Бомбардировка городов и военная польза

- 9 октября, 13:03

Во времена Второй мировой войны мой отец, свободно владевший немецким языком, работал в секретном отделе военной разведки, который назывался MI19, где проводил допросы высокопоставленных немецких пленных.

Методы допросов, должен заметить, были очень цивилизованными.

Отец, в гражданской жизни профессор Оксфорда, рассказывал мне, что предлагал своим пленным писать эссе на тему свободы и демократии с последующим их обсуждением на семинарах вроде оксфордских.

Только самые ярые "наци", говорил папа, не поддавались этому методу. Физические способы допроса – то есть пытки, отец решительно осуждал, но не исключено, что написание эссе на тему свободы и демократии, ярыми "наци" воспринималось как своеобразные пытки.

Его особенно интересовало то, насколько влияли на моральное состояние немецких солдат и гражданского населения "ковровые бомбардировки" немецких городов Королевскими воздушными силами Великобритании.

Он написал доклад, в котором сделал вывод, что бомбардировки скорее усиливали моральное состояние немцев, чем ослабляли его.

Когда командующий бомбардировочной авиацией Королевских воздушных сил Артур "Бомбер" Харрис увидел этот рапорт, он настолько разозлился, что потребовал отправить отца под суд за измену (чего, к счастью, никогда не случилось).

В начале войны Черчилль и британское правительство решили сконцентрировать усилия на бомбардировке Германии с воздуха, поскольку наземная кампания была невозможной.

Харрис был ярым сторонником бомбардировки городов, ошибочно надеясь, что это сломает немецкую мораль.

Точность попадания бомб в начале войны была настолько низкой, что он выбирал в качестве цели живописные средневековые города, такие как Любек, которые не имели никакого военного значения, но построены были в основном из дерева, поэтому очень легко вспыхивали и без точного прицеливания.

Это настолько разозлило Гитлера (и немецкое общественное мнение), что Люфтваффе отомстило так называемой "бомбардировкой по Бедекеру", когда воздушный удар был нанесен по тем британским городам, которые в знаменитом путеводителе Бедекера были указаны как объекты большого культурного значения.

Это лишь усилило как британскую моральную стойкость, так и ненависть к немцам.

Потери британской авиации в войне с Германией в период "неприцельной бомбардировки" были чрезвычайно высокими. Оглядываясь назад, становится понятным, что пользы от них почти не было.

Такие атаки наконец начали давать результат только к концу войны, когда было достигнуто господство в воздухе и появились более точные технологии бомбометания, которые использовали американцы во время стратегических бомбардировок в светлое время суток.

Но это не остановило практику "ковровой бомбардировки" Харриса – прекрасный барочный город Дрезден был полностью уничтожен в феврале 1945 года. В этом не было никакой военной значимости, и сейчас этот акт многие считают военным преступлением.

Такой прилежный любитель истории, как президент Путин, найдет мало утешительного для себя в оценке эффективности бомбардировок гражданских объектов в прошлом.

Историки до сих пор спорят, достигли ли неизбирательные удары по гражданским объектам Британии и Германии хоть чего-либо, кроме гибели полумиллиона мирных жителей и полного уничтожения главных немецких городов.

Подобной неудачей закончилась бомбардировка американцами в северном Вьетнаме и Камбодже.

Стратегические удары по нефтеперерабатывающим предприятиям, железнодорожным сообщениям – другое дело. То, как Украина наносит свои четко рассчитанные удары по России, демонстрирует, что украинское командование это понимает.

На самом деле, бомбардировка Россией Киева и других украинских городов может быть проявлением их отчаяния от безуспешности милитаристской кампании.

Стойкость Украины и ее людей поражает. И наконец после длительного периода, на фоне непреклонности украинского народа, которую невозможно не замечать, странные пораженческие настроения во многих западных медиа начинают меняться. Образ российского "парового катка" выглядит все более переоцененным. Даже президент Трамп, кажется, это понимает (если он вообще способен что-то понимать).

Причина пораженческих настроений кроется в том, что размер ошибочно принимают за силу, и недооценивают, насколько важной была американская помощь России во время Второй мировой войны.

Также это свидетельствует о неспособности понять весь масштаб коррупции в прогнившей и ослабленной российской военной мощи.

И все это происходит от глубокого незнания украинской истории – веков страданий и гнета, которые породили стойкость, неуступчивость и способность к сплоченной самопомощи (хотя иногда хаотичной).

Всего этого вы не встретите на разнеженном Западе, или в кабинетах "экспертов по России", которые были так уверены в том, что Украина потерпит коллапс в считанные дни.

Украинцы действительно истощены и хотят мира, как любят подавать в своих сводках различные западные журналисты.

Да, это правда, что есть дезертирство в армии, серьезные политические разногласия в стране, не говоря уже об экономических проблемах. Но это не означает, что Украина должна подчиниться России.

Я всегда был убежден, что украинцы будут сражаться не на жизнь, а на смерть, и не вижу оснований менять свой взгляд.

И поэтому очень отрадно видеть признаки того, как западное общественное мнение и, не исключено, мнение Трампа и его правительства, начинают осознавать причины и истоки украинского героизма и эффективность украинских Вооруженных сил.

Украина не только должна победить в битве за свободу и демократию ради всех нас, но и способна победить, и победит – даже несмотря на то, что путь к этому невероятно тяжел.

Генри Марш, специально для "Украинской правды"