Як Янукович скасував вибори мера Севастополя

47 переглядів
Олексій Копитько, для УП
Понеділок, 30 серпня 2010, 18:58

30 августа на внеочередной сессии Верховной Рады депутаты внесли ряд изменений в закон, согласно которому будут проводиться выборы в местные органы власти 31 октября 2010.

И в процессе подготовки изменений, и уже после голосования, большинство журналистов обратили внимание лишь на пункты, которые касаются разрешения выдвигать кандидатов в местные депутаты и мэры партийным ячейкам, зарегистрированным менее чем за 365 дней до выборов.

"Янукович пустил на выборы Тигипко и Яценюка" - таков основной лейтмотив заголовков. Это дополнение к закону, хоть и важное, однако, на наш взгляд, далеко не самое резонансное.

Гораздо интереснее, что Виктор Янукович и Партия регионов (ибо именно президент и правящая партия сейчас формируют правила игры), организовав принятие настоящих правок к закону, запретили проведение выборов мэра Севастополя, и, таким образом, прямо отказались выполнять одно из своих программных обещаний.

Ведь закон, принятый Верховной Радой 10 июля и вступивший в силу 30 июля, проведение выборов городского головы Севастополя разрешал!

Несколько слов к истории вопроса.

Нет необходимости перечислять культурно-исторические и военно-политические особенности Севастополя, о которых и так все наслышаны. Главное, что в свое время эта специфика заставила центральные власти Украины выделить Севастополь в отдельную административно-территориальную единицу с особой моделью управления.

Сейчас это - город-регион, объединяющий собственно городскую часть и сельские территории с общим населением 380 тысяч человек, фактически имеющий статус области, но занимающий площадь среднестатистического крымского района.

Задача была совершенно очевидна - сохранить контроль над городом в условиях базировании там Черноморского флота России, при наличии неизвестного количества (десятков тысяч) лиц, имеющих российское либо двойное гражданство.

А также с учетом стойких пророссийских устремлений жителей, которых без конца провоцировали из Москвы, в том числе, и посредством принятия документов о спорном статусе Севастополя.

Особенности местного самоуправления заключаются в том, что с середины 1990-тых годов в Севастополе не проводятся выборы городского головы. Вместо этого избираются городской, четыре районных в городе совета, мэр и городской совет Инкермана, Качинский поселковый голова и совет, а также четыре сельских совета с главами.

При такой структуре реальная власть находится в руках председателя Севастопольской городской государственной администрации, назначаемого президентом, и, в значительно меньшей степени, - у городского совета и четырех глав районных администраций, также назначаемых их Киева.

До 2010 года традиционно пророссийский городской совет всегда находился в более или менее жесткой оппозиции к руководителю СГГА. Причем независимо от того, какие силы доминировали в совете (в 1998-2002 годах, например, большинство в совете имели коммунисты, а первый секретарь горкома КПУ Василий Пархоменко совет возглавлял), и кто персонально руководил администрацией.

После того как в апреле 2010 Виктор Янукович уволил Сергея Куницына с должности председателя СГГА и назначил своим представителем в Крыму, кресло севастопольского градоначальника занял председатель городской ячейки Партии регионов Валерий Саратов, с июня 2006 и до нового назначения руководивший городским советом.

В апреле 2010 в непростой борьбе Саратову удалось провести на пост руководителя горсовета своего ставленника Юрия Дойникова. Фактически, впервые со времен КПСС город оказался под властью одной партии, причем все основные инструменты управления и по линии власти, и по партийной линии сконцентрированы в руках одного человека.

Политическая воля проводить/не проводить выборы мэра Севастополя должна была быть закреплена законодательно на основании Конституции Украины, которая содержит такие нормы:

- в статье 118 Конституции Украины записано, что "особенности исполнительной власти в городах Киеве и Севастополе определяются отдельными законами Украины";

- в статье 133 Конституции Украины отмечено, что "города Киев и Севастополь имеют специальный статус, который определяется законами Украины";

- в статье 140 Конституции указано, что "особенности осуществления местного самоуправления в городах Киеве и Севастополе определяются отдельными законами Украины".

Как известно, проблемы организации власти в городе Киеве урегулированы законом "О столице Украины - городе-герое Киеве", принятом еще в 1999. Также известно, что соответствующего особого закона о статусе Севастополя до сих пор нет. Есть ряд законопроектов с непонятной перспективой, которые до сих пор блуждают в комитетах Верховной Рады.

Очевидно, что при наличии политической воли у руководства государства подобный закон может быть принят. Тем более, что Партия регионов еще в 2006 взяла на себя обязательство добиться принятия такого закона. Но в начале июня 2010 президент Виктор Янукович заявил, что в Севастополе власть и так хорошо работает, и нет смысла ничего менять.

Казалось бы, ситуация совершенно определенная, никаких выборов мэра в Севастополе не предвидится. Однако случилось нечто, перевернувшее ситуацию с ног на голову.

10 июля 2010 Верховная Рада приняла закон о местных выборах (№ 2487-VI), который в конце месяца подписал Виктор Янукович.

Во втором пункте заключительных и переходных положений этого закона указано, что после вступления данного закона в силу перестал действовать предыдущий нормативный акт - закон о выборах депутатов ВР АРК, местных советов и сельских, поселковых, городских голов от 6 апреля 2004, вступивший в силу 1 октября 2005 и определявший порядок проведения местных выборов до недавнего времени.

В заключительных положениях упомянутого предыдущего акта был пункт 4-1, гласивший, что "до принятия Закона Украины, который устанавливает особенности осуществления местного самоуправления в городе Севастополе, выборы Севастопольского городского головы не проводятся".

Но поскольку предыдущий закон утратил силу без всяких оговорок, то перестал действовать и указанный запрет! А никаких подобных запретов новый закон (до внесения изменений 30 августа) не содержал.

Дальше - еще интереснее. В новом законе, а именно в тех же заключительных и переходных положениях содержался еще один замечательный пункт - пятый - в нем было записано следующее: "Очередные выборы 31 октября 2010 проводятся ВСЕХ БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЯ сельских, поселковых, городских голов, сельских, поселковых, городских, районных в городе, районных и областных советов, КРОМЕ выборов Киевского городского головы, Киевского городского совета и Тернопольского областного совета". Точка!

Как видим, в законе был указан ИСЧЕРПЫВАЮЩИЙ перечень органов, выборы которых НЕ проводятся. О Севастополе там не было сказано ничего!

Но и это еще не все. Если напрячься и прочитать новый закон до внесения правок целиком, то можно было найти еще немало интересного.

Например, статья 14 нового закона гласила, что "очередные выборы депутатов, сельских, поселковых, городских голов проводятся одновременно на всей территории Украины, кроме случаев, установленных Конституцией и законами Украины". Как мы указывали выше, Конституция Украины отсылает к "законам Украины", а запрет, содержавшийся в предыдущем законе Украины, отменен.

Часть 4 пункта 2 статьи 35 закона предполагала, что "право выдвижения кандидатов на пост городского головы реализуется избирателями в соответствующих одномандатных избирательных округах через местные организации партий в порядке, предусмотренным этим Законом".

А уже в пункте 4 статьи 36, которая определяет порядок выдвижения кандидатов в мэры, черным по белому было записано: "Городская организация партии (в том числе городов Киева и Севастополя)" может выдвинуть: одного кандидата на должность городского головы...".

Итак, версия закона до внесения сегодняшних правок НЕ ЗАПРЕЩАЛА проводить выборы мэра Севастополя, более того, в этом законе был прописан порядок выдвижения кандидатов на пост мэра Севастополя городскими организациями партий.

Что бы это значило?

В начале августа с этим вопросом мы обратились к одному далеко не последнему народному депутату от Партии регионов, имеющему непосредственное отношение к Севастополю, а также к двум юристам, сопровождавшим уже не одну избирательную кампанию.

Депутат побожился, что ничего не знает о готовящихся выборах и спросит у ответственных лиц. Но вид имел крайне озадаченный.

Юристы дали более развернутые ответы, суть которых сводилась к следующему: в настоящий момент не существует однозначных норм, которые бы запрещали выборы мэра Севастополя. Норма Конституции с оговоркой по Севастополю отсылает к "отдельным законам Украины". Относится ли закон о местных выборах к этим законам или нет - это вопрос толкования.

В любом случае правовых оснований для проведения выборов, исходя из действующего закона, более чем достаточно. Все будет зависеть от политической воли по принципу "если очень хочется, то можно".

Очевидно, что выборы мэра Севастополя стали возможны из-за невнимательности лиц, готовивших новый закон о местных выборах. По нашей информации, руководство Севастополя некоторое время находилось в состоянии близком к истерике, поскольку не понимало: это случайность или какая-то игра, которую Киев ведет за спиной местных феодалов? Ведь из центра никаких руководящих указаний готовиться к выборам мэра не поступало.

В новую (исправленную) версию закона внесены такие изменения.

Из пункта 4 статьи 36 исчезли слова "в том числе городов Киева и Севастополя". А в заключительные и переходные положения добавлен новый пункт 5-1, гласящий: "До принятия Закона Украины, который устанавливает особенности осуществления местного самоуправления в городе Севастополе, выборы Севастопольского городского головы не проводятся". Фактически, вернули норму, выпавшую из закона образца 2004.

Казус практически ликвидирован. Осталось, чтобы президент подписал новую версию закона. Однако теперь избиратели в Севастополе могут убедиться, что регионалы - полноправные хозяева своих обещания.

Хотят - исполняют, не хотят - действуют согласно политической целесообразности.

А всем остальным жителям Украины следует быть начеку. Иначе из-за "невнимательности" народных избранников, которые не читают то, за что голосуют, страна может лишиться какой-нибудь "Кемской волости" (ГТС, Керченского пролива и так далее).

 
Алексей Копытько, руководитель проекта "ФЛОТ2017", для УП



powered by lun.ua
Ринок електроенергії: як бізнес оцінює головну енергетичну реформу країни
Трюдо втратив більшість: які наслідки для України матимуть вибори у Канаді
Висока температура та ГРВІ у дітей: головне – без паніки
На межі катастрофи. П'ять найбільших екологічних проблем України
Усі публікації