"Hyperloop по-українськи", або Що кажуть про Ілона Маска в електричках
![Hyperloop по-українськи, або Що кажуть про Ілона Маска в електричках](https://img.pravda.com/images/doc/e/a/ea7c3da-hyperloop-ukraine-mask-6-.jpg)
Заявление о строительстве в Днепре тестовой площадки сверхскоростной системы Hyperloop претендует на одну из самых громких историй в 2018 году. Ученые уже подсчитали, сколько могут стоить билеты на транспорт будущего, а соцсети отреагировали на известие о HyperUA парадом мемов.
Идея тестирования вакуумных капсул в Днепре оказалась настолько новаторской, что внесла смятение в ряды правительства реформаторов. Премьер-министр Владимир Гройсман поспешил откреститься от нее, назвав "личной инициативой" министра инфраструктуры Омеляна.
Какова она, сермяжная правда отечественного ж/д транспорта, в каких условиях ездят рядовые пассажиры, и готовы ли они разделить чаяния Илона Маска – в репортаже "Украинской правды" из типичной электрички Киев-Нежин.
Киев-Пассажирский, Протасов Яр, Киев-Московский, Выдубичи, Левый берег и еще с пару десятков остановок. 120 километров до Нежина видавший виды состав преодолевает за два с половиной часа. Локомотив усердно тащит восемь вагонов со средней скоростью 60 км/час.
Если верить разработчикам Hyperloop, капсулы Маска разрежут пространство со скоростью от 480 до 1100 км/час.
О таких цифрах в нежинской электричке, как и в других в Украине, даже и не мечтают. Главное – найти свободное место, не замерзнуть и не выпасть из вагона прямо на ходу в проемы плохо закрывающихся дверей.
Из этого странного мира высокотехнологичное будущее выглядит более чем туманно.
![](http://img.pravda.com/images/doc/8/b/8b821fa-p1100157-.jpg)
"Ф-ф-фух – и ты в Нежине!"
– Обржн, двр зчняються, нстпна станція Брври, – говорит машинист словно в консервную банку, выдающую в эфир лишь часть звуков.
Эти объявления, которые захлебываются в скрипе динамиков, – пустая формальность. Большинство пассажиров курсируют по одному и тому же маршруту годами и вряд ли пропустят свою остановку даже в предельно сомнамбулическом состоянии. А впасть в него тут, в принципе, не так уж и сложно.
34-летний строитель Михаил Ющенко отправляется в путь каждый будний день на протяжении 16 лет. Ежедневно на дорогу из Нежина в Киев и обратно он тратит пять часов. Или 25 часов в неделю. Четверо суток в месяц. Полтора месяца в год.
![](http://img.pravda.com/images/doc/7/d/7dbef0e-11-.jpg)
Об этой убийственной арифметике он даже не задумывается. Для Ющенко электричка, как и для большинства пассажиров, стала практически вторым домом.
– А шо делать? – вопрошает мужчина, держа в руках пластиковый стаканчик с подозрительно прозрачной жидкостью. – Чего ездят в Киев яготинские, нежинские, белоцерковские? Нет возможности оплатить коммуналки. Вот и едут люди в столицу, шоб осталось шо-то ребенку, жене.
Михаил кусает "кустарный" бургер, купленный в недрах столичного ж/д вокзала, разнося по вагону запах лука. Когда разговор заходит о Hyperloop, Ющенко резвится, как ребенок.
– Ага, хотят эту трубу построить, ф-ф-фух – и ты уже в Нежине! – улыбается он. – Нормальная тема. Но билеты будут дорогие. Зарплаты нужно менять в стране.
– Пусть Илон МаКС построит трубу через Украину в Европу! – предлагает он, склоняя фамилию миллиардера на свой лад. – Я по телевизору слышал, что они еще не придумали, как тормозить. Нехай к нам обращаются. У нас есть крепкие ребята, лома ему вставят в колеса, и поезд остановится.
"Приспєшнікі стихії"
– Обржн, двр зчняються, нстпна станція Дмрка.
