Тайны "тайной вечери"

Пятница, 1 октября 2004, 17:48
"Все тайное когда-то становится явным" – этот девиз "Скотланд Ярда" когда-то хорошо помнили работники Комитета государственной безопасности.

Именно поэтому в советские времена и не практиковались, например, визиты депутатов Верховной Рады УССР в жилища работников КГБ. А если такие встречи и происходили, то исключительно в служебных помещениях Комитета или на специальных "явочных" квартирах.

И в самом деле - ну зачем непосвященным было знать, как живут стражи социалистического лагеря? Тем более, что работники грозной спецслужбы, которые когда-то жили исключительно на одну зарплату, если чем и могли ублажить гостя, так разве что водкой дефицитного сорта или маринованными грибочками домашнего консервирования.

Другое дело сейчас. Государственный служащий нищего государства может запросто пригласить к себе на дачу опального экс-премьера и угощать его заморскими деликатесами на несколько своих годовых окладов.

Причем, с таким вдохновением, что скоро гостя на грани между жизнью и смертью везут в заграничную клинику с подозрением то ли на острый панкреатит, то ли на отравление рицином.

В истории с внезапным заболеванием Виктора Ющенко после ужина в компании главы Службы безопасности Украины Игоря Смешко и его первого заместителя Владимира Сацюка в ночь с 5 на 6 сентября этого года медицинский аспект проблемы постепенно отодвигается на задний план.

А на передний выходит даже не вопрос, какой яд отправил кандидата в президенты на больничную койку, а обстоятельства, при которых лидер оппозиции съел (выпил, вдохнул и т.п.) что-то не то.

Независимо от того, действительно ли Ющенко пытались отравить, или причиной болезни стали изысканные яства, к которым, в отличие от гостя, генеральские организмы уже привыкли, или случилось еще что-то экстраординарное, сам по себе факт заболевания кандидата в президенты после посещения дома Сацюка бьет по реноме хозяина не меньше, чем те многочисленные скандалы, в которых Владимир Николаевич уже успел "засветиться".

Создание следственной парламентской комиссии во главе с Владимиром Сивковичем должно рано или поздно дать ответ на вопрос, кто и зачем пригласил Ющенко на Осокорки на дачу к Сацюку. Допрошенный комиссией глава СБУ уверяет, что встреча состоялась по просьбе Ющенко, который якобы стремился обсудить "участие или неучастие СБУ в президентских выборах".

Но такое заявление есть явной оговоркой господина генерала. Должны высказать твердое убеждение, что если бы встреча действительно имела бы место по инициативе Ющенко, то происходила бы она отнюдь не на даче первого заместителя главы СБУ и совсем не среди ночи. И вдобавок, работники СБУ, в частности участники тайной вечери, могут принимать или не принимать участие в выборах только в качестве избирателей.

И, понятно, в свободное от работы время. Все остальные варианты подпадают под действие статей 364 и 365 Уголовного кодекса Украины. Поэтому единственный вопрос относительно выборов, который могли с Ющенко обсуждать высокие государственные служащие – это какой галстук одеть 31 октября для похода на избирательный участок.

Итак, можно смело отвергнуть как бессмыслицу заявление Смешко о том, что якобы руководители СБУ проявляли запрещенный законом интерес к следующим президентским выборам, да еще и обсуждали "участие или неучастие". Если же глава СБУ настаивает именно на такой интерпретации цели своей встречи с Виктором Ющенко, то ему остается разве что занести в Генпрокуратуру явку с повинной.

Другое дело – если господа Смешко и Сацюк пытались в домашней атмосфере прозондировать почву на предмет своего будущего в случае победы Ющенко на президентских выборах.

Потому что единый кандидат, который теряет сознание от вида разбитого яйца, это, конечно, хорошо. Но где-где, а в СБУ, наверное, понимают реальные шансы "яйценосного" на победу. Похоже на правду также и то, что гостеприимный Сацюк и его начальник Смешко не стали беспокоить администрацию президента информацией о будущей встрече с лидером оппозиции. Поэтому можно себе только представить, насколько неуместной стала для них болезнь Ющенко, первые симптомы которой начали проявляться сразу же после званого ужина.

Поэтому для господина Смешко было бы лучшим предложить комиссии Сивковича какую-то другую версию ночной встречи. Ну, например, что Сацюк хотел в неформальной обстановке в присутствии своего непосредственного шефа обсудить с Ющенко судьбу активов покойного банка "Украина", который благополучно отдал Богу душу в то время, когда во главе его наблюдательного совета находился именно господин Сацюк.

Вот здесь хозяину и его гостю было бы о чем поговорить! Наверное, Сацюк мог бы многое рассказать о том, как принадлежащее ему предприятие ЗАО "Укррос" приватизировало "Украину", выкупив вскоре перед крахом этого банка последний (12,7%) госпакет акций. Причем, Сацюк умудрился это сделать на те 49 млн. грн., которые были перед тем одолженны в банке и так и не возвращены.

А чего стоит история с выдачей тому же "Укрросу" кредита в $25 млн. накануне банкротства "Украины" на срок до 2011 года? А массовая выдача ничем не обеспеченных кредитов? А выдача займов ответственным работникам банка, который уже протягивал ноги, на сумму свыше миллиона гривен?

Поэтому, версия о том, что Сацюк решил покаяться и вернуть вкладчикам банка "Украина" "одолженные" у них средства выглядела бы куда убедительнее, чем рассказ о том, что руководители СБУ что-то там обсуждали о выборах с кандидатом от оппозиции.

Во всяком случае, если бы встреча преследовала цель сугубо служебного характера, на нее Сацюк непременно пригласил бы своих наиболее доверенных лиц – начальника управления внутренней безопасности и начальника главного управления специальных расследований.

Это управление было создано сразу после назначения Владимира Николаевича на ответственную должность с целью поиска тех работников СБУ, которые еще владеют информацией о его бурной деятельности в офшорных зонах.

Кстати, недавними жертвами нового первого заместителя главы СБУ стали начальники Черкасского и Сумского областных управлений. В сейфе одного из их заместителей во время внезапного обыска, проведенного усилиями нового управления, были выявлены аж 400 долларов США и талоны на бензин.

После этого служивого уволили по требованию Сацюка с формулировкой "за поступок, который дискредитирует имидж службы", поскольку государственные служащие с их мизерной зарплатой могут накопить 400 долларов только в том случае, если деньги нажиты нечестным путем.

Поэтому было бы неплохо, чтобы господин Сацюк, который также является государственным служащим и который, согласно Закону Украины "О борьбе с коррупцией", должен отчитываться как о своих доходах, так и доходах членов своей семьи, рассказал Сивковичу, на какие такие достатки он кормил Ющенко во время той векопомной встречи. Тем более, что борьба с коррупцией является приоритетным направлением деятельности СБУ.

Хотя, возможно, указанные доверенные лица не могли прибыть на начальственную дачу по уважительной причине – готовили спецоперацию по передаче взяток тем работникам СБУ, которые осмеливались в курилках высказывать сомнения в законопослушности нового первого заместителя главы.

Говорят, сейчас это основной метод увольнения старых Сбу-шных кадров. Кстати, относительно нанесения вреда имиджу Службы. Недавно именно с такой формулировкой накануне своего безосновательного увольнения с занимаемых должностей, по настоянию именно Сацюка, получили выговор четыре из пяти руководителей Киевского Управления СБУ.

Но клоунов хватает не только в недрах Службы безопасности. Недавняя пресс-конференция генерального прокурора Украины Геннадия Васильєва, где было обнародовано меню Виктора Ющенко, лишний раз подтвердила, что сейчас в Генпрокуратуре работают не столько Шерлоки Холмсы, сколько Конан-Дойли.

Очень жаль, что на эту пресс-конференцию Васильев распорядился не пускать автора этих строк. Возможно, Геннадий Андреевич предчувствовал, что ему не избежать вопроса относительно того, чем закончилось уголовное дело, возбужденное 8 января 2002 года по факту незаконного открытия валютных счетов в швейцарском банке тогдашним народным депутатом Владимиром Сацюком.

Напомним, что дело было возбуждено на основании депутатского запроса Григория Омельченко и Анатолия Ермака, которые обратили внимание высокой надблюдательной инстанции на то, что "с 26 по 30 ноября 2001 года в Швейцарии (кантон Цюрих) правоохранительными органами была проведена операция, во время которой были заблокированы свыше 200 счетов российских и украинских фирм и народных депутатов Украины, на которых находилось почти 500 млн. долларов США.

В частности, были арестованы валютные счета народных депутатов Украины Павла Рябикина, Игоря Бакая, Константина Жеваго, Александра Волкова, Владимира Сацюка, Алексея Кучеренко, корреспондентские счета украинских банков "Финансы и кредит" "Укргазбанк" и счета офшорных компаний, которые принадлежат И.Бакаю".

Аналогичный депутатский запрос был направлен также еще одному борцу с финансовой преступностью – тогдашнему председателю Госналоговой администрации Украины Николаю Яновичу Пахло, больше известному под фамилией своей жены Азаровой. Николай Янович (которого СМИ по ошибке называют Мыколою Яновичем, хотя иностранные имена не переводятся) скромно промолчал и ничего по сути депутатского запроса так и не ответил.

Правда, эта скромность обошлась вкладчикам возглавляемого Сацюком банка "Украина" в кругленькую сумму 12 млн. грн., которые были выданы "Украиной" Госналоговой администрации в качестве кредита под честное слово Николая Яновича. Цена слова Азарова-Пахло известна: эти деньги в банк так и не вернулись.

Поэтому, участником ночной встречи было о чем поговорить и кроме выборов. Тем более, что Ющенко не раз публично заверял, что в случае его победы бандиты будут сидеть по тюрьмам.

Вполне вероятно, что принимающую сторону интересовало, касается ли эта фраза всех лиц, которые строят дачи на Осокорках на отмытые в офшорных зонах средства, или она распространяется исключительно на тех граждан, которые практикуются в бандитизме, и не касается аферистов, воров и корупционеров.

Естественно, что благополучный финал ужина для других участников застолья, кроме Ющенко, порождает всякие подозрения и инсинуации. Ну, например, что Сацюку отнюдь не улыбается перспектива жить в стране, вероятный будущий президент которой точно знает, куда и на чьи счета пошли деньги банка "Украина" накануне банкротства.

Но Смешко убежден, что Ющенко никто не травил, и мы не станем спорить с генералом, который, точно, знает толк в ядах лучше, чем мы.

Поэтому позволим себе согласиться с господином Смешко и в свою очередь высказать версию, что дело не в каком-то там рецине, подсыпанном кандидату в президенты, а в том, что Ющенко поперек горла стали деликатесы, приобретенные заместителем главы СБУ на скромную зарплату государственного служащего.

Просто организм бывшего главы Нацбанка Украины отказался потреблять гастрономические чуда, купленные на деньги, которые не были возвращены предприятиями Сацюка банку "Украина". И Смешко с Сацюком в этом, конечно же, не виновны. Хотя интересно, назначил ли глава СБУ в своем ведомстве специальное расследование по поводу "нанесения вреда имиджу службы" указанным ужином?

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования