Грифель та вибори

Понеділок, 30 серпня 2010, 11:30

Не прошло и месяца со дня подписания президентом новой редакции закона о местных выборах, как Виктор Янукович, испугавшись то ли Запада, то ли собственной совести, анонсирует его скорое изменение.

У критиков к действующей редакции закона, помимо массы технических замечаний, две главные претензии: норма о предварительной 365-дневной регистрации партийных организаций для возможности выдвижения кандидатов, и норма о запрете избирательных блоков.

В то же время очень немногие обратили внимание на процедуру создания территориальных избирательных комиссий. Еще меньше - на то, какие преимущества создает эта процедура для власти.

Известно, что следующие выборы пройдут по смешанной избирательной системе в пропорции 50 на 50. Половина состава местных советов будет избираться по партийным спискам, половина - по одномандатным округам.

Согласно 17-й статье закона "Про місцеві вибори", одномандатные округа создаются территориальными избирательными комиссиями: "Одномандатні мажоритарні виборчі округи по виборах депутатів ВР АРК, обласної, районної, міської, районної у місті утворюються відповідною територіальною виборчою комісією - з приблизно рівною кількістю виборців у кожному окрузі <...> на підставі відомостей реєстру виборців про кількість виборців, які проживають на території відповідної адміністративно-територіальної одиниці".

Сами же ТИК формируются по квотному принципу - не больше трех человек от каждой партии/блока, имеющих свои фракции в парламенте.

То есть, на практике, в каждой из ТИК будет по 9 людей из коалиции - ПР, КПУ, БЛ, и по 6 человек из оппозиции - БЮТ, НУНС.

Наивные могут резонно возмутиться: какое отношение имеют фракции ВР к местному самоуправлению в принципе? Почему, например, это право не отдано на откуп фракциям тех партий и блоков, которые в 2006 году попали в соответствующие местные советы?

Почему, к примеру, компартия должна делегировать свои тройки в ту же львовскую областную или городскую ТИК, не имея ни в областном, ни в городском совете ни одного своего депутата?

Одновременно оправдывающих и разумных ответов на эти вопросы не существует.

Так вот, ценой вопроса именно такой схемы создания ТИК является влияние на процесс создания одномандатных округов. Рискнем допустить - с выгодой для власти.

Теперь о выгоде.

Сам по себе контроль над нарезкой округов дает немного. Гораздо больше он дает, если вы знаете, что за люди живут в определенной местности. То есть, имеете своеобразный социально-экономический паспорт определенной территории - города, района, области. К тому же сайт ЦИК предоставляет вам свободный доступ к результатам голосований на уровне избирательных участков по всей территории Украины.

Владея такой информацией - вы можете очень многое.

Представьте себя на минутку председателем городского штаба партии власти. Первое - вы можете нарезать округа под своих кандидатов.

Если оппозиция, получив координаты округов, начнет искать популярных там людей, то вы можете изначально взять популярного человека и нарезать округ так, чтобы в него попали территории, на которых этот человек популярен наиболее.

Это может в разы увеличить его шансы на выигрыш.

Таким образом, как говорят американцы, не избиратели выбирают вас, но вы выбираете избирателей.

Делается это несложно.

В один округ упаковываются объекты, дорогие сердцу кандидата. Школа, в которой он учился, и которой во время выборов подарит карандаши или компьютер; церковь, в которую ходит кандидат; цех предприятия, в котором прошли молодые годы кандидата; организация, в которой работает кандидат; местный рынок, где проще агитировать, и так далее.

Здесь только включай выдумку и вычерчивай.

Второе преимущество, которое вы получаете от нарезки округов - возможность "разбивать" электоральные ядра оппонентов.

Например, вы знаете, что некий депутат на протяжении последних нескольких лет работает с жителями определенного микрорайона - проводит там регулярные встречи с избирателями, способствует решению мелких коммунальных проблем, общается с активом территории и так далее. Одним словом, создает свое электоральное ядро.

Дабы устранить или же существенно ослабить своего потенциального конкурента, вам достаточно "переполовинить" его округ.

То есть, разбить его пополам, и включить две половинки в состав двух других избирательных округов. Тем самым вы разобьете электоральное ядро оппонента и без особых усилий создадите для своего кандидата неплохую фору.

В-третьих, нарезая округи по своему желанию - вы выигрываете время.

Вы изначально знаете социально-экономическую структуру округов и имеете приблизительный портрет избирательного поведения их жителей. После создания округов ваши кандидаты могут сразу же агитировать, в то время как оппоненты только будут "изучать" свои округа.

Это преимущество особенно важно в условиях сжатых сроков проведения избирательной кампании, когда каждый день - на вес золота.

А если к этому всему подключить еще и административный ресурс - то получится действительно взрывоопасная смесь. Взрывоопасная для конкурентов.

Поговаривают, что перед администрациями поставили задание взять все одномандатные избирательные округа. Конечно, намного проще вскрыть сейф, замок от которого создал сам.

В подтверждения всего вышеизложенного имеется еще один аргумент.

Согласно закону, ТИК создаются за 45 дней до дня голосования. За 35 дней им передают ведомости из Государственного регистра избирателей. А уже за 32 дня до дня голосования (sic!) должны быть созданы одномандатные мажоритарные избирательные округа.

На все про все отводится в лучшем случае 3 дня.

А теперь вопрос: как могут неподготовленные люди за столь короткое время проделать столь кропотливую работу?

На наш взгляд, никак. Что-то подсказывает, что им просто на блюдечке принесут уже подготовленные "эскизы", за которые тем останется только проголосовать.

Оценить сложность и важность процесса нарезки округов можно, взглянув на международный опыт. Две страны, в которых наиболее широко применяются мажоритарные округа - США и Великобритания.

Если говорить об общенациональных выборах, то в США перенарезка округов происходит каждые десять лет и продолжается два года. Ответственны за это в абсолютном большинстве случаев законодательные собрания штатов и губернаторы. Как сказал один из американских политиков, "нарезка округов - это все".

Считается, что выборы в законодательные собрания штатов, приходящиеся на конец каждого десятилетия, перед очередной перенарезкой округов, - являются решающими. Так как именно на них решается, кто будет нарезать округа на следующие десять лет, и как эти округа будут выглядеть.

В Великобритании процедурой нарезки округов занимаются пять специально созданных "Комиссий по границам". Четыре из них нарезают округа для британского парламента, одна - для местных органов самоуправления.

Для того чтобы понять сложность этого процесса, хватит беглого просмотра отчетов, подготовленных этими комиссиями по поводу необходимости перенарезки того или иного округа.

Принято считать, что подобные темы представляют собой техническую и, как результат, малоинтересную сторону избирательного процесса. Мол, это дело тех, кто профессионально занимается выборами.

С одной стороны это так.

Но, с другой стороны, именно от этого во многом зависит результат выборов.

Отсюда вопрос: готовы ли украинские избиратели отдать на откуп украинским же профессионалам от политики возможность столь существенного влияния на результат местных выборов?

Назар Бойко, мониторингово-аналитическая группа "Цифра", специально для УП

Реклама:
Шановні читачі, просимо дотримуватись Правил коментування
Головне на Українській правді