Декілька "зелених" порад кандидатам в президенти

Середа, 2 грудня 2009, 09:10

Накануне Конференции ООН по изменению климата в Копенгагене, украинской власти необходимо объединиться и сосредоточить свое коллективное внимание на проблеме рисков, связанных с климатическим дисбалансом.

Возможно, для многих политиков это покажется слишком далекой темой, не такой острой, как экономический кризис или массовые заболевания, тем не менее, последствия глобального потепления неминуемы, и начать борьбу – придется. Оправдание "мы не знали, нас не предупреждали" – пора забыть, оно слишком дорого обходится, действовать нужно только на опережение.

Какова позиция развитых стран в этом направлении можно увидеть по ряду международных договоренностей, призванных минимизировать глобальные риски.

Ключевой документ был принят странами Европейского Союза в 2008 году – это Директива "20-20-20", согласно которой, к 2020 году страны Евросоюза обязуются производить 20% энергии за счет возобновляемых источников, экономить 20% энергии с помощью энергоэффективных технологий и на 20% снизить выбросы парниковых газов.

Это еще не решение всей проблемы, но весомый вклад в дело спасения планеты.

Борьба с глобальным потеплением была самой обсуждаемой темой за последние два года на встречах стран "большой восьмерки" (G8). В результате США, Япония, Россия, Канада, Италия, Германия, Франция и Великобритания договорились к 2050 году сократить выбросы в атмосферу парниковых газов "как минимум на 50%".

Отмечу, что ПЗУ ежегодно обращается к руководству страны с предложением запланировать в бюджете следующего года 10% средств для перехода Украины к "зеленой" экономике и провести эко-налоговую реформу по принципу "загрязнитель – платит".

Вся прогрессивная общественность понимает, что в нынешних условиях экономическое развитие не должно идти в разрез с экологической безопасностью. Экономика и экология должны быть взаимосвязаны, экономически выгодно – только то, что экологически безопасно.

Если технологическая инфраструктура экономики представляет угрозу для окружающей среды, то это приводит к негативному имиджу государства. Соответственно, только экологически безопасная страна может быть инвестиционно-привлекательной.

От экологической ситуации зависит продолжительность и качество жизни каждого человека, независимо от его места жительства, вероисповедания и социального статуса. В нынешних условиях экологическая безопасность – основа национальной и международной безопасности.

Учитывая определенную экономическую отсталость Украины, нужно воспользоваться моментом и внедрить такие "правила игры", которые позволили бы Украине совершить временной "скачок" и за десять лет оказаться в ряду развитых стран мира.

Это возможно при государственной стратегии, основанной на принципах устойчивого эко-безопасного развития, то есть синергии экономики, экологии и социальной сферы.

В этом контексте сокращение парниковых газов должно быть приоритетом государственной политики.

Ведь, по данным ООН, за последних два десятилетия от стихийных бедствий пострадало более 3,5 миллиарда человек, размер экономического ущерба составил в общей сложности 1,2 триллионов долларов.

Сейчас парниковый эффект – как следствие чрезмерных выбросов в атмосферу СО2, представляет собой "бомбу" незамедленного действия. Человечество вошло в период планетарной "экологической войны" и должно активно действовать, чтобы остановить катастрофу.

Несмотря на то, что об изменении климата, благодаря разработкам ученых, было известно еще в начале 1970-х годов, активизация и консолидация усилий на международном уровне произошли лишь в 90-х годах, в результате чего был принят Киотский протокол 1997 года, впервые установивший обязательства по снижению эмиссии парниковых газов для большинства промышленно развитых стран.

Подготовка к Копенгагенской конференции, миссия которой разработать новый рамочный договор, длилась в течение нескольких лет. Главными задачами нового протокола будет принятие новых обязательств по снижению выбросов парниковых газов в окружающую среду с целью смягчения процессов, связанных с глобальным потеплением.

Достижению этих задач была посвящена конференции ООН в 2007 году, в Индонезии на острове Бали.

К сожалению, украинские чиновники, которые присутствовали на мероприятии, не смогли донести до руководства страны основных посылов, прозвучавших на этой конференции.

В Копенгагене экономическая политика будет рассматриваться как главный механизм противодействия изменениям климата. Для этого имеется основательная теоретическая платформа, ее главные направления – формирование модели инновационной экономики, переход на экологическую систему налогообложения, изменение приоритетов бюджетной политики и принятия всех решений на государственном уровне, исходя из "экологической целесообразности".

Так, известный специалист по вопросам экономического развития и бывший главный экономист Всемирного банка Николас Стерн в своем исследовании рассчитал, что необходимо выделять не менее 1% от ВВП каждой страны, дабы остановить климатическую катастрофу, сравнимую по масштабам с последствиями двух мировых войн и Великой депрессии первой половины ХХ века.

По мнению Стерна, расходы на переход к инновационным технологиям будут значительно ниже, чем затраты на негарантированное выживание в условиях прогрессирующего глобального потепления.

В этом русле ЮНЕП (Программа ООН по окружающей среде) был разработан специальный доклад, посвященный формированию эко-социальной модели рыночной экономики.

Эксперты обозначили, что для продвижения общемирового курса на "зеленую" экономику необходимы программы, общей стоимостью не менее 750$ миллиардов, что равняется всего 1% от мирового ВВП.

Согласно ЮНЕП, правительствам всех стран необходимо развивать пять направлений:

1) экологически чистый транспорт;

2) экологическое строительство;

3) внедрение технологий с использованием возобновляемых источников энергии и энергоэффективность;

4) развитие систем управления земельными, водными и лесными ресурсами;

5) развитие органического сельского хозяйства.

Такой подход отображает официальную позицию Организации Объединенных Наций. По мнению генерального Секретаря ООН, Пан Ги Муна, "зеленая" экономика – это решение экологических и экономических проблем на глобальном, национальном и локальном уровне.

Совместно с Альбертом Гором, Пан Ги Мун призвал лидеров всех стран к зеленой революции. Для Украины этот призыв должен стать экономическим императивом, ведь многие страны уже внедряют его на практике.

На сегодняшний день стоимость мировой экологической экономики составляет уже $4 267 миллиарда. Согласно отчету ООН, в 2008 году в мире в проекты, связанные с возобновляемой энергетикой, было инвестировано $140 миллиардов, тогда как в производство угля и нефти – $110 миллиардов

Южная Корея в 2009 году объявила о Новой "зеленой" политике. Было заявлено об инвестициях на уровне $84 миллиардов на ближайшие 5 лет. Согласно новому курсу, развитие "зеленых" технологий должно сопровождаться созданием рабочих мест.

Конгресс США, по инициативе президента Барака Обамы, в начале 2009 года выделил $78 миллиардов на развитие "зеленой" экономики. Важно, что эти средства диверсифицированы. Из них $32,8 миллиардов идут на финансирование проектов, связанных с альтернативной энергетикой, $26,9 миллиардов – на повышение энергоэффективности, $19 миллиардов – на развитие экологически чистого транспорта.

В ближайшие 2 года эти меры помогут создать в стране 3,5 млн. рабочих мест. Каждый доллар, вложенный в развитие возобновляемой энергетики, в перспективе обеспечит четырехкратный возврат инвестиций.

Китай поставил цель в ближайшее десятилетие довести долю энергии, полученной из возобновляемых источников, до 15%. Чтобы преодолеть зависимость от импорта энергоресурсов, в мае 2009 года власти Китая объявили, что намерены выделить $293 миллиардов на новую 10-летнюю программу развития альтернативных источников энергии. Особый упор будет сделан на солнечную энергию, а также энергию ветра.

Япония, крайне зависимая от импорта энергоносителей, еще до кризиса успешно развивала два крупных государственных проекта, получивших государственное финансирование − "Солнечный свет" и "Лунный свет". Первый из них объединил исследования и разработки, направленные на развитие альтернативных источников энергии. Второй − мероприятия, ориентированные на энергосбережение.

В список стран, начавших активно экологизировать экономику, входят страны ЕС, Бразилия, Индия, Новая Зеландия, Австралия и т.д.

В мире курс на зеленые перемены обусловлен рядом факторов, и главный – это борьба с изменением климата. Зеленые экономические реформы – результат соответствующей политической воли.

Возможно, Украине больше повезло, чем Мальдивам, которые при повышении уровня океана из-за таяния ледников просто затопит и острова исчезнут с лица земли, но и без таких крайностей угроз национальной безопасности будет предостаточно, при которых все искусственные скандалы и темы политиканов, как проблема языка, НАТО и т.д., моментально потеряют свою актуальность.

Преимущество экологического подхода в государственной политике выражается в экономии средств, рациональном использовании ресурсов и обеспечении всех аспектов национальной безопасности.

Например, реальное увеличение доли возобновляемых источников энергии в системе энергообеспечения Украины и внедрение энергоэффективных технологий на производствах позволит укрепить национальную экономику, обеспечить инвестиционную привлекательность и повысить ее конкурентоспособность за счет создания новых рабочих мест, удешевления стоимости выпускаемой продукции, "сбережения" валюты в стране и разумного использования средств государственного бюджета.

Ведь инвестировать нужно в национальное производство и поддерживать малый и средний бизнес, а не обеспечивать рабочими местами и деньгами компании-монополисты других стран.

Так мы сможем получить кумулятивный эффект: во-первых - улучшение экологической ситуации; во-вторых - социальную стабильность; в-третьих - "оживление" научного инновационного сектора; в-четвертых - динамичное развитие экономики.

Зеленая революция – это переход к модернизации страны и эффективная национальная безопасность. Поэтому экологическая тематика должна стать предметом постоянного рассмотрения и конкретных действий на заседаниях СНБО, правительства, сессиях Верховной Рады и местных советов.

Надеюсь, что Украина – как страна, пережившая Чернобыльскую трагедию, возьмет на себя миссию сделать все для того, чтобы планета Земля и Украина в частности были экологически чистыми и безопасными. Конференция ООН в Копенгагене и Киевский международный экологический форум – хорошая возможность для повышения компетентности в этом вопросе.

P.S. Президентская кампания в самом разгаре, но пока ни один из кандидатов не проявил должного внимания к проблеме экологической безопасности и устойчивого развития. Надеюсь, кто-то из кандидатов еще сможет подготовить до января реальную программу действий по минимизации экологических рисков…

Володимир Костерін, голова спостережної ради телеканалу "Тоніс"

Реклама:
Шановні читачі, просимо дотримуватись Правил коментування
Реклама:
Головне на Українській правді