Борьба с коррупцией или бумажная метель?

Среда, 6 февраля 2008, 11:52

В контекст президентской выборной кампании, которая, по словам Владимира Литвина, сразу "вступила в активную фазу", органически вписывается последний указ Виктора Ющенко о формировании и реализации государственной антикоррупционной политики.

2008-й год объявлен решающим в организации противодействия этому отрицательному явлению, которое буквально пронизывает все поры общества.

Собственно, о необходимости такой борьбы у нас, как правило, вспоминают, когда появляется необходимость завоевать доверие масс, "накачать" собственный политический рейтинг. Кто только не пиарился на ней, начиная с раннего Кравчука!

Когда-то координационный комитет по борьбе с коррупцией, созданный по инициативе Кучмы, возглавлял Александр Ткаченко. Правда, лавров не получил, посколько как раз попал в эпицентр скандала, известного в новейшей истории Украины как "кукурузное дело".

Недавно о новых концептуальных подходах борьбы с коррупцией рассказал генерал Геннадий Москаль, который отдал ей не один десяток лет. Сейчас генерал, кроме того, что является первым заместителем председателя парламентского комитета по вопросам борьбы с коррупцией и организованной преступностью, вдобавок занимает должность советника министра МВД Луценко. Их концепция состоит в ликвидации УБОПа и создании на его базе Антикоррупционного бюро.

Но пока петухи пропели, произошел известный инцидент между Луценко и Черновецким, который существенным образом ослабил позиции его участников. А затем - шансы провести через парламент собственную версию министру и его советнику едва ли удастся, тут бы из кресла не катапультироваться.

Шутники с политкулуаров, кивая на участников инцидента, называют их "сбитыми летчиками", и этим все сказано.

И зачем президенту отдавать на растерзание такую выигрышную, с точки зрения выборной риторики, тему? Тем более, что минюст подготовил текст соответствующего указа. Затем, концепцию реформирования борьбы с коррупцией рассмотрит СНБО - ориентировочно во второй половине февраля, в случае принятия документ сразу же будет направлен на утверждение Верховной Рады как неотложный.

Концепция базируется как на предотвращении, так и на обеспечении противодействия коррупции. Первый фактор возложен на минюст, второй – на правоохранительные органы. В частности, предполагается, что на базе управления "К" при СБУ будет действовать новый самостоятельный орган. В целом же, масштабной реорганизацией будет охвачено всю правоохранительную систему.

Так, досудебное следствие будут проводить пять ведомств: национальная полиция в структуре МВД, финансовая полиция - вместо налоговой милиции, подчиненная министерству финансов, воинская полиция ( будет действовать в структуре Минобороны), следственный подраздел СБУ, а также – специально созданный орган досудебного расследования коррупционных правонарушений - может, Антикоррупционное бюро, о котором мечтал генерал Москаль?

Процессуальное руководство досудебным следствием авторы документа возлагают на прокуратуру, которая призвана стать и организатором, и главным координатором всего процесса расследования.

Даже беглый анализ свидетельствует, что подготовительный период такого "глобального" реформирования и создание довольно разветвленной системы растянется во времени не на месяцы – года. Как пошутил один из сотрудников генпрокуратуры, "от двух – до пяти". Можно представить, какие крепкие и широкие побеги взлелеет за это время ее величественность коррупция.

По мнению многих экспертов, крайне отрицательным является факт распыления компетенций на ведомственной основе - по видам преступлений, а не реальным их исполнителям. В целом положительно оценивая документ, специалисты, тем не менее, соглашаются в том, что реализовать его будет крайне сложно, и он может остаться на бумаге.

Главный разработчик концепции, министр юстиции Николай Онищук, считает, что Украина должна усилить сотрудничество в этой области со странами Европы. В прошлой статье мы попутно ссылались на опыт Польши. С чего там начинали реформирование системы противодействия коррупционным явлениям?

Еще в 2005-м году Агентство внутренней безопасности (АВБ) Польши по поручению правительства подготовило специальный рапорт "Коррупция в Польше – попытка анализа явления". Этот документ включал 12 разделов: масштаб и объемы коррупции; источники и ее причины; главные области проявления коррупции; юридические аспекты; государственные институты и противодействие коррупции; задача спецслужб в борьбе с ней; меры АВБ по ограничению коррупции; выявленные тенденции; прогнозируемый эффект; антикоррупционная профилактика.

Проанализировав ситуацию, авторы документа пришли к заключению, что коррупция в Польше к тому времени реально угрожала функционированию многих областей экономической и политической жизни страны. А среди 10 стран, которые вошли в ЕС, Польша как раз и была самым коррумпированным государством.

