Борис Гудзяк президент УКУ, митрополит Украинской греко-католической церкви, митрополит Филадельфийский

Украина может стать "лабораторией" новой жизни в XXI веке

Эта война декларирует и окончательно завещает потомкам, которые ее переживут, что так, как мы жили до войны, дальше нельзя.

Спецпроект НАПК "UKRAINE NOW. Візія майбутнього"

Широкомасштабная война против Украины проявила наши травмы и слабости, но при этом усилила доверие, сострадание, взаимодействие и духовные устремления нашего общества. 

В конце концов цивилизационные изменения, которые сейчас с нами происходят, могут сделать Украину примером для других стран мира.

Реклама:

Об этом мы говорили в ходе интервью для спецпроекта НАПК.

В нашем бытии, нашем тождестве есть глубокие травмы. В целом, если посмотреть на историю ХХ века, украинцев как народа и государства могло и не быть.

Одна за другой шли геноцидные волны, которые были направлены на то, чтобы полностью стереть нас с лица земли либо же превратить в биомассу или рабов. 

С 1914 по 1950 год на территории Украины 15 миллионов человек были убиты, либо же они умерли неестественной смертью. 

Историки считают, что с 1932 по 1945 годы прошлого века украинская земля была самой опасной территорией в мире. Тимоти Снайдер метко назвал ее кровавыми землями. 

Эта травма не могла пройти бесследно. Мы видим, как на людей повлияли пять месяцев войны: посттравматический синдром есть как у военных, так и у гражданских, в частности у детей. А в ХХ веке такие ужасы были долговременными, переходящими из поколения в поколение. 

Мы только теперь смогли понять эту травму, идущую сквозь поколения, и идентифицировать ее последствия.

Основным следствием травмы, на мой взгляд, является то, что нам часто не хватает взаимного доверия. 

Учитывая, что в тоталитарной системе внешние факторы или люди были опасными, нужно было научиться надевать маску, выстраивать фасад, ставить стену. И уже через эти защитные механизмы украинцы поколениями смотрели на внешний мир и строили отношения с другими. 

Такая чрезмерная защита, безусловно, необходимая во время террора и преследований, сегодня усложняет жизнь. 

Ведь доверие – это основной капитал в гражданском обществе. Это система, основанная не только на законах, где есть риски наказаний, но и система доверия, более глубоких человеческих отношений, взаимной любви.

Более того, недоверие является предпосылкой для коррупции, пронизывающей и наш бизнес, и политику, и образование, и медицину. 

На взаимном доверии строится система налогов, а также нечто такое простое и обыденное как жизнь обычного подъезда многоквартирного дома. 

Думаю, каждый украинец может идентифицировать в своей жизни, как на нас влияет тоталитарная травма.

Поэтому эту многоуровневую длительную травму недоверия вылечить окончательно можно только любовью, ответственностью, терпеливыми, добрыми отношениями, которые постепенно создают доверие, а не уничтожают его.

Полагаю, что это уже происходит. Через Майданы и войну, через великие жертвы и страдания, мы совершаем паломничество: от страха и недоверия к другому к достоинству и уважению. 

Приехав в Украину уже третий раз за последние два месяца, вижу, как те круги, с которыми я имел возможность общаться, работают как ульи, где каждая пчелка знает свою задачу – говорят мало, не жалуются и не тратят сил на лишние эмоции.

Происходит системный труд: помощь армии, помощь ближнему. Собственно, это и есть гражданское общество, и оно отличает Украину от России.

Опыт войны и ответа всего общества на экстремальные вызовы в горизонтальном сетевом общении и сетевом труде должны быть перенесены в Украину будущего. 

У нас есть система, которая во многом все еще отражает советские структуры. Когда-то был партком и советский областной совет – сейчас есть украинский областной совет в том же доме, более-менее с аналогичными пропорциями и даже с похожими рабочими отношениями. 

Сегодняшний молодой человек, сегодняшний способ производства, сегодняшний способ коммуникации уже не пирамидальны. Современный человек функционирует сетевым образом – через многовекторное общение и сетевое сотрудничество. 

И такой рефлекс и сетевой стиль должен перейти в наше высшее образование, в нашу школу и систему государственного управления. 

Я думаю, что война будет ускорять эти процессы.

Война продолжается, но я считаю, что нужно быть чуткими к тому, что мы пережили, считывать знаки времени. 

Эта война декларирует и окончательно завещает потомкам, которые ее переживут, что так, как мы жили до войны, дальше нельзя. Надо действовать так, как мы действовали во время войны: в солидарности, взаимной помощи, отходя от чисто материальных ценностей. Нужно зафиксировать, что мы поймем о нашем прошлом и нашей победе.

Верю, что Украина может стать лабораторией новой жизни в XXI-ом веке. При условии, что с нами останется то, что завораживает мир сейчас – готовность отдавать свою жизнь за принципы, за правду. 

Хочется верить, что это дает пример другим обществам, и что мы этот пример сохраним и для себя тоже.

Владыка Борис Гудзяк, президент УКУ, глава Сената, архиепископ и митрополит Филадельфийский УГКЦ в США

Проєкт "UKRAINE NOW. Візія майбутнього" реалізується НАЗК за підтримки Антикорупційної ініціативи ЄС (EUACI) – провідна антикорупційна програма в Україні, що фінансується ЄС, співфінансується і впроваджується Міністерством закордонних справ Данії. 

Мета проєкту – окреслити бачення розвитку України після перемоги у війні з росією. В інтерв'ю з відомими українськими діячами, мислителями та лідерами думок ми шукаємо відповіді на питання про те, як змінюється держава сьогодні та якою вона має стати завтра.

Колонка представляет собой вид материала, отражающего исключительно точку зрения автора. Она не претендует на объективность и всесторонность освещения темы, о которой идет речь. Мнение редакции "Экономической правды" и "Украинской правды" может не совпадать с точкой зрения автора. Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.
война общество
Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования