Дрейф в неизвестность: Как Украине не стать разменной монетой в 2026 году
Чувствуете ли вы это странное оцепенение? Кажется, что война зациклилась в бесконечном "дне сурка": те же сводки с фронта, те же дискуссии о пакетах помощи, те же ожидания "решающего момента".
Но эта инерция - иллюзорна. Пока мы привыкаем к позиционному противостоянию, глобальная система под нашими ногами начала двигаться.
Advanter Group специально для сообщества Future Founders провели серию стратегических игр для актуализации глобальных сценариев относительно российско-украинской войны, основанных на Теории игр, поведенческих моделях и системно-динамическом моделировании.
Вместе с партнерами (международными аналитическими центрами и экспертами) мы смоделировали сценарии событий 2026 года. Вывод, как и ожидалось, тревожный: мир перешел в состояние "опасного дрейфа". Система незаметно, но уверенно сползает в сторону решений, которые готовятся за спиной Украины, вопреки международному праву и Вестфальской системе.
2026 год вероятно станет точкой, где инерция закончится. Вопрос лишь в том, куда нас вынесет этим течением: к "большой сделке" за наш счет или к нашей собственной субъектности. Время эмоциональных просьб исчерпано. Наступает время холодной игры, где мы либо становимся авторами собственной судьбы, либо превращаемся в актив в чужом портфеле.
Эта колонка - не о прогнозах. Она о том, как распознать опасные подводные течения, и что конкретно мы должны сделать, чтобы сломать чужой сценарий.
Куда мы дрейфуем?
Моделирование 2026 года выявило 10 базовых сценариев, описывающих текущее состояние системы. Они не равнозначны; некоторые из них - это лишь кратковременные переходы, тогда как другие имеют признаки "стратегических плато", на которых мир может задержаться на годы.
Сценарии, которые рассматривались:
S1. Управляемый конфликт (позиционная война). Война продолжается без решающего прорыва ни одной из сторон.
S2. Консолидация "Запада", истощение России. Запад наращивает оборонительные возможности, а Украина постепенно усиливает позиции. Россия испытывает стратегическое истощение (без немедленного коллапса).
S3. "Гнилое соглашение". США и часть Запада давят на Украину ради быстрой сделки. Формальный мир достигается ценой частичных уступок Украины собственным суверенитетом и долгосрочной нестабильности.
S4. Китаецентричный мир. Ослабленный Запад и США позволяют Китаю стать ключевым арбитром. Россия зависима от Пекина, глобальные правила пересматриваются (с последующим переходом к "Новой Ялте" относительно сфер влияния).
S5. Эскалация со стороны России. Россия теряет согласованность с Китаем и идет на эскалацию.
S6. Россия договаривается с США. Россия пытается договариваться с отдельными игроками (в первую очередь США) о снятии санкций, переориентации вассальной зависимости.
S7. Украина: эскалация ("Пчелы против медведя"). Украина (преимущественно самостоятельно) повышает цену войны для России, меняя баланс сил. Но при этом возрастают риски напряжения в отношениях с партнерами.
S8. Раскол коалиции. Из-за усталости, популизма или несогласованных действий происходит ослабление демократического единства, что играет в пользу России.
S9. "Треугольник" (ЕС-Украина-Китай). Украина использует потенциал отношений с Китаем для расширения сектора стратегического маневра, не выходя формально из "западного лагеря".
S10. Украина становится активным стратегическим игроком, способным влиять на решения Запада и менять параметры равновесия.
Моделировались также и радикальные сценарии (военное поражение и потеря независимости Украины, военное поражение России, глобальная война и т.д.), однако в горизонте 2026 года финальный раунд стратегических игр касался указанных выше сценариев (с отчетом по моделированию можно ознакомиться по ссылке).
Равновесие Нэша достигается в двух сценариях и оба можно считать инерционными. Основным (наиболее вероятным из равновесных) является S1 - это изнурительная позиционная война.
Этот сценарий довольно устойчивый, однако существует значительное давление по выходу из него (как изнутри акторов, так и снаружи). Главный риск 2026 года - это "дрейф" от войны на истощение к другому равновесному сценарию S6: прямой договоренности между США и Россией за нашей спиной.
Почему это происходит? Западные элиты ищут "выход", который позволил бы минимизировать расходы и сосредоточиться на внутренних проблемах или противостоянии с Китаем. Для них S6 выглядит как "заморозка", дающая передышку. Но для нас это - точка невозврата.
Как только субъектность Украины выносится за скобки, система автоматически скатывается к деградации. Соглашение без учета наших интересов неизбежно ведет либо к сценарию S7 (новая, еще более кровавая эскалация через год-два, когда РФ восстановится), либо к S8 - развалу западной коалиции, где каждый начнет договариваться с агрессором по отдельности.
Таким образом мы дрейфуем в сторону "сфер влияния", где Украина снова становится буфером, а не частью цивилизованного мира.
Однако стратегическое моделирование показало, что сценарий S6 является неустойчивым. Положительным выходом из него для Украины является усиление собственной способности сопротивляться агрессору в условиях становления в мире "права силы" (Сценарий S7).
А что касается базового сценария S1 (позиционная война на истощение), то лучшим выходом из него является сценарий S2, который фактически предусматривает формирование европейской армии, увеличение военной и финансовой помощи Украине, усиление санкций на Россию для ее истощения. И хотя вероятность реализации этого сценария остается низкой, стратегическая игра показала, что он остается "на столе" в стратегической перспективе.
Почему "Большая сделка США-Россия" - это ловушка для мира
В кулуарах большой политики снова блуждает призрак "Real politik". Идея проста: США и Россия, на фоне договоренностей о сферах влияния и общих экономических интересах, прекращение огня в Украине, фиксацию линий соприкосновения (с уступками Украины) и постепенное снятие санкций в обмен на какие-то эфемерные гарантии для Украины. Для уставшего от войны мира сценарий S6 выглядит как "свет в конце тоннеля". Но моделирование показывает, что этот свет - это фары поезда, летящего нам навстречу.
Вот три причины, почему "Большая сделка" США и РФ - это ловушка, из которой не будет выхода:
- Легитимизация хаоса. Если агрессия завершается торгом за территории, международное право официально становится мертвым. Это сигнал каждому автократу - от Ближнего Востока до Юго-Восточной Азии: "Бей первым, захватывай больше, и с тобой договорятся". Вместо стабильности мир получит каскад региональных войн, где каждый будет защищаться сам. Устанавливается право силы.
- Аргумент "одной лодки" для Европы. Любое соглашение без прямого участия Украины и ЕС автоматически возвращает Европу в XIX век - во времена "сфер влияния". Если Вашингтон и Москва договорятся самостоятельно, Европа превратится в объект, а Украина - в буферную зону, которую РФ съест частями во время следующего стратегического цикла. Это прямой путь к расколу НАТО и потере США роли глобального лидера.
- Экономическая пустыня. Сценарий S6 не дает безопасности, необходимой для инвестиций. Кто будет вкладывать миллиарды в восстановление страны, судьба которой подвешена на шатком соглашении двух ядерных держав? Такая "заморозка" только консервирует разрушения и заставляет активное население покидать страну, делая нас слабее с каждым днем.
В конце концов это сценарий быстрого возвращения к войне - и карта дрейфов сценариев это четко показала.
Мы должны донести до партнеров: "вы не покупаете мир. Вы покупаете лишь короткую передышку перед значительно большей катастрофой." Рациональный аргумент прост: Украина - это не "проблема", которую надо закрыть соглашением, а ключевой актив, который держит архитектуру безопасности Запада от полного обвала.
Что делать Украине?
Если мы не хотим оказаться в меню чужого ужина, мы должны сами стать поварами. Моделирование 2026 года четко указывает: выход из "ловушки равновесия" возможен только через активные, асимметричные действия. Для этого нужна стратегия субъективации.
Вот 5 ключевых направлений, на которых должны сосредоточиться государство и общество:
1. от эмоций к рациональности. Мы должны изменить наш глобальный нарратив. Хватит просить помощи, апеллируя только к морали. Наш новый аргумент для Запада - это стратегический расчет: "Украина - это не проблема, которую надо решить ("откупиться" деньгами), а решение для безопасности". Мы - единственная сила, способная сдержать РФ и обеспечить стабильность границ Европы.
2. Геополитическая диверсификация. Нельзя ставить все на одну карту (даже если это карта США). Нам нужно создавать сеть горизонтальных альянсов - с Британией, Польшей, странами Балтии и Северной Европы. Это мера предосторожности против ситуации, когда Вашингтон захочет договориться с Москвой в одиночку. А дальше речь должна идти о широких коалициях по безопасности с привлечением ЕС, Канады, Японии, Индии Австралии, Южной Кореи.
3. Экономика как оружие. Наша ставка в 2026 году - это ВПК. Украина должна стать "милитари-хабом" Европы, предлагая партнерам не только испытания их оружия, но и совместное производство технологий, которых нет у РФ. Это создаст реальный экономический интерес Запада в нашей победе. А это означает - сохранение инженерных команд, доступ к финансированию, открытие экспорта оружия из Украины (а не перенос производств).
4. Ситуационный центр стратегических коммуникаций. Мы должны опережать российские вбросы об "усталости от войны". Нам нужен единый центр, который будет координировать работу дипломатов, медиа и общественного сектора в США, ЕС и странах "Глобального Юга" (Индия, Бразилия), продвигая тезис: "Соглашения без Украины - это начало большой войны у вас дома".
5. Работа с элитами. Нам нужно системно поддерживать коммуникацию с независимыми think tanks на Западе. Наши смыслы должны звучать не только из уст украинских политиков, но и со стороны авторитетных западных экспертов, которые будут объяснять своим избирателям риски сценария S6 и преимущества сценария S2.
Время играть свою игру
Мы вошли в 2026 год в условиях колоссального напряжения. Но турбулентность - это не только угроза, это еще и окно возможностей. Система нелинейна, а значит, даже небольшое, но точно доложенное усилие может изменить траекторию огромной машины глобальных событий.
Субъектность стоит дорого. Она требует отказа от иллюзий, внутреннего единства и готовности играть в долгую. Однако альтернатива - стать "серой зоной" или разменной монетой - обойдется нам гораздо дороже. Мы не имеем права просто ждать, что принесет 2026 год. Мы должны создать его сами.
Андрей Длигач, д.э .н., глава Advanter Group, глава Kyiv Foresight Foundation, глобальный амбассадор Singularity University, профессор КНУ имени Тараса Шевченко