"Регіони" проти регіонів

П'ятниця, 10 вересня 2010, 14:07
 

11 сентября кампания по местным выборам стартует официально.

Ожидать того, что в оставшиеся до голосования 50 дней в повестку выборов будут внесены кардинальные изменения, не приходится. Конкретное наполнение кампании было задано действующей властью задолго до этой даты: для нее местные выборы - очередной раунд борьбы за  дальнейшее укрепление вертикали власти и первая практическая проверка эффективности уже отстроенного.  

Основные и действительно актуальные для местных общин и местных органов власти вопросы в политической и социально-экономической сферах в эту повестку дня внесены не были.

Местные выборы, будучи центральным событием начавшегося несколько дней назад нового политического сезона, наиболее выразительно отражают содержание процессов в стране.

Кратко это содержание можно выразить как "непрекращающееся укрепление вертикали власти ради укрепления вертикали власти". И по форме, и по содержанию этот процесс полностью подпадает под введенное Гегелем определение "дурной бесконечности": монотонное, без конца повторяющеея чередование одних и тех же процессов и заданных законов движения в любых масштабах пространства и времени. На сей раз процесс "Укрепление вертикали" будет наблюдаться полтора месяца на уровне выборов местных органов власти.  

Отсутствие у правящего режима четких ориентиров развития и стратегий их достижения за полгода работы новой власти стала уже тривиальной констатацией. Местные выборы эту линию лишь закрепляют.

Как подчеркивает профессор Анатолий Гальчинский,  Партия регионов идет на выборы, не определившись концептуально в базисных доминантах региональной политики: административно-территориальная реформа, двухпалатный парламент и федеральное обустройство государства.

Эти ключевые вопросы оказались вынесенными за повестку дня нынешних выборов вместе с проблемой реальных полномочий местных органов власти. Политическая сила, выступающая формально как выразитель интересов всех регионов страны, сделала все для того, чтобы реального регионального содержания на местных выборах было минимум.

И как раз в достижении этой, тактической, цели ПР продемонстрировала способность работать широкомасштабно и комплексно. Задача была реализована рядом спущенных сверху разнарядок. Начиная с формирования избирательной повестки дня на уровне общенациональных проблем (самый яркий пример  - повышение тарифов  на услуги ЖКХ по решению центральной власти) и заканчивая принудительной флеш-мобилизацией мэров в ряды ПР.

В итоге выборы оставили себе форму - избрание местных органов власти, но при этом полностью потеряли содержание. Это примерно так же, как апологеты идеи свободного развития всего украинского в царской России и СССР опровергали тех, кто говорил о целенаправленном изживании всего глубинного и настоящего украинского: "Да какое ж притеснение украинцев? Гуляют себе в вышиванках и народные песни свободно поют..." 

Полное несоответствие формы содержанию приводит к тому, что кандидаты в депутаты местных советов и кандидаты в мэры могут сколько угодно дискутировать с конкурентами и избирателями о конкретных путях решения значительных проблем в социально-экономической жизни местной общины. При этом практически решить эти проблемы на местном уровне они как не могли, так и не смогут.

Механизмы создания оптимальных условий для решения вопросов жизни общин на местах, реальной передачи на места полномочий для решения финансовых, управленческих и других вопросов на этих выборах предметно обсуждаться не будут. Поскольку нет предмета для обсуждения.

Пакетов практических и насущно необходимых наработок в этом направлении ни ПР, формально отстаивающая права и интересы областей за более, чем полгода полной власти в стране, ни оппозиция к выборам не предложили.  

Ожидать от партии власти содержательной дискуссии  в этом направлении вряд ли приходится. Правящей элитой неукоснительно выдерживается курс на максимальную концентрацию власти у президентского центра власти и унификацию спускаемых решений сверху для местной власти во всех регионах.

Что исключает передачу значительной части реальных полномочий на места, а также выстраивание на практике действительно эффективного и взаимовыгодного взаимодействия сильной центральной власти и сильных регионов,  стимулирование развития социально-экономического разнообразия во всех регионах страны.

Согласившись с навязанным Центром "предложением, от которого нельзя отказаться" отложить все эти вопросы на период после выборов, региональные элиты упустили уникальный шанс. Шанс приступить к практическому решению тех вопросов жизни местных общин, которые действенно могут быть решены исключительно на местах, а не из Центра.

Для того, чтобы, по крайней мере, обозначить эти вопросы и внести их в повестку дня политической жизни у региональных элит есть еще 50 дней кампании. Лишь таким образом у них будет возможность привлечь к этим вопросам внимание Центра, добиться их обсуждения, начать поиски путей практического решения. Это необходимо для того, чтобы центральная власть на деле, а не на словах оказала деятельное содействие решению главных задач, препятствующих развитию регионов.

Тем более, что после этих выборов региональным элитам станет ясно на практике то, что они и так знают давно: дожидаться из Центра добровольной передачи реальных полномочий на места и подготовки из Центра же эффективных механизмов решения региональных проблем, не приходится. 

А, следовательно, необходимо разрабатывать эти механизмы и добиваться их реализации самостоятельно. Конечно, в координации с Центром, но, не выполняя при этом безоговорочно унифицированные шаблоны последнего. В этом, пожалуй, и будет главное значение местных выборов-2010 для перспективы создания новых базисных доминант развития регионов в стране - уже после выборов новой власти на местах.       

Андрей Миселюк, Институт социально-политического проектирования им. В.Липинского, для УП

Реклама:
Шановні читачі, просимо дотримуватись Правил коментування
Реклама:
Головне на Українській правді