Геннадий Хиргий директор компании "УКР АРМО ТЕХ"

"Инженерная пустыня": как воспитать и сохранить кадры оборонных индустрий

Оценивая кадровые перспективы отрасли, мы в компании оперируем термином "инженерная пустыня". Его суть — в критической нехватке квалифицированных инженеров, конструкторов, технологов, организаторов производства. А также – в отсутствии системного ответа государства и бизнеса на этот вызов.

Мотивированные кадры

Нехватка квалифицированных кадров, наверное, самый острый вызов национальному ОПК (по данным исследовательских центров, в Украине дефицит специалистов превышает 4 млн человек). Речь идет о рабочих и инженерно-технических специальностях. Проблема системная, поскольку отрасли не хватает, в том числе из-за мобилизации, как подготовленных специалистов, так и мотивированных учеников и студентов, готовых за два-три года влиться в оборонную экосистему.

Борьба за специалистов происходит на всех уровнях, начиная с университетов. Ведущие украинские и международные компании, среди которых и УКР АРМО ТЕХ, готовы привлекать к сотрудничеству способных студентов инженерно-технических специальностей уже с третьего-четвертого курса.

Реклама:

Нас интересуют не только узкопрофильные специалисты. У нас есть положительный кейс, когда основателями первой очереди производства стали специалисты-энергетики, релоцированные из Донецкой области. Техническое мышление, конструкторское видение и соответствующие навыки часто – важнее профильного диплома. Но главное – почувствовать в кандидате готовность выбрать ОПК как базовое профессиональное направление.

Откровенно скажу, последнее происходит нечасто. Поэтому даже несмотря на системное сотрудничество с техническими университетами, для производителей считается успехом ежегодно привлекать двух-трех перспективных выпускников. Больше — труднее из-за нехватки мотивации у студентов и связанного с этим нежелания расти в профессии.

ОПК – двигатель возрождения или слабое звено

Ситуация выглядит тревожной, учитывая реалии ближайших 10 лет, когда Украина и мир будут наращивать военные потенциалы. При любом развитии событий в этой войне нам придется длительное время обеспечивать себя и, возможно, союзников вооружениями и военной техникой. Как для ведения активных боевых действий, так и для формирования стратегических оборонных запасов.

Этот вызов требует наличия в ОПК страны качественной кадровой основы, а также системы подготовки и переквалификации специалистов в интересах оборонных индустрий. Без быстрых системных решений существует высокая вероятность того, что технологическое продвижение ОПК, достигнутое нами в первые годы большой войны, будет тормозиться. Следовательно, отрасль, вместо того чтобы стать двигателем возрождения страны, может оказаться слабым звеном.

Неутешительное состояние с кадровым обеспечением производственной сферы подтверждается исследованием KSE, по которому в 2024-м 63% украинских предприятий сообщили о значительных трудностях с подбором персонала. Приведенный показатель свидетельствует о критическом падении общей экономической производительности. В большинстве секторов экономики занятость сокращается.

От "пустыни" к "оазису": три стратегических направления

Чтобы превратить инженерную и рабочую "пустыни" в "технологический оазис", стоит отработать три стратегических направления: привлечение имеющихся кадров, по разным причинам незадействованных в экономических процессах, системную подготовку молодых специалистов и политику долгосрочного удержания специалистов.

Привлечение в отрасль имеющихся кадров требует экономических и социальных рычагов. Замечу, что ведущие украинские компании сейчас в основном обеспечивают условия труда и уровень вознаграждения, сопоставимые с европейскими производителями, с учетом стоимости жизни в Украине и других странах.

Но имеющихся на рынке специалистов не хватает на всех, несмотря на готовность компаний платить соискателям конкурентную зарплату. Поэтому определенный резерв еще можно находить в неохваченных вниманием социальных группах. Речь идет о женщинах с соответствующим образованием (сейчас в Украине 82% из 100 тысяч зарегистрированных безработных составляют женщины, а средний безработный украинец — это женщина 36-54 лет с высшим или профессионально-техническим образованием), специалистах из числа внутренне перемещенных лиц, специалистах других отраслей, заинтересованных перейти в более перспективное направление, в конце концов иностранцах.

Демобилизация военных инженеров

Для сохранения кадрового потенциала и его эффективного использования стоит рассмотреть возможность демобилизации квалифицированных специалистов или их целевого командирования на оборонные предприятия. Это будет способствовать кадровому обеспечению предприятий ОПК и в целом усилит интеграцию военной, научной и производственной сфер.

По данным Института исследований научно-технического потенциала и истории науки НАН Украины, за последние 5 лет количество молодых исследователей в стране уменьшилось на 33,7%. Министерство образования уже разработало новую методику аттестации научных учреждений и университетов, что позволит, по плану, лучшим из них получить дополнительное финансирование на закупку оборудования и поддержку собственных ученых.

Это обнадеживающие шаги, и их нужно больше в разных направлениях.

Усовершенствование системы подготовки молодых специалистов — ключевая задача, от реализации которой зависит технологическая способность и защищенность страны в следующем десятилетии. Кадровая ситуация в отрасли не соответствует масштабу вызовов. Нужны изменения, поскольку, несмотря на стабильное количество выпускников технических вузов, желание работать по специальности у них крайне низкое, а квалификация часто не соответствует реальным требованиям производства. Следовательно, нужно время для их адаптации и раскрытия и развития компетенций. Причина — слабая профессиональная ориентация на школьном уровне и нехватка системного сотрудничества работников образования и промышленников.

Реформа старшей школы как фактор кадровых инноваций в ОПК

Надеюсь на системное улучшение ситуации в результате реализации реформы "Новая украинская школа" в части введения профильного обучения для старшеклассников с 2027 года. Ученики будут выбирать профили обучения в академических лицеях или профессиональных колледжах, соответствующие их личным предпочтениям. После окончания профессионального колледжа студенты смогут выходить готовыми специалистами на рынок труда, в частности – оборонных индустрий, или продолжат обучение в университетах. Таким образом Украина будет перенимать европейский опыт внедрения в школах профориентационных программ, популяризирующих рабочие и инженерные профессии.

Важно налаживать системную коммуникацию предприятий ОПК с университетами и профтехучилищами. Вводить систему дуального образования, сочетающую теоретическое обучение и практические занятия на производстве, чтобы ученики и студенты со старта осознавали профессиональные перспективы и имели возможность получить занятость после окончания учебного заведения.

Эти кадровые инновации выглядят перспективными, учитывая запрос индустрий и поддержку реформы старшей школы со стороны 85% старшеклассников и их родителей, о чем свидетельствует исследование КМИС по заказу Швейцарско-украинского проекта DECIDE — "Децентрализация для развития демократического образования".

Производственные "университеты" и совместные действия

Знаю, что ведущие украинские компании готовы системно сотрудничать с профессионально-техническими училищами и колледжами, содействовать в адаптации учебных программ под производственные нужды, предлагать практику и занятость мотивированным выпускникам.

Перспективное направление — организация частными компаниями учебных центров рабочим профессиям на собственных производствах. В УКР АРМО ТЕХ потребность в квалифицированных рабочих в значительной мере обеспечиваем за счет внутреннего обучения. Обучаем "с нуля" или с определенного профессионального уровня по интенсивным, сокращенным программам, ориентированным на быстрое получение практических навыков. Основа нашего производства — сварка, и мы на пути создания собственной лаборатории и учебного комбината.

Актуальный формат — практика наставничества, когда опытные рабочие обучают новичков непосредственно на рабочем месте, и переквалификация сотрудников.

В условиях войны критическими факторами являются гибкость, готовность инвестировать в обучение и переквалификацию, расширение круга потенциальных работников и улучшение условий труда. Для этого нужны качественное предложение обучения, условия для постоянного профразвития, определенные финансовые стимулы.

PS

Из всех возможных "stress testing" война — самый жесткий. Для оборонной индустрии — критически жесткий. Она функционирует в условиях многократного превышения определенных пределов устойчивости.

Впрочем, война не всегда обусловливает фатальные вызовы. Совместные усилия, гибкая государственная политика и управленческая адаптивность компаний способны перевесить очевидные риски и ускорить рост отрасли.

Геннадий Хиргий

Колонка представляет собой вид материала, отражающего исключительно точку зрения автора. Она не претендует на объективность и всесторонность освещения темы, о которой идет речь. Мнение редакции "Экономической правды" и "Украинской правды" может не совпадать с точкой зрения автора. Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.
ВПК технологии война
Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования