Про демократію нову і демократію стару

Вівторок, 05 січня 2010, 10:59

Принято говорить о разных видах демократии, не знаю уж сколько их там есть. Самый ранний - непосредственная демократия, ныне существующая - представительская, на подходе - демократия участия.

Однако действительно ли эти виды настолько отличаются друг от друга, чтобы можно было говорить о каком-либо прогрессе?  

Вспомним, что  из себя представляла демократия в Древней Греции? На площади города-государства собиралась толпа, перед ней выступали ораторы, отстаивавшие те или иные предложения, толпа поддерживала или отвергала их возгласами.

Часто аргументация, озвученная ораторами, носила явно манипулятивный, софистический характер. Подобным образом происходили и выборы. 

Казалось бы, от такого порядка принятия решения мы ушли довольно далеко. Однако... 

Ключевой вопрос демократии, или, если угодно, проблема - это не то, как голосуют (и не то, кто считают), а откуда берутся ораторы

Конечно, и тогда (в Древней Греции) и теперь время от времени возникают "люди из толпы", простые парни, несущие глас народа. Однако и тогда, и теперь такие парни были редкостью. 

Любой оратор и  любой кандидат на какой-либо пост всегда был чьим-то, всегда представлял какую-то группировку, чаще всего аристократического или олигархического типа. 

Именно эта группировка выпихивала его пред ясны очи демоса, народа, электората. И именно этих ораторов и кандидатов обучали сперва софисты, потом Сократ, а теперь - политтехнологи.

Какова же была роль народа? Да просто выбрать из предложенных им, уже обработанных, подготовленных, упакованных кандидатов. 

Какова роль народа сейчас - та же самая. Просто выбрать себе хозяина. Технические же методы голосования - это вопрос второстепенный. 

Как, впрочем, и представление народу кандидатов. Его можно осуществить и непосредственно - на площади, можно и опосредованно - через телевидение, рекламные носители. 

Особой разницы нет. Как в том, так и в другом случае группа, выдвигающая кандидата, остается, как правило, скрытой, принципы его отбора - тоже. А группа, между прочим, может быть одна и та же, то есть, кандидаты могут быть разными - так, для видимости, - а хозяин у них - один и тот же...

Свежий пример - Обама. До того, как он стал кандидатом в президенты, его мало кто знал. Однако Кто-то (именно так, с большой буквы), заприметил его (или выпестовал - подозреваю, что некоторое число кандидатов выращивается в инкубаторах власти), обласкал, вывел на всеобщее обозрение.

О том, кто этот "Кто-то" можно догадаться, если учесть, что пиарили Обаму, среди прочих, небезызвестные Киссинджер и Бжезинский. То есть те же самые люди, которые стояли за почти десятком последних американских президентов. 

В том числе и за Бушами.

Именно на контрасте с последним из них во многом строилась кампания Обамы - еще один спектакль, разыгранный перед американцами и всем миром. 

Опять же цвет кожи у Обамы очень ко времени. Подозреваю, что именно этот критерий и был решающим при выборе кандидата - мол, смотрите, какая мы демократическая страна.

Еще более свежий пример - Яценюк. Его, правда, судя по всему, решили пока придержать на будущее... Про Ющенко молчу. Могу только заметить - в свете вышесказанного, - что это не столько Яценюк - наш Обама, сколько Обама - это их Ющенко. Вот так-то. А вы говорите, демократия... 

Александр Швырков, кандидат философских наук, Сумский государственный университет, для

Колонка – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст колонки не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ній піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора колонки.
Реклама:
Шановні читачі, просимо дотримуватись Правил коментування

Чи насправді буде обмежена робота онлайн-казино після Указу Президента?

Наріман Джелял: історія спротиву

Як оренда держмайна допомагає бізнесу розвиватися та наповнює держбюджет

Похмура річниця: Запорізька АЕС не повинна стати другим Чорнобилем

Убивчий популізм: що не так з тарифною політикою у водопровідній галузі

Як Данія інвестує в успіх України