Андреас Умланд аналитик Стокгольмского центра восточноевропейских исследований (SCEEUS)

Почему и как Россия похищает украинских детей

С начала российско-украинской войны в 2014 году и особенно с 2022 года российское государство целенаправленно перемещает и депортирует украинских граждан, в том числе тысячи несопровождаемых детей.

Одним из мотивов масштабного российского вторжения с 2022 года является русификация украинских граждан с целью пополнить сокращающееся население России. Не исключено, что эта мало обсуждаемая цель так же важна для Москвы, как и аннексия украинской территории.

Противоправное перемещение и депортация украинских детей российскими государственными и негосударственными оккупационными субъектами происходят в Крыму и оккупированном Донецком бассейне с 2014 года. Однако эта практика стала широко известна только после того, как в 2022 году резко участились случаи незаконного переведения Россией украинских детей и подростков.

Реклама:

В период с 24 февраля 2022 года по сегодняшний день Россия незаконно переместила или депортировала в Российскую Федерацию по меньшей мере 19 546 несопровождаемых украинских детей и подростков с оккупированных территорий Украины. Это официальная цифра, которая фигурирует на портале украинского правительства "ChildrenOfWar.gov.ua".

Однако эта государственная статистика включает только тех украинских детей, о переведении которых официально сообщили центральному правительству Украины украинские родственники, свидетели или общины. Реальное число пострадавших детей, вероятно, гораздо больше.

В их число входят "дети войны" в прямом смысле слова, то есть несовершеннолетние, которые по разным причинам остались без крова и заботы во время российского наступления. Этих несопровождаемых детей российские госсорганы забирали на оккупированных украинских территориях и не возвращали их украинским родственникам или украинскому государству.

В других случаях украинских родителей или родственников некоторых детей российские агенты (чиновники, активисты, коллаборационисты и т. д.) убеждали отправить детей в российские летние лагеря или другие центры отдыха. После оговоренного периода восстановления многих из них удерживали дольше, подвергали русификаторским кампаниям и/или переводили в другие места.

Третья группа – несовершеннолетние, которых содержат в детских домах и домах ребенка. По данным Регионального центра по правам человека (РЦПЧ), к сентябрю 2023 года было перемещено около 3855 несовершеннолетних, проживающих в украинских учреждениях. Некоторые украинские дети были разлучены со своими родителями или другими родственниками в так называемых "фильтрационных лагерях" вдоль линии фронта.

У большинства этих незаконно переведенных или вывезенных несопровождаемых детей есть близкие украинские родственники или другие опекуны. Некоторые из этих опекунов живут на подконтрольных правительству территориях Украины, в то время как другие сами являются перемещенными лицами, живущими за границей.

В подавляющем большинстве случаев ни родственники, ни соответствующие государственные органы Украины не дали своего согласия на постоянную передачу этих несопровождаемых детей в Россию. Ряд лагерей отдыха в России рекламируют "интеграционные программы" для украинских детей. 

Читайте также:

В 2022–2023 годах в России был принят ряд законов и других правовых актов, чтобы содействовать ассимиляции украинских детей. Эти нормативные изменения привели к тому, что, согласно докладу Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, дети "практически не имеют права голоса во всем процессе (смены гражданства), и то же самое относится к их родителям или другим (первоначальным) опекунам в случаях, когда дети разлучены с ними".

С предоставлением российского гражданства усыновители украинских детей получают право на "социальные гарантии", то есть доступ к государственным субсидиям. Это создает финансовые стимулы для усыновления.

Согласно Семейному кодексу РФ, усыновленные дети приравниваются к биологическим детям своих родителей. Это означает, что усыновители могут изменить имя, дату и место рождения ребенка, а также многое другое. Это затрудняет установление местонахождения украинских детей, похищенных Россией, и личности их родственников в Украине.

В процедурах передачи и усыновления участвуют различные российские государственные структуры. А координирующую роль играет Мария Львова-Белова, уполномоченный по правам ребенка в России, которая вместе с Владимиром Путиным находится в розыске по линии Международного уголовного суда (МУС).

Десятки российских федеральных, региональных и местных органов власти осуществляют программу похищения и русификации. Они занимаются координацией логистики, сбором средств, предоставлением помощи, управлением детскими лагерями и русификаторскими кампаниями в России и на оккупированных Россией территориях Украины.

Украинские политики и государственные деятели неоднократно обращались к России с призывом прекратить или пересмотреть эту практику. Например, в марте 2023 года вице-премьер Украины Ирина Верещук призвала Москву "безотлагательно передать украинской стороне списки всех детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки" и находящихся под контролем Москвы.

С середины 2022 года украинская общественность все чаще критикует международные организации, задача которых – предотвращать и пресекать похищения детей.

Белорусское общество Красного Креста, которое до недавнего времени было членом Международной федерации Обществ Красного Креста и Красного Полумесяца (МФЧХ и ЧП), вместо того чтобы противодействовать этой практике, участвовало в насильственной передаче украинских детей в Беларусь.

Украинское государство не имеет возможности действовать в пределах России, Беларуси и оккупированных Россией территорий Украины. Поэтому Киев неоднократно призывал МККК, специального представителя Генерального секретаря ООН по делам детей в вооруженных конфликтах, Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) и другие международные структуры активизировать работу по поиску похищенных украинских детей, их возвращению в Украину и воссоединению с семьями.

Однако на сегодняшний день усилия этих глобальных институтов мало что сделали для облегчения проблемы. Массовое нелегальное перемещение украинских детей Россией продолжается и лишь в некоторых случаях удалось обратить ситуацию вспять.

Начиная с 2022 года украинское правительство выдвигает различные инициативы для решения этой проблемы. Среди них – Центр защиты прав детей, программа "Bring Kids Back UA" и Координационный совет по защите и безопасности детей. Среди украинских неправительственных организаций, которые выступают за возвращение похищенных детей, фонд "Спасаем Украину", украинское отделение организации "Детские городки – SOS" и Региональный центр по правам человека (РЦПЧ).

Из почти 20 тысяч официально зарегистрированных похищенных или депортированных детей на сегодняшний день только около 400 вернулись в контролируемую правительством часть Украины.

Международная общественность лишь постепенно узнает о массовой депортации украинских детей Россией. 1 июля 2022 года международные правозащитные организации призвали ввести мораторий на усыновление украинских детей, которое не соответствует нормам украинского правительства и международного права. К началу марта 2023 года этот призыв подписали 43 неправительственные организации.

В сентябре 2022 года Европейский парламент принял резолюцию, призывающую Россию, среди прочего, "немедленно прекратить [...] все принудительные вывозки детей на оккупированные Россией территории и в Российскую Федерацию и все межгосударственные усыновления детей, вывезенных со всей международно признанной территории Украины; [. ...] отменить все законы, облегчающие усыновление украинских детей; [...] незамедлительно предоставить информацию об именах, местонахождении и благополучии всех задержанных или депортированных украинцев и обеспечить безопасное возвращение всех украинских гражданских лиц, включая детей".

В своей резолюции от февраля 2023 года Европейский парламент пошел еще дальше. Он заявил, что передача детей из одной этнической группы в другую представляет собой преступление геноцида.

1 июня 2023 года, в Международный день защиты детей, 23 иностранных дипломатических представительства в Украине выступили с совместным заявлением по поводу насильственной передачи украинских детей: "Мы привлечем Россию к ответственности за ее незаконные и варварские действия в Украине".

Несмотря на всеобъемлющее осуждение, тысячи несопровождаемых украинских несовершеннолетних остаются в России или на оккупированных Россией территориях без своих украинских опекунов. Чем дольше они разлучены со своими домами и семьями, тем сложнее будет их будущая репатриация. Поэтому, пока к власти в России и Беларуси не придут более ответственные правительства, необходимы масштабные многосторонние и разнонаправленные действия, чтобы добиться ощутимых улучшений.

Национальные и транснациональные акторы должны перейти от разговоров к действиям, ориентированным на результат.

РКПЧ предлагает вместо того, чтобы просто упоминать о массовой депортации украинских детей Россией в общих заявлениях, принять и опубликовать более узкоспециализированные специальные документы, в которых главной темой будет возвращение украинских детей.

Генассамблея ООН, другие многонациональные ассамблеи и как можно больше национальных парламентов должны принять соответствующие резолюции.

Кроме того, РКПЧ предлагает:

  • заключить соглашения между Украиной и желающими партнерами о сотрудничестве по возвращению похищенных детей;
  • расширить список российских лиц, на которых в настоящее время наложены санкции за депортацию, и расширить возможности воздействия на уже находящиеся под санкциями лица;
  • выдать новые ордера на арест по образцу запросов МУС на арест Путина и Львовой-Беловой;
  • добавить новые преступления к тем, которые перечислены в существующих ордерах на арест;
  • арестовать замороженные российские активы, чтобы облегчить страдания украинских детей и других жертв незаконных депортаций и насильственных перемещений.

Ограничения в отношении российских чиновников, причастных к похищению и ассимиляции украинских детей, должны стать важной частью западных и незападных санкционных пакетов.

Существующие санкции ЕС, связанные с депортацией и перевоспитанием украинских детей, должны быть распространены на российские НПО, компании, школы, университеты, профессиональные организации и т. д., которые – часто совершенно открыто, даже демонстративно – участвуют в деятельности российского правительства по депортации и русификации.

Особая проблема заключается в том, как заставить невежественную часть международного сообщества осознать масштабы, серьезность и трагизм российской политики массового похищения детей. В то время как многие эксперты, политики и дипломаты на Западе уже хорошо информированы, знания о трагедии среди "простых граждан" в европейских и других странах ограничены.

Этот пробел необходимо ликвидировать, уделяя особое внимание странам так называемого Глобального Юга, где апологетические кремлевские нарративы о российско-украинской войне популярны.

Исправить ситуацию могут специальные стипендии, премии, конкурсы, учебные поездки, семинары и так далее для журналистов, редакторов, блогеров, издателей, экспертов, художников и прочее. Необходимо создавать и распространять аналитические, журналистские и художественные тексты, подкасты и видео, предназначенные для широкой общественности, чтобы привлечь внимание к проблеме.

Похищение Москвой украинских детей – важный аспект российской агрессии против Украины, который иллюстрирует ее демографический, а не только географический характер. Так называемая "специальная военная операция" Кремля – это национально-культурный и тем самым геноцидальный, а не только военно-политический проект Москвы.

Раскрыв подробности чудовищной депортационной политики Москвы в Украине с 2014 года, сообщество сможет лучше понять природу и агрессивность войны России и то, почему ее необходимо остановить как можно скорее.

Андреас Умланд – аналитик Стокгольмского центра восточноевропейских исследований (SCEEUS) при Шведском институте международных отношений (UI). В колонке обобщены выводы доклада "Насильственные перемещения Россией несопровождаемых украинских детей", который был подготовлен по заказу подкомитета по правам человека (DROI) Европейского парламента летом 2023 года.

Колонка представляет собой вид материала, отражающего исключительно точку зрения автора. Она не претендует на объективность и всесторонность освещения темы, о которой идет речь. Мнение редакции "Экономической правды" и "Украинской правды" может не совпадать с точкой зрения автора. Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.
депортация дети
Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования