Конституція: останній шанс Віктора Ющенка

Вівторок, 30 червня 2009, 12:54

Украинцы, судя по всему, не осознали, в шаге от чего они стояли в начале этого лета. Да и действия cекретариата президента в последние дни демонстрируют, что команда Ющенко не вынесла уроков из недавнего скандала вокруг Конституции страны.

Поутихли страсти вокруг ПРиБЮТа. Политические игроки умеют отвлекать СМИ от собственных промашек. Однако то, что попытались сделать БЮТ и Партия регионов, требует более тщательного "разбора полетов".

Литвин на встрече с жителями города Шахтерска Донецкой области 19 июня не только объяснил, почему не объединились Партия регионов и Блок Тимошенко, мол, очень не доверяли друг другу, а еще и сообщил, что они "не смогли договориться, как поделить страну".

А еще сообщил осведомленный спикер ВР, что эти две политсилы имели согласованный проект новой Конституции, отчего сегодня отказываются. Владимир Литвин уверен, что нужно иметь мужество признать, что это был согласованный документ. "Признать, поставить точку и жить дальше".

Отчего спикер не пропускает возможности поговорить о "ширке"? Вкратце Конституцию от ПРиБЮТ можно свести к трем положениям: президент избирается парламентом, полномочия всех выборных органов власти продляются до 2014 года, сохраняется двоевластие, власть поделена между президентом и премьером.

Совершенно очевидна попытка "разделить страну на двоих". Если это ошибка, то из разряда тех, что сродни преступлению, если не уголовному, то нравственному. Надо эти три пункта высечь на камне и водить к нему детей, чтобы украинцы с детства знали, как нельзя строить страну. А электорату делать выводы.

Второй принципиальный момент заключается в том, что всем ведь известно, куда время от времени летает "на инструктажи" один из участников несостоявшейся "ширки". Другая участница "вечери" помогла "Газпрому" закабалить Украину на ближайшее десятилетие.

Таким образом, если бы данный тандем состоялся, то он вполне мог оказаться повторением российского. Да только "педалей" было бы уже не две пары, а четыре…

Но есть еще одно важное обстоятельство. Речь идет о действиях Виктора Ющенко во время развития  ПРиБЮТовского скандала.

Как только стало известно о готовящейся "ширке" и ее конституционных "новациях", президент заявил, что расценивает все это как готовящийся государственный переворот, что-то типа приснопамятного российского ГКЧП.

С твердостью, от которой украинцы уже отвыкли, Ющенко предупредил, что не допустит выборов главы государства в парламенте и не даст переписать Основной закон. Казалось бы, для подобной твердости у него уже не осталось "козырей": рейтинг низок, влияние на ситуацию в ВР минимально.

В те дни политолог Небоженко прямо заявил, что Ющенко не сможет противостоять конституционной реформе БЮТ и Партии регионов: "Сейчас он в положении Горбачева, когда Ельцин и Кравчук договаривались о разделе власти".

Нашлись и доброхоты, советовавшие президенту распустить Верховную Раду, досрочно сложить полномочия… Выдержать подобный психологический нажим было непросто.

Но нынешний хозяин Банковой доказал, что не зря когда-то возглавлял народное восстание. После отступления украинских "ГКЧПистов", его рейтинг, по данным Национального института стратегических исследований, вырос более чем вдвое (до 7,5%).

Этот скачок некоторые СМИ назвали "неожиданным". Не согласен. Все именно так и должно быть. Люди увидели, что Ющенко проявил себя как волевой и принципиальный глава демократического государства. Убедились, что, несмотря ни на какие рейтинги, он на самом деле является гарантом Конституции и выдержал свой главный президентский экзамен.

Когда-то историки напишут, что в жаркое лето 2009-го Украина пережила один из самых драматичных моментов в своей новейшей истории. Ведь еще бы немного, и ее могли бы отбросить на многие годы назад и снова превратить в колонию.

Конечно, в мире есть успешные парламентские государства. Однако при ближайшем рассмотрении можно убедиться, что в них уже давно нет таких утяжелителей, как низкая политическая культура элиты, запредельная коррупция, непонимание многими политиками роли народного избранника, клановая грызня и склонность к предательству.

Увы, на политической сцене еще несколько лет будут мелькать одни и те же лица. Никуда от этого не деться. Потому нужно четче отслеживать, что некоторые из них говорят и что делают.

Другие являются выдвиженцами старых или новоявленных кланов, нацеленных на личное обогащение. Третьи просто профессионально несостоятельны. Масса статистов, особенно среди депутатов. Не говоря уже о том, что во власти немало людей с сомнительным, с точки зрения права и морали, прошлым. Как знать, возможно, эта разношерстная публика не попытается вновь "разделить страну на двоих-троих"?

Тем более что рядом шныряют советчики из Кремля, жаждущего удержать Украину под своей опекой.

Как формируются ветви украинской власти – народ уже давно раскусил. В основном, по блату, кумовству, за деньги…

Формирование того же депутатского корпуса происходит по закрытыми партийными списками. Пока выборы будут проходить так, не видать украинцам дееспособного и профессионального парламента, как своих ушей. Вместо этого – вечные "пацанские" потасовки у трибуны…

Про действующую украинскую Конституцию говорить не приходится. Всем ясно, что ее нужно менять. Но на этом консенсус в политикуме заканчивается. Дальше каждый тянет одеяло на себя или пытается с помощью Основного закона вырыть яму политическому сопернику.

В этой ситуации, особенно сейчас, после решительной победы над ПРиБЮТом, мог бы мощно сыграть Виктор Ющенко. Первый президентский срок его подходит к концу. Еще две-три недели назад шансы на переизбрание у него были почти нулевые, а сейчас заметно повысились.

Подготовка конституционной реформы может вывести Ющенко в тройку лидеров предстоящей избирательной гонки. Это может стать его Делом, а адекватный избиратель простит ему все огрехи пятилетнего правления.

Говорят, что одобрение Венецианской комиссией Совета Европы проекта Конституции, внесенного главой государства, дает ему символические преимущества. Большинство остальных политических игроков чуть ли не отмахнулись: мол, спасибо, но нам иностранные комиссии не указ, решать-то будем мы, и нам лучше знать, что нужно стране. Резонно. Но заранее настраивает на малоконструктивные драчки.

Виктор Ющенко, как действующий глава державы, мог бы объединить политиков в работе по обновлению Основного закона. Мог бы, но станет ли? Пока, к сожалению, этого не происходит.

…Виктор Ющенко призвал БЮТ и Партию регионов до выборов главы государства вынести на обсуждение общественности разработанные ими проекты Конституции. Об этом он сказал 13 июня во время телемоста со студентами украинских вузов на телеканале ICTV, передал УНИАН.

…В Секретариате президента полагают, что после провала договоренностей БЮТ и ПР, у президентского проекта Конституции есть перспективы в парламенте.

"Я все делал для того, чтобы пройти тем путем, который предусматривает Конституция. Дальше вопрос заглох, но не из-за моей позиции. Я свою миссию выполнил. Но дальше я не вижу перспективу, что кто-то выполнит норму закона и норму Конституции.

Поэтому я выношу на всенародное обсуждение свой вариант Конституции… А потом будем формировать правовой вариант ответа, как мы должны двигаться как нация дальше. И тут я просто хочу сказать: не доверяйте свое будущее политикам. У нас предостаточно шагов, которые обеспечат реализацию конституционных изменений и дополнений", – сказал Ющенко.

В СП четко разделяют: вот президентский проект, вот – БЮТ, или ПР, или двух последних вместе, или… Вот – мы, вот – они. Это не способствует объединению общества, да и к принятию новой Конституции ни на шаг не приближает.

Не рановато ли Ющенко говорит, что "свою миссию выполнил"? Приведенное выше президентское высказывание показывают, что либо в СП работу над новой Конституцией считают исключительно предвыборным мероприятием, либо готовы рискнуть и без того слабым равновесием в обществе.

Комментируя возможность внесения изменений в Конституцию путем проведения референдума, в случае нерассмотрения этого вопроса в парламенте, Александр Лавриновича (ПР) подчеркнул: "Если такое намерение захотят реализовать, это будет покушение на правовой порядок нашего государства. Я уверен, что этот путь, если кому-то захочется его реализовать, получит достаточно активное противодействие".

Попытки обойтись без парламента в конституционном процессе, спешка чреваты обострением политической ситуации, да и бессмысленны. Даже подача президентского проекта в ВР и Венецианскую комиссию была, мягко говоря, преждевременной. Чего добились-то этим? Неужели кто-то верил, что Конституция от Ющенко", при данном составе парламента, может быть принята?

"Я считаю, что ключевые вещи, заложенные в президентском законопроекте, не найдут поддержки даже 226 голосов", – заявил 16 июня вице-спикер ВР Николай Томенко (БЮТ).

"Перспектив быть принятым у этого проекта Конституции нет", – считает народный депутат от ПР Юрий Мирошниченко.

А кто бы сомневался…

Можно смело предположить, что в случае всенародного обсуждения написанных различными политсилами конституционных проектов никакого заметного практического результата достигнуто не будет. Все ведь будут стремиться заложить в проекты свое, идеологически близкое и обеспечивающее уютное сидение авторов во властных креслах.

Наложит отпечаток и желание дать идеологическую взятку избирателю накануне выборов, а он – очень разный, очень. Результатом может быть еще больший раздрай в обществе.

Глава державы, несмотря на все свои объективные и субъективные трудности, имеет возможности для сглаживания этих процессов. Вот только стремится ли к тому? Или политтехнологи направляют его не туда?

Можно понять, почему Ющенко настаивает на своем варианте Основного закона. Кому из больших политиков не хочется устроить жизнь страны на свой лад и войти в историю "родителем" новой Конституции. Но в Украине "индивидуальные" проекты не пройдут. Да и не только в Украине.

Вот если бы Ющенко, как истинный "отец нации" считал своими все проекты: БЮТ, ПР, КПУ, других... и даже, например, отдельного взятого Шуфрича, если тот пожелает.

Если бы вдобавок к этому, действующий президент организовал совместную работу политсил в этом направлении. Вот тогда бы, возможно, народ считал новую Конституцию "ющенковской".

А за основу, полагаю, не стоит брать чей-то конкретный проект – это может сразу стать предметом распри. Надо брать за основу, как представляется, старую, ныне действующую Конституцию. Идти по ней раздел за разделом, статья за статьей. Что надо – поправлять, дополнять.

Продуктивной эта работа будет только после создания Конституционной комиссии, в которую войдут представители всех политических сил, территорий и общин страны. Создать ее сегодня ничто не мешает, только разве что предвыборная озабоченность отдельных лиц.

Виктор Ющенко может закончить свой первый президентский срок на достаточно высокой ноте. Убедительную победу над теми, кто хотел "разделить страну на двоих", украинское общество оценило, о чем говорит заметно выросший рейтинг главы державы.

Попробует ли он развить этот успех, использовать свой последний шанс? Объединяющая работа над новой Конституцией Украины – лучшего приложения сил для президента, наверное, трудно найти.

А народ оценит.

 

Александр Косвинцев, гражданин РФ, участник движения "Другая Россия", лауреат российского конкурса журналистов-расследователей имени Артема Боровика, до 2008 года главный редактор газеты "Вечерние вести", для УП

Реклама:
Шановні читачі, просимо дотримуватись Правил коментування
Реклама:
Головне на Українській правді