Этим вечером 19-летнему Александру Диденко досталось место у окна. Парень в красной кепке немного выбивается из общей картины. В его руках – не бутылка пива, а гелевая ручка и блокнот.
![](http://img.pravda.com/images/doc/f/4/f4c170f-5-.jpg)
– Воняє, напльовано, грязно, – перечисляет он все "прелести" поездок из столицы в родные Бобровицы, но почему-то постоянно улыбается. – Електрички – це неповага до людей. Без бійок, без тьорок тут не буває.
Завсегдатаи могут в подробностях рассказать об эпической битве, случившейся как-то на маршруте. Помощник машиниста сделал замечание курильщикам. После того, как те не послушались, пришлось разгонять толпу, пустив в дело порошковый огнетушитель.
Но даже после столь яркой победы железнодорожников здесь по-прежнему безбожно курят.
Диденко – художник-любитель и парикмахер. Пять раз в неделю ездит на курсы в Киев, чтобы остаться работать в столичном барбершопе. В Бобровице, небогатой на хипстеров, в этой сфере у него нет перспектив.
– Коли не знаєш, що малювати, просто чьоркаєш стрічки, воно само виходить, – показывает он свои художества, немного смущаясь.
На этот раз у Александра выходит нечто демоническое. Рисунок гармонично дополняет мигающий в электричке свет.
![](http://img.pravda.com/images/doc/0/5/05788a7-4----------------.jpg)
– Навіть не знаю, як це назвати. Це схоже на Атронаха. Є різні Атронахи – води, вогню… Це пріспєшнікі стихії, – расшифровывает парень свое черно-белое видение.
О том, что Илон Маск поможет обуздать в Украине стихию дорожную, Александр не знает. Хотя о самом Маске наслышан: "Він – велика людина. Напевно, одна з найвеличніших, яку подарував нам світ".
Вникать в фантастические прожекты транспортного министерства не особо хочется и 41-летнему Сергею Костюку. Все, что ему нужно, здесь и сейчас, – отдохнуть после тяжелого дня.
– До столиці я вже дванадцять год катаюсь. Роблю грузчиком. Щоб отримати те, що в Києві, у Ніжині треба на двох роботах робить. Здоров’я на все не хватить. Коли їду додому, ні про що не думаю. Слухаю музику. Відключаюсь. По-другому мозги закіплять, правильно?
– За десять год нічого не змінилося, – продолжает он. – Люди понапиваються. Заходять малолєтки – стьокла в тамбурі полетіли. Часто буває, що дверей у туалеті немає. Якщо захотілось, ізвіняюсь, посс*ть, то нічого, а єслі по-большому – вже всьо! Шо хочеш, то й роби.
![](http://img.pravda.com/images/doc/d/a/da7fb45-6-.jpg)
Исправительно-трудовые рейсы
– Обржн, двр зчняються, нстпна станція Смплки.
Ее глаза исполнены усталым блеском и бирюзовыми тенями на веках. Она показывает лак на ногтях, хранящий печать странствий. Валентина – проводница "Укрзализныци" с 26-летним стажем. Женщина возвращается домой в Носовку из рейса.
![](http://img.pravda.com/images/doc/e/4/e4efdac-3-.jpg)
– Я цими руками спочатку туалет мою, а потім людям треба чай давати, – расскрывает она неприглядную изнанку путешествий в поездах. – Наша желєзная дорога – убиточна, страшна, поскудна. Я роблю в ісправітєльно-трудовій колонії. Вони хочуть, щоб я з того вагона, який старіше за мене, зробила куклу.
Те, шо я стою в сажі, руки чорні, немита, – все це їм далеко по фен-шую. Шо я йду в своїй рубашці, шо я купляю собі галстук, шо я в пілотці должна стоять. І в кірзових чоботах 46-го розміру, які вони мені видали на всю жизнь.
– А как же реформы? – спрашиваем.
– Які реформи?! – издает она странный звук. – Ми, опше, дармова робоча сила. А туалет який? Боже! Корупція, корупція, корупція… Хами, нахали, сидять у кабінеті.
