Невидимые для системы: опыт службы иностранных военнослужащих в Силах обороны Украины
Авторы: Мария Панченко, исследовательница "Принципа" и Владислав Урубков, экс-аналитик "Принципа"
Мы проанализировали, как проходит служба иностранцев в Силах обороны Украины и с какими системными вызовами они сталкиваются. Рассмотрим это, двигаясь по логике их "пути" — от рекрутинга до боевой работы и военной карьеры.
Отдельно проанализируем негативные сценарии, требующие особого внимания: лечение после ранений, а также поддержку семей в случаях плена, пропажи без вести или гибели воина.
Структура службы и правовой статус
Иностранцы воюют в Силах обороны Украины с начала российско--украинской войны, а после полномасштабного вторжения их количество существенно возросло.
По состоянию на август 2025-го в Сухопутных войсках ВСУ служило более 8 000 иностранных военнослужащих, а в целом в Силах обороны — как минимум вдвое больше. Такую оценку в комментарии hromadske тогда давал и. о. начальника отдела координации по вопросам прохождения службы иностранцами в ВСУ Константин Милевский.
Существуют два основных формата службы иностранцев. Первый — специализированные подразделения, укомплектованные преимущественно иностранными добровольцами: Интернациональные легионы ВСУ в составе Сухопутных войск (которые решено расформировать до конца 2025 года), Международный легион ГУР, полк имени Кастуся Калиновского, Российский добровольческий корпус и другие. Второй формат — служба иностранцев в составе линейных боевых бригад, полков и батальонов ВСУ и НГУ.
Иностранные военнослужащие проходят службу на тех же условиях, что и граждане Украины: подписывают контракт, выполняют боевые задачи и получают идентичное денежное обеспечение в зависимости от должности и условий службы.
Контракт для иностранного военнослужащего является основанием для законного пребывания в Украине и фактически выполняет роль аналога вида на жительство на период службы.
Рекрутинг и оформление на службу
По опыту опрошенных подразделений, инициатива работать с иностранцами чаще возникает "снизу" — как этап развития и масштабирования. Рекрутинг иностранцев требует дополнительных организационных усилий: перевода, сопровождения документов и взаимодействия с различными институциями.
Есть два сценария рекрутинга. Если иностранец уже находится в Украине, он может обратиться в Центр рекрутинга иностранцев и лиц без гражданства, ТЦК и СП, центры рекрутинга или непосредственно в воинскую часть, в которой хочет служить. После подачи заявления кандидат проходит специальную проверку в Центре рекрутинга иностранцев (в подразделениях ГУР МОУ действует отдельная процедура). А для тех, кто находится за рубежом, путь к службе начинается с заполнения онлайн - анкеты. Далее — интервью, решение о привлечении к службе, проверка, подписание контракта. Контракты такие же, как для украинцев, с одним ключевым отличием — у иностранца есть право расторгнуть контракт после шести месяцев службы.
Также иностранному военнослужащему необходимо открыть счет в украинском банке для получения денежного обеспечения. Для этого нужен номер учетной карточки налогоплательщика (РНУКПП), который обычно оформляют уже после подписания контракта. В этом процессе иностранцам помогает воинская часть.
Прохождение службы и военная карьера
Основная роль иностранцев в СОУ — участие в активных действиях непосредственно на линии боевого соприкосновения (ЛБС). Иностранцев почти не привлекают к тыловым функциям из-за языковых ограничений, а кроме того, они сами не слишком заинтересованы в работе в тылу, ведь финансовая мотивация для них — одна из ключевых.
Иностранные военные работают малыми группами по 6-8 человек, которые формируются по языку общения. Такая структура позволяет обеспечить быструю и понятную коммуникацию в бою. Из таких групп состоят отдельные иностранные взводы, из взводов — роты.
До октября 2024 года иностранцы не могли занимать офицерские должности. Высшим формальным уровнем были сержантские должности, хотя на практике опытные иностранцы часто руководили штурмовыми группами или выполняли обязанности командиров взводов. Сейчас это ограничение снято.
Ключевым системным вызовом остается языковой барьер. Самой многочисленной группой иностранцев являются колумбийцы, которые в отдельных подразделениях составляют до 95% иностранного личного состава и часто не владеют ни украинским, ни английским языком. Переводчиков критически не хватает: на 100-120 иностранцев приходится от 1 до 7 переводчиков при реальной потребности минимум в 10. В результате переводчиков в первую очередь привлекают к боевой коммуникации, а на работу с документами, административными процедурами ресурсов часто не хватает.
О рапортах, документах и статусе УБД
Все рапорты в Силах обороны Украины подаются на украинском языке. Иностранцы не имеют доступа к сервису "Армия+", поэтому вынуждены подавать документы только в бумажной форме. Не владея украинским, они не могут самостоятельно оформлять рапорты, поэтому на практике это делают собратья, делопроизводители или командиры.
Похожие трудности возникают и с оформлением статуса участника боевых действий. Часть иностранцев не подает документы из-за языкового барьера или из-за непонимания важности этого документа для социальных гарантий и выплат.
Медобеспечение: уязвимые места системы
Языковой и культурный барьер особенно остро проявляется во время лечения раненых. В подразделениях не хватает людей, способных обеспечить сопровождение, которые к тому же владели бы иностранными языками, а переводчики сосредоточены на боевых задачах. Поэтому коммуникация с ранеными в госпиталях часто является фрагментарной.
Иностранные военнослужащие нередко не сообщают командованию о перемещении между госпиталями или не присылают справки и эпикризы. Это создает риски — от ошибочного представления в СЗЧ до неначисления выплат или проблем на последующих этапах лечения.
Отдельный сложный блок — установления инвалидности через ЭКОПФЛ. На комиссию надо получить направление у врача, который предварительно проверяет, находится ли иностранец в Украине на законных основаниях (таким основанием является контракт с СОУ). Далее врач должен указать в медицинском портале (например, Helsi) реквизиты паспорта пациента и РНОКПП (если есть). Ранее наблюдалась проблема с тем, что система требовала именно номер украинского паспорта или вида на жительство, не пропуская ни номер загранпаспорта иностранца, ни номер контракта. Однако в соцсетях "Принципа" приводили пример, когда удалось оформить направление по номеру военного билета. В любом случае, если возникают трудности на этапе оформления в медицинской информационной системе, проблему можно решить через горячую линию НСЗУ.
Увольнение со службы
После увольнения со службы иностранец теряет основания для легального пребывания в Украине, если таким основанием был его контракт. В худших случаях это может привести к помещению в центр временного содержания иностранцев или даже к выдворению из страны, что может быть крайне опасным из-за риска уголовного преследования.
Чтобы получить временный вид на жительство после освобождения, иностранный ветеран должен соответствовать одному из трех условий: полностью отслужить трехлетний контракт, иметь суммарно 180 дней боевых или быть списанным по решению ВВК. На практике даже при соответствии этим критериям возникают трудности с подтверждением стажа и взаимодействием с Государственной миграционной службой.
Семьи иностранцев — наиболее незащищенное звено
Семьи военнослужащих- иностранцев имеют те же социальные гарантии, что и семьи украинских бойцов: право на частичную выплату денежного обеспечения в случае плена или пропажи без вести, а также на одноразовую денежную помощь в 15 млн гривен в случае гибели (кроме граждан или резидентов РФ или Беларуси).
Однако на практике семьи часто остаются один на один с системой. Трудности начинаются уже на этапе оповещения: согласно процедуре, информация передается от воинской части в ТЦК и СП, далее — в Главное управление военного сотрудничества, затем — через дипломатическое представительство страны происхождения — непосредственно к семье. Конкретный орган, который контактирует с семьей (полиция, кризисный центр или дипломаты), зависит от государства проживания. Путь сложный и длительный, поэтому некоторые воинские части или побратимы контактируют с семьями напрямую, хотя это и запрещено руководящими документами.
Преградой для получения выплат могут стать сложные семейные взаимоотношения. Если у бойца были гражданские браки, дети от разных партнерш, неполные данные о них могут привести к потере права на помощь — из-за подачи недостоверной информации.
Еще одна проблема — бюрократия. Чтобы получить помощь, семья должна обратиться в диппредставительство по месту жительства, подготовить пакет документов, а кроме того — иметь представителя в Украине, который сможет от их имени подать документы в ТЦК СП, открыть счет в украинском государственном банке и проводить банковские операции.
Отдельная тема — ДНК-тестування. Многие иностранные военнослужащие не сдают ДНК заранее. К тому же, возможности для семей пройти тестирование за рубежом ограничены: сертифицированные лаборатории, которые могут передать результаты в Украину, есть только в нескольких странах. Это создает дополнительную неопределенность и задерживает как юридическое признание гибели, так и получение выплат.
В итоге семьи оказываются в уязвимом положении. Без доступной информации и системного сопровождения даже предусмотренные законом гарантии остаются для них скорее декларацией, чем реальной помощью.
Выводы и рекомендации
Иностранные военнослужащие выполняют боевые задачи наравне с украинцами и формально имеют те же гарантии. В то же время система не всегда учитывает языковые, культурные и процедурные особенности их службы. Из-за этого иностранцы часто остаются "невидимыми" — один на один с бюрократией, лечением и выплатами, а языковой барьер только усиливает эти проблемы.
В сложных ситуациях важно не оставаться наедине с проблемой. Иностранные военнослужащие системы МОУ и их семьи могут обращаться в Главное управление защиты прав военнослужащих. Также Правозащитный центр для военнослужащих "Принцип" создал Правовой навигатор для иностранцев и лиц без гражданства — как точку входа с базовыми алгоритмами и объяснениями. Этот инструмент может стать первым шагом к более понятной и человечной системе для тех, кто сознательно выбрал воевать за Украину.