Герои и "герои" первой недели войны, которой не было

24 октября 2003, 21:31
В Москве на переговорах по тузлинскому кризису Виктор Янукович поступил в абсолютном соответствии этикету поведения украинского руководства с россиянами. Когда московский высокий чин говорит что-то неприемлемое, наш молчит. Россияне воспринимают это как согласие, а наш по дороге домой или по прибытии объясняет, что все немножко не так.

Аналогично случилось и с Януковичем и Касьяновим. Российский премьер в Москве заявил, что Украина забирает пограничников с Тузлы, а Россия прекращает строительство дамбы – до согласования статуса Азово-Керченской акватории . Наш при этом не возражал. И сразу все российские агентства, а вечером и телеканалы повторили – Украина убирается с Тузлы!

Потом в Киеве Янукович объяснил, что Украина только рассмотрит предложение России. "Вопрос будет рассмотрен на уровне экспертов. Мы будем действовать согласно действующему законодательству и Конституции Украины", - сказал Янукович .

Тем самым Янукович поступил в соответствии уcтойчивому образцу поведения предшественников. Премьер Пустовойтенко, например, молчал, когда россияне распекали его за кражи газа – но потом своим журналистам он объяснял, что не согласен с этим.

Таков алгоритм отношений между стратегическими партнерами, где только два лица могут принимать решения. Кстати, он сработал и во время ночного телефонного разговора из самолетов между Кучмой из Путиным. Только они остановили тузлинский кризис.

Но теоретически у Януковича после Москвы не все так плохо. Он обещал поступить согласно Конституции – а Основной закон не предусматривает, что надо что-то делать под диктовку иностранных лидеров. Как поведет себя Украина – спрогнозировать сложно, но можно.

Например, чтобы выполнить свое условие в договоренности "пограничники в обмен на нестроительство дамбы", Киев уберет украинский пост с понтонов, которые стоят прямо на линии размежевания перед дамбой. Но при этом никто не будет ликвидировать заставу на Тузле. Наоборот. Даже Азаров пообещал не жалеть на это дело денег .

Вообще же московский визит показал, что стороны стоят там, где стояли. Такая в них субординация – действовать в рамках того, о чем договорились Кучма и Путин. Поэтому премьеры повторили предыдущие позиции государств. К заслугам Януковича можно отнести, что он проартикулировал то, что по смыслу противоречило сказанному Касьяновым.

Русский премьер настаивает: "В данный момент никакой границы между Россией и Украиной в районе косы Тузла не существует, поэтому все, что делается, исходя из предположения, что такая граница есть, - это неправильные действия, и они должны быть прекращены", - заявил Касьянов.

В свою очередь, Янукович заявил, что остров Тузла является неотъемлемой частью территории Украины. То есть, если это Украина, то в воображении Януковича граница все-таки существует. Хотя возразить Касьянову относительно границы премьер не отважился. Чем в очередной раз подтвердил, что Большой Дон – это не о нем, а о речке в России.

Касьянов также заявил, что разграничительная линия между Украиной и Россией должна быть проведена по дну Азово-Керченской акватории, "а вода - общая". Янукович сказал, что границу надо проводить по воде.

Главный же результат – это отсрочка в строительстве дамбы. И, соответственно, торможение эскалации конфликта. Стороны "садятся за стол переговоров". Но принципиально это было достигнуто еще Кучмой и Путиным. И здесь премьеры снова прочитали написанные для них роли.

До сих пор остается невыясненной логика поведения Путина, который нажал на тормоза в 102 метрах от госграницы Украины. На это повлияло отнюдь не осознание международных норм, и уже тем более не чувства справедливости или любовь к Украине, а ракетные стрельбы наших самолетов в Керченском проливе, и еще - возможная международная реакция на территориальные претензии со стороны России. Тузлинский кризис - еще один аргумент, что Россия понимает только один язык – силы. Как сказал крымский премьер Куницын на угрозы главы администрации Путина Волошина сбросить на Тузлу бомбу: "На каждую бомбу найдется своя бомба".

Украинцы уже, наверное, определились, кто заслуживает звания "герой-спаситель" Украины от России в "год России в Украине". Таких на самом деле несколько. Это и заместитель председателя пограничной службы Николай Коваль, поведение которого не дало поводов усомниться, что его подчиненные исполнят свой долг.

Это и крымский премьер Сергей Куницын, наиболее яркая иллюстрация формирования в Украине политической нации – независимо от родного языка и других мелочных признаков, таких как регион рождения, национальность... Куницын действовал так, как и должен был в аналогичной ситуации. Были и другие, которые просто не попали в кадр – который в этот момент был занят первыми лицами Украины.

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Реклама: