь работал депутатом!

Возможно, кто-то в зале и хотел спросить, почему же тогда Александр Турчинов значится в списке будущего Кабмина как первый вице-премьер, но никто этого не сделал.

До самого утра неизвестной оставалась кандидатура на должность министра юстиции. Николай Онищук, к которому примеряли это кресло, выглядел не очень счастливым. Накануне собственная фракция решила усложнить ему жизнь, выдвинув Романа Зварича.

– Президент назвал Онищука, а внутренняя партийная тусовка – Зварича. Но я хочу, чтобы все помнили – мы стали депутатами именно благодаря Виктору Ющенко. Поэтому он имеет право на свое кадровое видение, – рассказал один из нашеукраинцев.

Самые большие метаморфозы в этот день произошли с принципиальным оппонентом Юлии Тимошенко – Юрием Ехануровым. Утром экс-премьер спокойно разгуливал по коридорам парламента с видом отстраненного человека и отмахивался от вопросов журналистов.

– Ребята, меня все это мало касается! – Ехануров даже не догадывался, что прямо на глазах разыгрывается драма, которая зацепит и его.

Любых сигналов Ющенко ожидали двое других претендентов на Министерство обороны – и.о. министра Анатолий Гриценко и командующий внутренними войсками Александр Кихтенко. Окончательного решения не было, и объективы на обоих конкурентов были розданы депутатам.

Тем временем в кулуарах парламента собирались оранжевые. В уголке стоял Влад Каськив, который все-таки пришел из больницы и теперь опирался на костыль. Каждый новоприбывший депутат подходил не просто поздороваться с ним, а еще и как-то пошутить.

– Я вас умоляю, не смешите меня – мне запрещено смеяться! – просил Каськив, которому в субботу сделали операцию.

Рассмотрение вопроса о назначении премьера открыл Виктор Ющенко. Президент зачитал свою речь без особого энтузиазма, только изредка отрывая глаза от бумаги.

Ющенко призывал и коалицию, и оппозицию поставить перед собой "национальные приоритеты". Интонация, с которой Ющенко произносил все это, говорила, что его мысли в этот момент сосредоточились совсем на других вопросах.

– Я был и буду надежным союзником парламента. Ни одно знаковое для нации решение не должно быть принято вне стен Верховной Рады, – пообещал Ющенко и исправился, – Хотя впереди нас ждут большие вызовы и испытания.

Как известно, еще совсем недавно Ющенко и его союзники заявляли, что постановят новую редакцию Конституции на референдуме, вообще без голосования в законодательном органе.

Ситуация в зале оживилась после того, как Ющенко объявил, что вносит на одобрение парламента кандидатуру Юлии Тимошенко. Присутствующие зааплодировали.

Значительно активнее народ стал реагировать, когда Ющенко сообщил, что на должность министра обороны внесен Юрий Ехануров, а на должность министра иностранных дел – Владимир Огрызко.

Как известно, кандидатуру Огрызко предыдущая Верховная Рада отвергала дважды, а Ехануров как претендент на Минобороны не фигурировал даже в анекдотах.

Однако способность Еханурова противостоять обаянию Тимошенко сыграла решающую роль при этом экзотическом выдвижении. Ющенко хотел иметь тыл, который будет гарантированным противовесом этому премьеру. Иллюстрацией их противоположных взглядов служит тот факт, что еще в 2006 году Ехануров заявлял о необходимости создания широкой коалиции.

***

Выход Тимошенко на трибуну выглядел обыденно. Вопреки ожиданиям, она отказалась от кокетничания во внешнем виде – на ней было традиционное белое платье.

– Я прекрасно помню, когда начались досрочные выборы, и я хочу поблагодарить президента Украины за то, что они состоялись..., – начала Тимошенко уставшим голосом.

Ющенко, поджав губы, смотрел ее выступление из своей ложи – по левую руку от спикера.

Тимошенко предложила как можно быстрее постановить закон об оппозиции.

– И нет такого требования усиления контрольных функций оппозиции, которые мы не удовлетворим, – пообещала она.

Позже вожди Партии регионов потирали руки, что предложат Тимошенко голосовать за тот закон, который она внесла год назад, где записаны сверхширокие полномочия: начиная от бюджетного финансирования оппозиции и заканчивая едва ли не правом вето на решение правительства.

Затем Тимошенко произнесла явно домашнюю заготовку, надеясь, что футбольная тема станет понятна мужской аудитории.

– У нас есть болельщики "Днепра", "Шахтера", "Динамо", но когда играет национальная сборная, то мы все болеем одинаково. Я хочу, чтобы в парламенте родилась национальная сборная Украины, которую мы сделаем самым сильным европейским государством.

На этом Тимошенко фактически и закончила свою речь, сообщив, что не станет использовать отведенные ей 20 минут – векторы своих действий она пообещала объявить при утверждении программы правительства.

