Міф про сильну руку

Середа, 16 грудня 2009, 09:08

Диктатура, о которой так много сейчас говорят различные политические и околополитические персонажи, неизбежно должна постучаться в окна маленьких украинцев.

Мол, понятие демократии и демократических ценностей себя изжили, народ соскучился по сильной руке, соскучился по хозяину, который наведет, дескать, порядок в экономике, приструнит зазнавшихся олигархов, "жирующих" в свое удовольствие. Так ли это?

Некоторые эксперты проводят аналогию с нашим северо-восточным соседом. Именно по образу и подобию путинско-медведевского режима, после выборов, в Украине должна выстроиться жесткая вертикаль власти, которая прекратит украинскую смуту. Так ли это?

Лично у меня есть большие сомнения. Все дело в том, что ментальность среднестатистического "державного" россиянина исторически предполагает наличие этой самой жесткой вертикали власти, в образе президента, царя, императора или даже великого князя, который казнит "презлых бояр", но милует "простой народ", дает ему тихую и спокойную "благодать власти".

В Украине, несмотря на 300-летнее нахождение в составе Российской империи, ментальность со времен гетмана Сагайдачного и Богдана Хмельницкого, поменялась мало. Сами украинские поговорки говорят сами за себя: "Серед двох українців три гетьмани". Похоже на сегодняшнюю политическую ситуацию в нашей стране, правда?

Почему так? Ответы в истории. Жители Московии (именно так называлась до Петра I Россия) со времен Ивана III находились в состоянии постоянной войны. Война велась за присоединение к Московскому княжеству окрестных удельных вотчин и создания уже тогда централизованного государства.

Постоянная война требовала высокого мобилизационного ресурса, который был возможен только при наличии жесткой вертикали власти, когда Великий князь отдавал распоряжения покоренным удельным князьям, а те беспрекословно подчинялись, отдавая материальные и людские ресурсы в распоряжение своего сюзерена.

Кроме того, "державная" ментальность россиян во многом обусловлена климатом. Да, более суровый, чем в Украине, с жестокой зимой и неплодородной болотистой местностью, он заставлял жителей Залеской Руси объединяться в общины, в которых первое слово всегда было за старшиной, который распределял добычу, урожай, командовал войском во время войны.

Общины жили в деревнях. Почему в "деревнях"? Потому что среди деревьев, в лесах Московии в то неспокойное время, когда из Дикого Поля в любое время могли прийти воинственные кочевники, было безопаснее.

В Украине же до Екатерины II деревень (сел-деревень, сиречь общин, включая крепостное право) не было. Было хуторное хозяйство. А что такое хутор? Правильно - Хозяин! Сам, на своей, отвоеванной земле сам себе "даю раду". И ни у кого совета на то не спрашиваю.

"Моя хата с краю" - вот основа ментальности украинцев. Исторически сложилось так, что большая часть Украины, в то время когда образовывалось и утверждалось Московское государство, входила в состав Великого Княжества Литовского, а потом Речи Посполитой (дословный перевод - Общее дело), в которой шляхта (украинская, в том числе) никогда беспрекословно короля не слушалась.

Более того, король был выборным. Да, короля Польского Литовского и Руського выбирали из числа "достойных", а не по родству и "божьему изволенью".

Это же касалось и гетманов, которых в Украине выбирали, а не назначали. Если гетман зазнавался или шляхта видела, что он угрожает их вольностям и привилегиям, его могли легко сместить и выбрать нового.

Уже тогда в Украине было множество кланов (партий), которые враждовали между собой за землю, за города, за милость короля, за добычу, привезенную из похода. Ничего не напоминает?

Кучма таки был прав. Украина - не Россия, и диктатор самодержец у нас не приживется - съедят. Если же провести аналогии с известными диктаторами современности и уже присыпанными нафталином времени, то выяснится любопытная деталь - все диктаторы были или есть, искренне любимы своим народом.

Именно эта всепоглощающая народная любовь позволяла этим одиозным личностям прийти к власти, а потом сделать эту власть неограниченной или почти неограниченной. Примеров тому масса.

