Як забезпечити прокурорам гідну зарплату

Понеділок, 15 лютого 2016, 15:25

Не стоит ждать качественной работы от чиновника, если с налогов украинцев ему платят заработную плату на уровне кассира-стажера в супермаркете. Особенно, если речь идет о сотрудниках  силовых ведомств.

Но, как выясняется, основная причина скудных зарплат прокуроров  не в недостаточном объеме бюджетных средств. Зарплаты  работникам прокуратуры можно увеличить без особых проблем. Было бы желание.

Быть лояльными к начальнику или сидеть на хлебе и воде

В прокуратуре, как и в большинстве государственных учреждений (до вступления в действие нового закона о госслужбе), 50-75% от размера зарплаты составляет премия и различные надбавки (за особо важные задачи, стаж, классный чин и т.д.).

Меньшую часть –  фиксированный, утвержденный Кабинетом Министров оклад. На первый взгляд, кажется, что неважно, из чего состоит зарплата, главное, чтобы на нее можно было прожить. 

Но разница есть.

Премию и часть надбавок каждому из работников устанавливает руководитель. К примеру, из около 4300 гривен, которые получает на руки прокурор местной прокуратуры, он может не досчитаться больше половины, если начальник по той или иной причине примет такое решение.

Очевидно, что работники с мизерной зарплатой не заинтересованы в чрезмерной самостоятельности и противоречиях с руководством.

Снятие премии, как средство воздействия, много лет используется в правоохранительных органах. Хочешь работать честно и не выполняешь незаконные указания руководителя – попробуй, проживи на "голом" окладе.

Представьте только, что в таких условиях вынуждены работать процессуально независимые по закону прокуроры.

Сразу становится понятно, почему так мало достойных "внешних" кандидатов приняли участие в конкурсе на руководителей местных прокуратур.

Чем больше работы  тем меньше зарплата

Определенные постановлением Кабмина оклады прокуроров составляют от 1359 до 3351 грн. Дополнительно зарплата включает премию и надбавки.

Но вот что интересно – на местном и региональном уровнях удельный вес премии в зарплате составляет около 40%, а в зарплате рядового прокурора в Генпрокуратуре этот показатель – около 70%.

Таким образом, заработная плата рядового прокурора местной прокуратуры составляет около 4300 гривен, областной прокуратуры – 4600 гривен, а прокурора Генеральной прокуратуры – 11700 грн.

Сложно найти хоть какое-то объяснение такой логике выплат, ведь сейчас наибольшая нагрузка приходится как раз на рядовых прокуроров местных прокуратур.

Они прошли испытания тестированием, на своих должностях остались те, кто получил высокие результаты, а общая численность работников этого звена прокуратуры уменьшилась более чем на 20%.

Зато многих из кандидатов,  проваливших тесты в местные прокуратуры, перевели на должности в областные или в Генеральную прокуратуру, ведь штат там раздутый, работы намного меньше, а зарплата выше.

Более того, у руководства  областных и Генпрокуратуры зарплата выше, чем у подчиненных им работников. Так как выше у них не только оклады, но и процент ежемесячной премии, который фактически и устанавливается самими же руководителями. Поэтому разрыв в зарплатах между рядовым прокурором в местной прокуратуре и руководителем управления в Генеральной порой может достигать десяти раз.

Фиксированный оклад  гарантия независимости прокурора

В новом законе о прокуратуре закреплен не только достойный уровень оплаты труда прокуроров, а в корне изменен принцип формирования зарплаты.

Около 80% от общего размера выплаты должен составлять гарантированный оклад, а остальное – премия и надбавки за выслугу лет, исполнение обязанностей на административной должности и другие.

С 1 января 2016 года зарплата рядового прокурора местной прокуратуры должна составлять 11 минимальных зарплат – плюс премии и надбавки. При этом должностные оклады других прокуроров устанавливаются пропорционально должностному окладу рядового прокурора местной прокуратуры с учетом следующих коэффициентов:

- прокурора региональной прокуратуры - 1,2;

- прокурора Генеральной прокуратуры - 1,3.

Зарплата руководителя прокуратуры на каждом из уровней по закону должна быть в полтора раза больше, чем у рядового работника этой же прокуратуры.

Таким образом, зарплата рядового прокурора местной прокуратуры должна составлять около 13600 гривен, прокурора региональной прокуратуры – 16300 гривен, а прокурора ГПУ – 17700 гривен

Расходы на оплату труда работников прокуратуры в государственном бюджете на 2016 год составляют 2,18 млрд  гривен.

Для обеспечения определенного в законе уровня зарплаты  необходимо было бы увеличить бюджет прокуратуры, по крайней мере, на 1,1 млрд. гривен. Но в условиях экономического кризиса в ближайшее время расходы бюджета вряд ли будут расти.

Нынешнего бюджета прокуратуры хватит, чтобы повысить зарплаты прокурорам местных прокуратур вдвое

Самое интересное, что в случае введения принципа начисления заработной платы, определенного более полугода назад в действующем законе, даже объем имеющихся бюджетных ресурсов.

Уже сейчас можно выплачивать зарплату прокурорам, исходя из базового должностного оклада в размере 7 минимальных зарплат вместо 11.

Бюджет 2016 позволяет начислять прокурорам местных прокуратур заработную плату по следующей формуле:

Зарплата = оклад (7 минимальных заработных плат (1378 * 7 = 9646 грн) + надбавка за выслугу лет (в среднем 10-18%) + премия в размере 10%

Таким образом, прокурор местной прокуратуры получит после вычета налогов зарплату в размере около 9000 гривен прокурор региональной прокуратуры – 11000 гривен, прокурор Генеральной прокуратуры – 12000 гривен.

Если привести  начисление зарплат в соответствие с требованием закона, уже в этом году доход прокуроров местных прокуратур может вырасти более чем вдвое. При этом зарплата рядовых прокуроров в ГПУ не уменьшится, а перераспределение позволит уменьшить разрыв между зарплатами начальников и подчиненных.

 

Таким образом, из государственного бюджета не требуются дополнительные средства, но взамен:

–  будет установлена прозрачная схема оплаты труда прокуроров;

– будет уменьшена возможность давления руководителей на подчиненных прокуроров, а значит честные прокуроры станут более независимыми, как того требует закон;

–прокуроры местных и областных прокуратур получат более достойную зарплату с потенциальной возможностью ее повышения по мере сокращения количества работников прокуратуры;

–  у молодых юристов появится мотивация идти работать в органы прокуратуры.

Меньше прокуроров - выше зарплата - лучшее качество работы

Стоит также отметить, что в 2015 году количество работников органов прокуратуры сократилось с более 20 до 15 тысяч. Только в результате реорганизации и по результатам конкурса на должности в местные прокуратуры было сокращено почти 2 тысячи прокуроров.

Численность работников органов прокуратуры будет и в дальнейшем уменьшаться. Законом предусмотрено, что за следующие два года необходимо сократить еще 5 тыс. человек. А значит вполне возможно ввести поэтапное увеличение заработной платы исходя из имеющихся ресурсов.

Все гораздо проще, чем кажется

Ввести описанные выше изменения возможно уже завтра. Существует два пути:

1) внести изменения в Постановление КМУ относительно окладов прокуроров, которыми ввести оклады, предусмотренные законом однако базой станет не 11 минимальных зарплат, а 7;

2) без изменений в Постановление КМУ регулировать величину зарплат работников прокуратуры за счет выплаты премий соответствующего размера (до предусмотренных законом, где базой станет не 11 минимальных зарплат, а 7).

Однако во втором случае из вышеперечисленных преимуществ останется только увеличение заработной платы.

Давид Сакварелидзе, для УП

Колонка – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст колонки не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ній піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора колонки.
Реклама:
Шановні читачі, просимо дотримуватись Правил коментування

Суд віддав у користування Росії 100 АЗС в Україні. Як таке можливо під час війни?

Координувати периметр Сил оборони

Закупівлі ЗСУ: коли якість важливіша за ціну

Запрацював Реєстр збитків, завданих Росією. Бізнес має трохи зачекати

Як не перетворити реформу системи управління відходами упаковки на імітацію

Офіс Президента починає публічні розмови про повторний прихід демократії в Україну