– Топим угльом, ми – первобитні люди, – проводница продолжает изливать душу соседкам, а заодно и всему вагону. – Я їзджу на Ізмаїл, це – штрафбат. Заставляють робити те, шо я не должна робить. А платять нам бамбули.
– А про Hyperloop вам рассказывали? – интересуемся.
– Нічого не знаю. Нам сказали: "Стоять! Бояться!". Я на роботі – касір, прибиральник, кочегар. Не знаю, шо таке "Гіперлуп". Я стою в сажі, грязна, потна. Коли ми приїжджаємо, треба ще снаружи вагони мить, купать, дєлать вєтєр…
– Это же Илон Маск строит, да? – скромно подключается к беседе Жанна, женщина средних лет.
– Вот, молодежь в теме, а мы – нет! – радуется пенсионерка Людмила Яковлевна чужой осведомленности.
– Идея-то есть, но нужно техническую документацию разработать, – предлагает пенсионер, сидящий напротив.
– Да вообще-то говорят, что это – фейк, – успокаивает всех Жанна.
– Напридумывали слов, а сами не знают, что делать, – разочарованно ворчит пенсионер и продвигается к выходу.
![](http://img.pravda.com/images/doc/b/7/b765a70-2-.jpg)
Душ для бездомных
– Обржн, двр зчняються, нстпна станція Ббрвиці.
– Пиво, семечки, сухарики, орешки, – перекрикивает динамики продавец.
– Вы тут покатайтесь с 21-го по 23-е или в начале месяца – с 4-го по 7-е, – предлагает мужчина, играющий в "дурака" с двумя соседками. – Когда авансы и зарплаты выдают, веселье такое! С гитарами, баянами. Пьют много. А так, на сухую, не интересно.
![](http://img.pravda.com/images/doc/5/1/511d97b-7-.jpg)
На вопрос, как его зовут, пассажир отвечает "Николай Николаевич" и после мхатовской паузы добавляет: "Гоголь".
– Да ну?! Шутите?
– Я что – на клоуна похож? – говорит он обиженно и достает в подтверждение паспорт.
Николай Гоголь работает в Киеве водителем, а живет в Нежине.
![](http://img.pravda.com/images/doc/7/1/71549ef-8-------.jpg)
– Приходится ездить, – пожимает он плечами. – В Нежине особо делать нечего. К электричке уже привык. Иногда тут, бывает, так "жарят", что невозможно сидеть. Но в большинстве случаев зимой холодно. Двери не закрываются.
Те, кто пользуется таким транспортом каждый день, к неприглядному антуражу и неудобствам давно привыкли. Для многих альтернативы нет: это самый простой и дешевый способ добраться домой.
Удивительно, но среди спящих и уставших пассажиров часто встречаются искренние улыбки.
В середине вагона слышен смех вперемешку с хрустящими чипсами. Домой, в Носовку, вместе с подругой едет Наталья Золотарева, актриса Академического музыкально-драматического цыганского театра "Романс". В столице, помимо работы, у нее еще и учеба в университете культуры Поплавского.
На вопрос, откуда радужное настроение, Наталья продолжает есть чипсы, заливаясь смехом: "Якщо ми будемо їхати і плакать, то взагалі життя плачевне".
![](http://img.pravda.com/images/doc/6/a/6acde31-13-.jpg)
– Це ще нормально, – осматривает она вагон наметанным глазом. – Буває, людей заносять, виносять. Горить часто, ха-ха-ха! Бомжі сплять. Якось я їхала в останній електричці, вони там взагалі в послєднєму вагоні милися, ха-ха-ха, водою з бутилок.
– Мне тут нравится, – добавляет Раиса Ивановна, пожилая женщина в огромной меховой шапке. – Ничего плохого, все нормально. Быстро и недорого. Всего восемь гривен плачу. Ехать мне чуть больше часа, другого транспорта нет.
Раиса Ивановна работает терапевтом в столичной поликлинике. Чтобы добраться на работу, каждый день встает в 5:30 утра. Уже четыре года.
– Конечно, замучены тут люди, – отмечает она. – Мы тут отдыхаем. О, смотрите, – свет потух. Значит, мне скоро выходить, он на этом месте всегда пропадает.
"Союз Галактики Восстал!"
– Обржн, двр зчняються, нстпна станція Ніжн.
До конечной доезжает немного людей. Большинство вышли на промежуточных станциях, оставив свое тепло на сиденьях из поролона и дермантина.
Наступившим спокойствием сполна воспользовалась Лидия со своими друзьями, накрыв импровизированную "поляну".
![](http://img.pravda.com/images/doc/6/1/61ad1ed-10-.jpg)
На Лиде – эффектная меховая шапка, подозрительно похожая на парик, шубка и бежевые сапожки. Во время ужина, в разговорах о состоянии ж/д транспорта, она выступает настоящим адвокатом электричек.
– Чисто не там, где убирают, а там, где не гадят, – философствует Лида. – Я сама проводницей работаю – убираю вагоны.
– Я как раз не скажу, что электрички изменились в худшую сторону, – женщина предлагает бутерброд с колбасой. – Посмотрите на сиденья. Раньше их обязательно нужно было порезать ножами. Автограф после себя оставить.
![](http://img.pravda.com/images/doc/f/1/f150c3b-12--------------------------------------.jpg)
Мы стремимся к лучшему. Электрички – практически бесплатные. Из Киева в Нежин – 14 гривен. За границей такого нет. Я хожу в рейсы в Будапешт. Да, там чистота. Но и стоит та чистота не наши копейки.
![](http://img.pravda.com/images/doc/3/1/31de7ad-p1100094-.jpg)
Читайте також
Разговоры о Hyperloop и вообще скоростном транспорте наводят на проводницу Лиду экзистенциальную тревогу.
– Настолько нам комфортно и недорого домой добираться на электричках. Я боюсь, что их отменят, пустят эти скоростные поезда. Я их не хочу, честно говорю, – признается она, озираясь по сторонам.
Несмотря на всеобщее запустение, со смиренной улыбкой держит свой путь и пенсионерка Зинаида Нетупская. О состоянии дел в электричках она говорит с сожалением, но без особых эмоций: "Така антисанитария! Я даже не знаю, как рассказать. Зато дешево. Посмотрите, сколько стоит "Фундай" из Киева до Жмеринки – 100 гривен".
Старушка постепенно приободряется, когда речь заходит об Илоне Маске и новых возможностях.
– Илон Маск? – вначале переспрашивает она с недоверием. – А шо это такое?
После непродолжительных объяснений пенсионерка становится неожиданно разговорчивой.
– Я могу, конечно, поверить. Сейчас время такое – можно верить. Сейчас много информации. Нужно дальше действовать, чтобы молодежь была готова принять новую информацию. Тогда будут продвигаться новые идеи. Пожилые люди тоже могут информацию принимать, передавать детям, внукам.
![](http://img.pravda.com/images/doc/7/7/7765554-9-.jpg)
Очень скоро становится ясно, что частое употребление слова "информация" – не случайно.
– Я могу вам дать кое-что, – заговорщицки подмигивает старушка. – Хотя нет, не могу так сразу, подождите…
Заметно волнуясь, она берет в руки старый мобильник.
– Алло, Владимир? – говорит Зинаида. – Я тут встретила двух хлопцев. Рассказала им о ситуации в стране. Могу передать им информацию?
Получив разрешение от невидимого наставника, пенсионерка роется в бауле и протягивает квадратные листочки с печатным текстом.
– Берите, ничего страшного, – успокаивает она. – Почитайте, передайте другим. А душа знает, принять или нет.
Странная листовка повествует о "Колобке по имени Ися" – "Творении Высших Сил Любви и Добра". Колобок Ися защитит от любых земных катаклизмов, приведет жизнь в гармонию с мирозданием и избавит от боли, негатива и нечисти.
– Весь Космос На Защиту Встал, Союз Галактики Восстал! – говорится в напечатанном на бумажке стихотворении с пометкой: "Читать при всех стрессовых ситуациях".
– За такое не посадят, я думаю? – спрашивает с надеждой старушка и с чувством выполненного долга устремляет взгляд в обледенелое окно.