Конституційний замах

Понеділок, 20 вересня 2010, 18:58

Виктор Янукович, несмотря на всю свою кажущуюся простоватость и комичность, заслуживает признания - чего-чего, а политической сноровки ему не занимать. Он учел уроки Кучмы, Майдана и 2004 года в целом и решил не откладывать в долгий ящик вопрос о сохранении полномочий. И правильно. Как говорится, куй железо пока горячо.

Сегодня немало граждан недоумевают: зачем Банковая так круто озаботилась конституционными вопросами? Мол, в президентах ходит почетный лидер Партии регионов, в премьерах - ее формальный лидер, в Раде - крепчает бело-голубое большинство.

Оппозиция, как минимум парламентская, никакой угрозы не составляет. Тогда неужели возврат к президентско-парламентской форме правления - всего лишь прихоть изголодавшегося по власти железного лидера?

Вряд ли.

Ведь в треугольнике "президент-парламент-правительство" все равно приоритет за парламентом, ибо именно он формирует правительство. И хоть команде Януковича этот порядок явно не симпатичен, - он от того не меняется.

А теперь давайте вспомним 2006 и 2007 годы. После парламентских выборов Партия регионов не имела достаточного количества голосов, чтобы самостоятельно сформировать правительство. В 2006 году нужно было "прикупить" Мороза, а после 2007 года так вообще ПР оказалась в оппозиции.

К чему эти тягостные экскурсы в историю?

К тому, что при парламентско-президентской форме правления у регионалов всегда будет необходимость вступать с кем-то в коалицию. А это, во-первых, риск оказаться в оппозиции, во-вторых, немалые расходы на партнеров. В-третьих, постоянный страх перед распадом коалиции.

То ли дело президентско-парламентская республика - избрали президента и шабаш: парламент сам переориентируется на победителя, а потом только крути премьер-министрами как Кучма солнцем. Мечта.

Не стоит также забывать, что в избирательном календаре маячит красной датой 2012 год. Именно тогда должны состояться очередные парламентские выборы.

Ближайшие парламентские выборы состоятся в 2012, президентские - в 2015. Если после парламентских выборов Партии регионов не удастся создать большинство и, как результат, коалицию, тогда последние 3 года срока Януковича будут стоить...

Ничего не будут стоить, так как никакого влияния на правительство у него не будет. На Банковой это очень хорошо понимают и пытаются не допустить такого сценария.

Небезынтересными в этом контексте выглядят идеи Александра Ефремова, которыми он поделился с общественностью на этой неделе: "...у нас сейчас разведены во времени выборы президента и Верховной Рады, хотя логика подсказывает, что они должны проводиться в одно время, чтобы страна через год не ходила на избирательные участки...

Тогда мы за год проходим процедуру выборов, и пять лет государство живет и работает нормально. Однако чтобы это осуществить, надо продлить чьи-то полномочия: либо президента, либо ВР.

Конечно, продлить полномочия президента вряд ли получится, поэтому наиболее реальный шаг - продлить полномочия парламента".

Интересно, что за логика подсказывает Ефремову, что выборы президента и парламента должны проходить одновременно? Следуя этой логике можно добавить до кучи еще и местные выборы - чего уж мелочиться.

Сходили раз в пятилетку на все выборы и не отвлекаемся больше на политику. А бюджетных денег сколько можно сэкономить! Правда, в демократических странах подобная логика отсутствует, так как там каждые выборы являются индикатором доверия к власти и пробой сил оппозиции.

Поэтому проходят они там не раз в пять лет, а чаще. Просто Ефремов обозначил опасение: не плохо бы продлить Раду на три года для того, чтобы очередные парламентские выборы не умножили Януковича & Сo на ноль.

И вообще странно как-то получается. Если просмотреть хроники прошлых лет, то более ярого приверженца парламентско-президентской республики чем Янукович нужно было еще поискать. Это когда он был премьер-министром и имел свое большинство в Раде.

Теперь же в кресле президента поспешно возникла необходимость поменять форму правления. Прав был Леонид Кучма, однажды заметив, что "место сидения определяет точку зрения".

В этом контексте предлагаем выдержку из статьи Виктора Януковича, которая была опубликована в "Зеркале Недели" 30 июня 2007 года под звучным названием "Свобода, согласие, компромисс, или Какая Конституция нужна Украине": "Не стоит придумывать новый конституционный велосипед или возвращаться к старой модели власти, от которой абсолютное большинство политических сил отказалось в 2004 году.

Это - нереально. Попытку отменить политреформу большая часть общества расценит как возвращение к эпохе тоталитаризма и никогда не позволит пойти на это. Поэтому нужно довести до логического завершения уже начатую конституционную реформу, а не выдумывать идеальную систему власти, которой в природе просто не существует.

Хочу напомнить один из главных тезисов, который отстаивали и коалиция, и правительство, и оппозиция: никто не должен обладать монополией на власть, никто не может посягать на узурпацию власти.

Достичь этого можно только в условиях парламентско-президентской системы, которая обеспечивает реальное народовластие в государстве и основывается на системе сдержек и противовесов трех ветвей власти - законодательной, исполнительной, судебной, с четким распределением полномочий".

Как говорится, без комментариев.

В складывающейся ситуации не до конца понятным является поведение оппозиции.

Глашатаи БЮТ возмущаются, что отменять конституционную реформу неконституционно, приводя при этом кучу юридических, но малопонятных для обывателя аргументов.

За последние несколько лет и оппозиция, и власть, которые поочередно сменяли друг дружку возле кормила, неоднократно демонстрировали простому люду, что "если нельзя, но сильно хочется, то можно". Как результат, люд этот стал слабовосприимчив ко всяческой правовой казуистике, окончательно убедившись в том, что наверху итак сделают так, как захотят.

Таким образом, чем морочить людям голову, лучше бы оппозиция на пальцах объяснила им, зачем регионалам перекраивать Конституцию сейчас, когда вся полнота власти и так у них в руках.

Здесь очень важно понять, что игра то идет не за полномочия, а за их будущее сохранение. Более того, оппозиция может выгодно использовать эту карту на предстоящих местных выборах, развернув ситуацию таким образом, что голосование за Партию регионов или ее сателлитов одновременно является и одобрением конституционной вакханалии. Думающие поймут.

Назар Бойко, мониторингово-аналитическая группа "Цифра", специально для УП

Колонка – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст колонки не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ній піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора колонки.
Реклама:
Шановні читачі, просимо дотримуватись Правил коментування

Трансплантація органів та рак шкіри: про що мають знати пацієнти

ПДВ для страхових агентів: нерівні умови та невизначений економічний ефект

Фонд культурних/пропагандистських ініціатив: як Росія використовує культуру для війни

Від локального до універсального: як українській культурі стати помітною у світі

Чому Україні необхідний спеціальний банк для відбудови

Тренер, який не встигає, та збірні з міцним захистом: 6 фактів про суперників України на Євро-2024