Вспомним, как безумно радовался народ Рима, когда Нерон устраивал в свою честь многодневные гладиаторские игры, попутно казня "плохих" сенаторов, как кричали люди московские "одобрямс" на Лобном месте, когда поощряли воплями массовые казни Ивана Грозного.

В свое время ждали Наполеона, когда тот шел с армией на Париж из изгнания. Сходили с ума по Гитлеру и Муссолини (до поры до времени, а потом того же, обожаемого Бенито, вместе с супругой, подвесили за ноги на улицах Милана).

Хвалили Пиночета за экономическое чудо, воевали за Франко, искренне любили "отца народов" Сталина, фанатели от пламенного Фиделя, рвали волосы на похоронах Ким Ир Сена и клали под подушку цитатники Мао.

Смешно шаркающий де Голль ведь тоже собирал площади восторженных французов.

В Украине де голлей нет. Потому что "сильная рука", "хозяин" и "кормчий" может появиться на фундаменте сильной идеи. Идея, и ее производная - идеология, позволяет диктатору создать систему власти, опирающуюся на собственный культ личности, который, как мы уже выяснили, базируется, в первую очередь, не на страхе, а на любви.

У нас же политиков не любят. Никогда не любили в Украине власть. И не будут любить. Нет основы для любви. Наши мелкотравчатые "политики" неспособны сгенерировать общенациональную идею, которая бы сплотила Украину.

Все свои способности наши "государственные" мужи направляют на то, что получается у них лучше всего, а именно, на взаимные обвинения, грызню за полномочия,  за земельные участки и заводы, компроматы, драки в сессионном зале и всепоглощающий популизм, адресованный к маргинальным слоям населения.

Разве может на этой депрессивной почве появиться государственный деятель, а не временщик, заботящийся о пополнении оффшорных счетов? Практически все известные истории представители "сильной руки" - выходцы из касты воинов, то есть бывшие или действующие военные.

В каком состоянии находятся украинские вооруженные силы, даже не хочется говорить. Откуда возьмутся "черные полковники", если офицеры живут на нищенскую зарплату, и, стесняясь на улице носить военную форму?

У нас в Украине при власти другая каста - торгаши, а, как известно, даже при одиозном Иване Грозном купцы считались сословием "неверным" и "на руку нечистым".

Так что как говорится, кого уж избрали ... терпите.

И самое важное, на мой взгляд. Украина разная. Разной ее, вопреки распространенному мнению, сделала не история, а все те же наши политиканы.

Своим дешевым популизмом и жаждой власти.

Тем самым две основные фигуры будущих президентских выборов, так желающие безраздельно поруководить "сильной рукой", сослужили себе плохую службу. В Украине нельзя быть любимым одновременно в Севастополе и Тернополе, а диктатора любимого наполовину не бывает.

Да и кланы политические в Украине слишком уж равны в своих ресурсах. Никто из "отцов" отечественных ФПГ не заинтересован в едином командном центре.

Все слишком хорошо знают, чем это может кончиться на примере того же Ходорковского, Гусинского и прочих березовских.

Новоиспеченного украинского пиночета ждет незавидная участь: диктатора из него (нее) не выйдет, только бардака в стране станет больше. Что в этом случае ждет нас?

Сами знаете - наш исторический вид "спорта" - это выборы! Как говорил Уинстон Черчилль (сам, кстати, в душе большой диктатор): "демократия - наихудшая форма правления, но другие еще хуже!".

Богдан Савруцкий, для УП

Колонка – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст колонки не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ній піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора колонки.
Реклама:
Шановні читачі, просимо дотримуватись Правил коментування

Звіт Meta наводить нові приклади того, як росіяни видають себе за українців

Елітна яхта, картини й годинники Медведчука – на продаж!

Український бізнес і ветерани готові до спільних дій

США або ЄС? Як підприємцям обрати ринок для масштабування?

Чому переходом від військової служби до цивільного життя треба займатися до завершення війни?

Надія на сонце. Як відновлювана енергія допоможе Україні