Поскольку члены Партии регионов не регистрировались, то право обратиться к Тимошенко с вопросами получили три депутата от блока Литвина, один от коммунистов и десять (!) от БЮТ.

Соратник Тимошенко Богдан Губский пытался понравиться ей, когда спросил о реализации самого серьезного избирательного обещания – за два года возвратить сбережения "Сбербанка".

– По последним социальным исследованиями, 92,5 процента граждан Украины поддерживают вашу формулировку, – Губский демонстрировал удивительную близость к народу. – Избиратели из сел Черкасщины и Киевской области просили меня спросить вас, за счет каких резервов вы сможете возвратить вклады?

На вопрос Губского ничего конкретного Тимошенко не сказала.

– Возвратить эти деньги, чтобы не было инфляции – это вопросы не людей, которым задолжали, а профессиональности власти. Не способны – нечего браться! Мы способны и будем возвращать за два года.

Не обошла Тимошенко обещания и футбольной тематики – на вопрос Сергея Гриневецкого из блока Литвина она поддержала сокращение иностранных игроков в украинских клубах.

– И в политике, и в футболе я за то, чтобы у нас было меньше легионеров. Если мы договоримся с Ринатом Леонидовичем (Ахметовым) относительно количества легионеров в футбольных сборных, я думаю, у нас их также будет меньше, и мы будем видеть там украинцев, – сказала Тимошенко, немного запутавшись в нетрадиционной для себя теме.

В этот день БЮТ решил взять на вооружение футбольные термины.

– Мы верим в нашего капитана и в нашу команду. Но не собираемся побеждать в этой игре парламентскую оппозицию и забивать вам голы, – пообещал Партии регионов Владимир Филенко, уполномоченный на выступление от лица блока Тимошенко.

***

Парламент постепенно подошел к голосованию, и ничто не предвещало беды для БЮТ. В строю были все, даже трое больных нашеукраинцев – Каськив, Сподаренко и Довгий.

Голосование началось. На десять секунд в зале повисла тишина. Маленькие зеленые прямоугольники заполняли места на табло.

Лидер БЮТ медленно гладила ожерелье из жемчуга. Когда на табло высветилось "за – 225", БЮТовская часть парламента замерла с каменным выражением лица, а сектор Партии регионов побежал штурмовать трибуну.

Справившись с собой, Юлия Тимошенко не бросала растерянные взгляды в зал или на президента, как это делали ее сторонники. Она молча рассматривала экран, заслонив руками подбородок.

– Уважаемые депутаты! Поступили возражения о том, что депутаты не успели поставить карточку! – начал объяснять Яценюк.

– Арсений Петрович, Арсений Петрович! Я к вам обращаюсь! – взял слово Турчинов. – У нас не сработала карточка у депутата Деньковича. Мы просим в связи с технической проблемой поставить на голосование этот вопрос.

– Товарищи, я прошу, ну успокойтесь! – начал апеллировать Яценюк к регионалам.

– Карточка Александра Омельченко не сработала. В таких случаях проводится повторное голосование, – заявил теперь уже Николай Катеринчук из "Нашей Украины".

Но Шуфрич уже шел в атаку. На стол Яценюку положили заявление от двух фракций с требованием перерыва.

– Арсений Петрович, не нарушайте регламент – мы требуем перерыв на 30 минут.

– Я хочу поставить на голосование вопрос относительно возвращения к голосованию о назначении премьер-министра...

В это время депутат от Партии регионов Владислав Лукьянов уже зашел за спину к Яценюку.

– Забирай у него карточку! – скомандовал ему другой регионал.

В это время система "Рада" уже начала свой отсчет, и Лукьянов выхватил карточку Яценюка из гнезда.

– Эй, карточку отдай! – возмутился Яценюк.

В этот момент проявился короткий опыт работы Яценюка спикером. Почти аналогичная ситуация произошла на прошлой неделе, когда на сессии председательствовал Александр Турчинов.

Тогда БЮТовец остановил голосование уже после его начала, когда фракция блока Тимошенко заявила, что у них нет нескольких карточек. Но сейчас Яценюк не сориентировался и еще пару секунд возмущенным взглядом смотрел в зал, когда на табло вторично высветилось "225".

Сразу после провальных попыток сделать Юлию Тимошенко председателем правительства в коридор выбежал Юрий Луценко.

– Я сам видел! Я видел, как все они нажимали кнопки и высвечивался зеленый сигнал! – кричал Луценко, не слыша вопроса журналистов.

Сразу за ним в коридор почти выполз экс-мэр Киева Александр Омельченко. Его под руку вел Андрей Шкиль.

– Он голосовал, ну посмотрите на него – он просто напуган... Сан-Саныч, идите сюда, надо написать заявление, – руководил коллегой БЮТовец.

Омельченко действительно выглядел шокированным. Он молча достал сигарету – депутат закурил прямо в кулуарах. Продвигаясь к выходу, он оставлял за собой густой дымовой шлейф....

Тем временем депутаты блока Тимошенко уже обсуждали ситуацию.

– Как хорошо, что не у меня карточка не сработала, – поделился взволнованный Игорь Черкасский. – А то как бы я потом объяснял другим? И кто бы мне поверил?!...

Руслан Лукьянчук из БЮТ все быстро выяснил.

– В компьютер точно заложен алгоритм, чтобы при каждом голосовании случайно аннулировались два голоса. Ведь когда Федорчук нажал кнопку "за", на его личном экране высветилось "голос засчитан", но этот сигнал где-то потерялся по дороге к центральному серверу системы "Рада".

В пользу этой версии говорит и картинка, которую показывало табло во время голосования – все поля были заполнены зеленым, даже там, где сидели люди, которые будто не нажимали "за".

***

(Анти)герой финальной мизансцены дня Влад Лукьянов вышел в кулуары с растерянным видом, и натолкнулся на журналистов.

– Это я вытянул карточку, ведь Яценюк нарушал регламент. Надо было спросить у зала разрешение на повторное голосование, а Яценюк сразу вторично поставил назначение Тимошенко на голосование, – заявил он.

Лукьянов даже не понимал, что на самом деле Яценюк делал именно так, как он хотел – на тот момент голосовалось не что иное, как предложение возвратиться к повторному избранию Тимошенко премьер-министром.

– Лукьянов впал в состояние аффекта, – объяснил поведение своего однопартийца Сергей Кивалов и просил не наказывать его строго – максимум штрафом.

Но фракции коалиции были настроены решительно – притянуть Лукьянова к уголовной ответственности.

Депутаты написали обращение в СБУ, а спецслужба к концу дня послала запрос в парламент с просьбой допустить их к компьютерным сетям и процессорам. Заодно следователи должны проверить, правда ли, что в ВР накануне наведывалось руководство компании "Укртелеком", которая принимала участие во внедрении системы "Рада".

Выглядело все это, действительно, неоднозначно. При первом голосовании за Тимошенко не сработала карточка Александра Омельченко из НУНС и "сознательного галичанина" Ивана Деньковича из БЮТ.

При втором, кроме Яценюка, не досчитался своего голоса Ярослав Федорчук – многолетний соратник Тимошенко, которого она до последнего времени называла третьим человеком в партии. Абсурдность его неголосования состоит хотя бы в том, что Федорчук сидит рядом с Турчиновым.

...Почувствовав, что быстрого выхода из новых обстоятельств не будет, осведомленные люди начали расходиться. Первый заместитель Балоги Иван Васюнык ушел из парламента сразу после серии сорванных голосований. Несмотря на то, что от этого зависело его назначение вице-премьером в правительство.

– Куда вы? Здесь же сейчас решается ваша судьба! – остановили Васюныка журналисты.

– Ребята, наша судьба решается не здесь, а там! – он многозначительно поднял палец вверх.

"Там", в его понимании, могла быть и небесная канцелярия, и канцелярия президента Украины.

– Там – это на небесах, – уточнил Васюнык, добавив: – А что касается повторного представления от Виктора Андреевича на премьерство Тимошенко – это не проблема.

Тем не менее, руководство БЮТ больше пугало не отложенное голосование за Юлию Тимошенко, а компания, в которой окажется в ближайшее время Виктор Ющенко.

– Но послушайте, Александр Валентинович, а разве что-то решает один день? Ничего не изменится..., – наивно расспрашивал у старшего товарища Олег Ляшко.

– Ты что! – серьезно отвечал Турчинов. – Регионы сейчас пойдут к президенту и будут скулить, что "у вас там такой кризис, такой кризис!" И что "это будет случаться постоянно, надо широкую коалицию"... И, я тебя уверяю, Ющенко сломается.

Как произошло на самом деле, была сломана система "Рада" или нет, но Партия регионов действительно мгновенно решила воспользоваться этой ситуацией, чтобы показать шаткость преимущества в несколько голосов.

– Такая коалиция недееспособна, – разослал свой комментарий помощник Януковича Сергей Левочкин. Он, в отличие от сестры, в этот день вообще не пришел в парламент.

Спикеры Партии регионов тут же подхватили мысль, что вторничный провал Тимошенко – "это Божий знак".

Консультации в кабинете председателя Верховной Рады закончились уже после десятого часа ночи. Как объяснял позже Александр Турчинов, "переговоры были ни о чем, Литвин старался учить Яценюка, как руководить Верховной Радой".

А сама Юлия Тимошенко так и не появилась на вечернее заседание своей фракции. Ее состояние депутатам передал Иосиф Винский.

– Вы знаете, Юля Владимировна просила передать, что у нее нормальное настроение! И вообще, кажется, она в порядке, и это важно, – подчеркнул Винский. – Она говорила, что воспринимает то, что случилось, ну... Ну, творчески.

Возможно, в этот день Тимошенко вспоминала, как еще недавно за ее назначение премьером голосовало 373 депутата. Сейчас это для нее может быть только мечтой.

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде