Андреас Умланд аналитик Стокгольмского центра восточноевропейских исследований (SCEEUS)

Справится ли Европа самостоятельно?

В то время как глобальный конфликт между демократиями и автократиями лишь обостряется, сформированная в 2025 году "Коалиция желающих" в отношении Украины представляет собой модель будущего трансконтинентального сотрудничества между либеральными государствами.

Под руководством новой администрации 2025-го Соединенные Штаты Америки демонстративно отказались от продвижения демократии на международном уровне, евроатлантической интеграции и прямой материальной поддержки Украины.

В результате все чаще обсуждается новая роль Европы – как в защите Украины, так и в противостоянии автократиям, а также в решении других международных проблем.

Реклама:

Европейским партнерам по НАТО не только придется взять на себя большую ответственность за свою собственную безопасность. Теперь Европа также должна будет отвечать на другие глобальные вызовы без поддержки США: от защиты окружающей среды и прав человека до поддержки политического и социально-экономического развития.

Проблема заключается в том, что Европа – это расплывчатое понятие, когда речь заходит о внешней политике и обороне.

Несмотря на тесные связи и географическую близость, у европейских стран разные стратегические культуры и геополитические перспективы. Во многих европейских странах рост радикальных правых и левых партий привел к крайней поляризации общественного мнения – не только по внутренним, но и по внешним вопросам.

Нынешний геостратегический плюрализм континента приводит к несогласованности формулировок национальных интересов и расхождению взглядов европейских столиц относительно важности тех или иных трансграничных вопросов.

Идеологические разногласия разделяют не только ЕС и нелиберальные европейские государства за пределами Союза, такие как Беларусь или Сербия.

Нормативное разнообразие Европы также приводит к расхождениям внутри Союза по поводу того, какими должны быть приоритеты и цели внешней политики ЕС.

В то же время вызовы и риски для глобальной демократии и свободы усиливаются.

Сегодня, как никогда ранее, ЕС был бы необходим как агрегатор, формирователь и исполнитель общей европейской внешней политики – так же, как Союз определяет европейскую торговую политику.

Для выполнения этой задачи государства-члены ЕС должны либо вернуться к прежнему относительному нормативному консенсусу, либо принять новый Договор о Европейском Союзе с более сильными наднациональными полномочиями для Брюсселя. Или – в лучшем случае – сделать и то, и другое.

Ничего из этого, однако, не произойдет в ближайшем будущем.

Если не будет геостратегического соглашения между государствами-членами ЕС и/или нового договора о Союзе, необходимы другие институциональные решения.

Один из путей – создавать специальные альянсы в сфере внешней политики и безопасности, объединяющие государства-члены ЕС, которые разделяют общие взгляды и объединяют усилия ради достижения той или иной цели.

Лиссабонский договор допускает частичное сотрудничество в рамках Союза и совместные действия групп европейских правительств, разделяющих общие взгляды.

Однако принцип консенсуса и право национального вето на принятие фундаментальных решений ограничивают потенциальную роль Совета ЕС, Комиссии и Службы внешних связей как институциональных инструментов для проведения консолидированной внешней политики приверженных европейских демократий.

В любом-случае внутриевропейское сотрудничество может быть эффективным лишь в определенной степени. В одиночку европейские демократии слишком слабы, чтобы отстаивать свои интересы в глобальных геополитических, экономических и военных конфликтах.

Для более широкого трансъевропейского сотрудничества сейчас формируется модель междемократического планирования и координации в рамках Коалиции желающих (Coalition of the willing – COW) по Украине. Она проводит консультации с весны 2025 года.

Этот неформальный альянс объединяет 33 страны, правительства которых в основном согласны с общими ценностями, национальными интересами и внешнеполитическими целями.

В COW входят страны европейские, но не являющиеся частью ЕС, такие как Великобритания и Норвегия, и даже страны, отдаленные от Европы, такие как Австралия и Япония.

Хотя пока COW занимается только Украиной, в перспективе она может расширить свою деятельность и сосредоточиться на других вопросах, важных для будущего демократии во всем мире.

Сегодняшний основной глобальный конфликт, по словам профессора Стэнфордского университета Майкла Макфола, вращается скорее вокруг противостояния автократий и демократий, а не вокруг "столкновения цивилизаций", как больше трех десятилетий назад выразился покойный профессор Гарвардского университета Сэмюэл Хантингтон.

Знаменитая теория Хантингтона не объясняет нынешнего сотрудничества между православной Россией, исламским фундаменталистским Ираном и палеокоммунистической Северной Кореей в войне против православной Украины.

Состав Шанхайской организации сотрудничества или группы БРИКС не соответствует схеме Хантингтона, в которой международное сотрудничество и конфликты определяются культурой.

Напротив, название книги "Автократы против демократов: Китай, Россия, Америка и новый глобальный беспорядок" Макфола, бывшего посла США в Москве, которая готовится к выходу, лучше отражает ключевой аспект будущего межгосударственного сотрудничества и противостояния.

Совместные усилия стран, входящих и не входящих в Евросоюз, по оказанию помощи Украине в рамках COW не являются случайными, а скорее симптоматическими. Они составляют часть глобального передела линий конфликта, вызванного растущим противостоянием между открытым и закрытым политическими порядками во всем мире.

Это должно иметь институциональные последствия для отношений между европейскими и неевропейскими демократиями, заинтересованными в защите и продвижении либерально-демократических ценностей и правил.

Сегодня автократы и их дипломаты, а также идеологи, такие как российский фашист Александр Дугин, занимаются созданием и расширением трансконтинентальных государственных и негосударственных сетей и альянсов.

Антилиберальные правительства, партии и интеллектуалы из Азии, Европы, Америки и Африки все чаще поддерживают друг друга и координируют свои действия.

В целях самосохранения продемократические европейские и неевропейские государства, партии и другие организации должны поступать так же.

Правительства и гражданское общество в либеральных демократиях должны создавать международные коалиции и институты, преодолевая географические и культурные границы.

G7 и НАТО как потенциальные центры глобального междемократического сотрудничества пока сдерживаются антилиберальными настроениями, административным дилетантизмом и стратегической путаницей новой администрации США.

ЕС по-прежнему страдает от национальных противоречий между своими государствами-членами и структурных сложностей в процессе принятия решений.

На этом фоне решением проблемы может стать до сих пор неформальная COW, связанная с Украиной. Наряду с другими сетями, COW может служить примером или даже ядром для будущего межцивилизационного сотрудничества между продемократическими правительствами и группами.

Д-р Андреас Умланд является аналитиком Стокгольмского центра восточноевропейских исследований (SCEEUS) при Шведском институте международных отношений (UI).

Колонка представляет собой вид материала, отражающего исключительно точку зрения автора. Она не претендует на объективность и всесторонность освещения темы, о которой идет речь. Мнение редакции "Экономической правды" и "Украинской правды" может не совпадать с точкой зрения автора. Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.
международная общественность российско-украинская война США
Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования