Failed state Ukraine?

Четвер, 14 травня 2009, 15:12

Понятие faіled state ("несостоявшееся государство") используется в политической науке для обозначения несостоятельного или неудавшегося государства, не способного проводить суверенную политику.

Статус "несостоявшихся" имеют десятки стран Африки, Азии и Латинской Америки, являющиеся источниками нестабильности и де-факто находящиеся под внешним управлением.

Фонд мира составляет ежегодный рейтинг "неудачности" государств (Failed States Index) по 12 социальным, экономическим и политическим критериям.

Исходя из этой методики оценки, Украина не является faіled state, но…

Деятельность украинского правительства в последнее время все меньше соответствует представлениям о суверенной государственной политике.

Только в открытых источниках можно найти достаточно фактов, подтверждающих опасную тенденцию движения к статусу faіled state.

К таким фактам, прежде всего, следует отнести появление в правительственных коридорах иностранных советников и консультантов с непонятными функциями.

В частности, финансовый консалтинг правительства осуществляет компания Black Stone. Судя по опубликованным материалам, этой компании предоставлены эксклюзивные права чуть ли не "внешнего" Министерства финансов. А среди советников премьера числится таинственная персона Кена Мерфи, о котором писала УП.

Общественности не известна ни история появления этих персонажей в правительстве, ни сфера их ответственности. Но, тем не менее, советники берут непосредственное участие в принятии правительственных решений.

Премьер Тимошенко легко перепоручает международным финансовым институтам решение ключевых вопросов государственной политики. 17 апреля на брифинге она заявила, что, мол, только недоумки могут утверждать, что у правительства отсутствует антикризисная программа.

В действительности, со слов Тимошенко, Меморандум о сотрудничестве Украины с Международным валютным фондом и является "мощной антикризисной программой".

Между тем, история деятельности МВФ убедительно показывает – когда национальные правительства воспринимали сотрудничество с МВФ как приоритет, экономика этих стран становилась жертвой международного спекулятивного капитала.

В связи с вышеупомянутым контекстом, возникает предположение, что трепетное отношение руководства экономического блока правительства к программам МВФ было сформировано под влиянием этих самых таинственных советников-консультантов.

Немало сказано в СМИ и о влиянии внешних сил на внутриполитические процессы. Последний факт – сообщение от 24 апреля о встрече Тимошенко с послами ведущих западных государств, во время которой премьер интересовалась реакцией Запада на изменения в Конституции.

Правда, судя по информации, послы решили дистанцироваться от премьерского "зондажа", предоставив украинским политикам честь самим нести ответственность за принятые решения.

Наши политики часто искали поддержку своим прожектам за рубежом. В то же время нельзя не заметить тенденции усиления "внешнего" управления и расширения зоны его присутствия в Украине.

Во времена президентства Кучмы внешнее вмешательство касалось, как правило, избирательных кампаний. Например, привлечения иностранных политтехнологов и специалистов по пиару.

Кажется, правительство Тимошенко побило ранее установленные "рекорды". Теперь внешние управляющие стремятся взять под контроль решение вопросов, которые должны быть исключительной прерогативой национальных правительств. Поэтому не удивительно, что Украину все чаще называют в числе кандидатов на пополнение списка faіled states.

До сих пор у правительства отсутствует внятная программа действий в условиях кризиса. Как следствие, падает управляемость экономическими и социальными процессами.

Действия правительства хаотичны, принимаемые решения чаще всего оказываются результатом усилий отраслевых и региональных лоббистов. Для сохранения своего реноме Кабинету Министров приходиться прибегать к разнообразным информационным ухищрениям, призванным продемонстрировать видимую устойчивость экономического положения. И при этом засекречивать статистическую информацию.

Есть основания утверждать, что глобальный финансово-экономический кризис внесет коррективы в понятие faіled state. Оно будет относиться к странам со слабой экономикой, политической нестабильностью, где при власти находится эгоистичная элита, неспособная к репрезентации национальных интересов.

Вышеприведенные факты деятельности нынешнего правительства указывают, что Украина постепенно становится страной, неспособной к самостоятельному существованию без внешней финансовой и политической поддержки.

А это – первый шаг в "кампанию" faіled states.

 

Алексей Валевский, политолог, для УП

Реклама:
Шановні читачі, просимо дотримуватись Правил коментування
Реклама:
Головне на Українській правді