Опросы разных слоев населения засвидетельствовали: люди оценивают коррупцию как самую большую реальную опасность для страны, она буквально "прописалась" в среде высокопоставленных чиновников.

Распространению этого отрицательного явления содействовали также частые смены правительственных команд, что каждый раз приводило к значительным кадровым изменениям. Много чиновников оценивали пребывание на государственных должностях как возможность быстро и в полной мере обеспечить свое финансовое будущее.

К самым важным областям, где больше всего распространены коррупционные действия, были отнесены приватизационные процедуры, возможность распоряжаться государственным и общественным имуществом, разнообразные фонды и государственные агентства, государственные заказы, распределение поставок и предоставление концессий, а также работа непосредственно в государственных и финансовых администрациях и органах самоуправления, деятельность таможенных служб, финансирование медицинских учреждений, политических партий и т.п..

С целью повышения результативности и выявления коррупционных преступлений были изменены отдельные положения уголовного и уголовно-процессуального кодекса. Значительно расширен диапазон деятельности участия польских спецслужб по противодействию коррупции. В работе Антикоррупционного бюро по предотвращению коррупции среди высших должностных лиц принимают участие около 60 тысяч сотрудников.

В составе АВБ выделены Департамент противодействия коррупции, терроризму и организованной преступности. АВБ также систематически информирует высшие государственные органы о тенденциях развития оперативной обстановки и признаках коррупционных действий в поведении отдельных высокопоставленных лиц.

Это разрешило за сравнительно короткое время устранить, отозвать или же отказать большому количеству претендентов на высокие должности – как в масштабах государства, так и на местном уровне.

Если, скажем, кандидат в мэры замечен в склонности к коррупционным действиям, общественность об этом сразу узнает, а сам кандидат или отказывается добровольно, или же его отводят путем гражданского осуждения.

Своевременно были распознаны и нейтрализованы такие тенденции, как распространение комплексных коррупционных действий, когда преступления осуществляются несколькими лицами с разных сфер по предыдущей договоренности. Или – изменение формы получения взяток из наличной на безналичную - оплата отдыха, участие в прибыли фирмы, приобретение автомобиля по сниженной цене, реализация нескольких квартир через дилера по сниженной цене лицам, которых заблаговременно определяет высокопоставленный чиновник и др.

Анализ засвидетельствовал, что количественно самая большая группа дел, связанных с коррупцией, - это чиновники-госслужащие и органы самоуправления, которые используют служебное положение.

На втором месте - функционеры таможенных органов, которые нарушают нормы таможенного права. И в конце концов, - сотрудники финансовых органов, которые с целью получения личной выгоды принимают решение "на заказ" тех, кого они проверяют.

Главный акцент делается на необходимости приспособления антикоррупционных положений к актуальным вызовам времени и современным тенденциям и по возможности более эффективном применении действующих правовых норм, повышении общественного сознания, мобилизации на решительную борьбу и категорическом непринятии любых попыток коррупционных действий.

Когда автор этих строк, общаясь с экспертом по противодействию коррупции в Польше, рассказал о неком мэре, который несколько лет подряд "обеспечивает" бесплатными продуктовыми наборами избирателей (пусть даже за собственные средства), тот пережил нечто подобное шоку. "У нас такого пана и близко к выборам не допустили бы! Это же – стопроцентный клиент Антикоррупционного бюро…"

Конечно, верится, что и в Украине когда-то так будет. Министр юстиции Онищук сообщил, что в новообразованной концепции предусмотрены изменения к "закону о государственной службе". И, действительно, в обнародованом 1 февраля указе президента Кабинету министров поручено принять дополнительные меры относительно завершения подготовки законопроектов о введении декларации о доходах и расходах лиц, уполномоченных на выполнение функций государства, а также членов их семей.

Предполагается также создание кодекса добросовестного поведения госслужащих, а также составления единого государственного реестра юридических и физических лиц, привлеченных к административной или уголовной ответственности за коррупционные действия.

Меры не назревшие - давно уже перезревшие. И если когда-то классик предупреждал о "легионе сорванцов, в которых на языке "государство", а в мыслях – пирог с казенной начинкой", для нашей действительности это – зло в квадрате.

Другое дело – удастся ли преодолеть путь от замысла к выполнению. Цитируя еще одного классика, на этот раз – политических баталий, главное, чтобы провозглашение обещаний и обнародование указов не превратилось в своеобразное соревнование: "кто быстрее продекларирует". А там хоть – не рассветай...

Автор Владимир Кулеба

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде