Популярність чи реформи?

Понеділок, 15 листопада 2010, 15:11

Наступило политическое межсезонье. Но не за горами парламентские выборы. И власть сегодня стоит перед сложным психологическим выбором: проводить реформы или сохранять популярность.

В чем состоит этот выбор? Не секрет, что реформы проводятся не от хорошей жизни. И часто они связаны с целым рядом еще больших социально-экономических издержек, вызывающих общественное неудовлетворение.

С другой стороны, популярность чаще и легче всего достигается обратным - бюджетными дотациями экономике и социальной сфере.

Проще говоря, реформы проводятся за счет "затягивания поясов", а популярность достигается за счет "проедания". Поэтому власти нужно выбирать: либо раздача благ за счет имеющихся пока (!) ресурсов и получение богатых электоральных урожаев на парламентских выборах.

Либо реформы, проведение которых предполагает непопулярные меры, и, соответственно, плохие электоральные перспективы.

Ситуация обостряется тем, что затягивать с реформами нельзя. Экономика находится в крайне изношенном состоянии. По оценкам специалистов, основные фонды промышленных предприятий устарели на 80%. Требуют модернизации газотранспортная система, "Укрзализныця", телекоммуникационные сети.

В большинстве крупных городов до предела изношена жилищно-коммунальная инфраструктура. Лишь несколько трасс в стране отвечают европейским автодорожным стандартам.

Казалось бы, реформы неотвратимы. Это понимают в обществе, но именно общество часто становится тормозом на пути проведения реформ. Приведем лишь несколько реформаторских попыток власти и реакцию на них со стороны оппозиции и значительной части населения страны.

Во-первых, повышение пенсионного возраста. В стране, где уже сегодня двое работающих содержат одного пенсионера, а скоро это соотношение станет 1:1, пенсионный возраст, безусловно, нужно повышать.

Яркий пример аналогичной ситуации за рубежом - Франция. Конечно, уровень протестов во Франции и Украине не подлежит сравнению, но и у нас это решение вызывает неприятие общества и критику со стороны оппозиции.

Добавим, что повышение пенсионного возраста, очевидно, должно проходить одновременно с комплексной пенсионной реформой. Но этот процесс, так или иначе, будет конфликтным и сложным, вызывая общественное неудовлетворение.

Во-вторых, повышение цен на газ.

Дотирование потребителей может себе позволить лишь государство, само добывающее достаточные объемы газа. Но даже в газодобывающей и газоэкспортирующей России цены на газ для населения неуклонно растут, вслед за ростом цен на рынке.

Очевидно, что реформы не должны и не могут ограничиваться повышением цен и пенсионного возраста. Более того, они должны быть максимально комплексными и проявляться в стратегических законодательных проектах, а не только в тактических решениях. Но без тактических решений тоже не обойтись.

Возникает вопрос о том, какой ценой можно проводить реформы? Допустимо ли при этом идти на понижение, пусть и временное, уровня жизни населения? Допустимо ли проводить реформы, если против них выступает значительная часть общества?

Казалось бы, не допустимо. Противоположный ответ выглядит недемократично. Но только внешне. На практике же любые реформы непопулярны и не могут быть популярны по определению.

Во-первых, реформы меняют устоявшийся порядок вещей. Во-вторых, в ходе реформ приходиться чем-то жертвовать, и социальные группы, интересы которых приносятся в жертву, обязательно остаются недовольны.

И в Англии, и в США во времена экономического кризиса и инфляции жесткие меры Маргарет Тэтчер и Рональда Рейгана не вызывали восторга у населения. Так, кабинет Тэтчер поддержал транснациональные корпорации с британским капиталом, в результате чего сотни тысяч людей остались на улице.

В разгар инфляции и падения доходов большинства населения Англии, в стране вводится новая система муниципальных налогов, которые взимаются в бюджеты территориальных общин с каждого совершеннолетнего британца.

Пожалуй, и решение Рональда Рейгана сократить социальные расходы, которые составляли более половины бюджета США и, отягощая казну, вели к инфляции, также не находили понимания американцев. Однако тогда эти решения Тэтчер и Рейгана привели к подъему экономики и сказались на уровне жизни в дальнейшем.

Не беремся сравнивать США и Великобританию с Украиной в полной мере, но аналогии социально-экономической ситуации и реакции общества на проводимые реформы здесь уместны.

Реформы всегда проводить сложнее, чем зарабатывать популярность за счет популизма и показательных подачек. Первое сложно для власти и дорого для рейтинга.

Второе просто для рейтинга, но дорого для страны.

Какой вариант - популярность или реформы - выберет украинская власть, покажет время.

Алексей Красноперов, политолог, для УП

Колонка – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст колонки не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ній піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора колонки.
Реклама:
Шановні читачі, просимо дотримуватись Правил коментування

Чи насправді буде обмежена робота онлайн-казино після Указу Президента?

Наріман Джелял: історія спротиву

Як оренда держмайна допомагає бізнесу розвиватися та наповнює держбюджет

Похмура річниця: Запорізька АЕС не повинна стати другим Чорнобилем

Убивчий популізм: що не так з тарифною політикою у водопровідній галузі

Як Данія інвестує в успіх України