Останні революції: висновки для України

Середа, 16 лютого 2011, 09:07

Революции в странах арабского мира способны изменить мир. Старый мировой порядок, который строился на принципах Вестфальской международной системы, возможно, в ближайшее десятилетие будет преобразован на фундаментальном уровне.

Связано это с устаревшим подходом в регулировании международных отношений, с формализованным выделением участников международных отношений и с фетишизацией национальных государств (они выступают в качестве основы для геополитического разделения территорий).

Подобная "жесткая" система международных отношений, которая держится, с одной стороны, на хрупких региональных системах баланса сил, а с другой, на условно принятых, всемирных правилах международной политической игры, навязанных западными демократиями после падения советской империи, постепенно отмирает.

Одна из важнейших систем регионального баланса сил западно-арабского мира пошатнулась после начала цепи революций, наиболее заметных в Тунисе и Египте, и менее заметных восстаний в Алжире, Ливии, Марокко и Иордании.

Вопрос стоит остро – что будет, если на востоке, в результате революций, к власти придут исламские фундаменталисты (а это возможно, если выборы будут истинно демократическими и не сфальсифицированными)? И как с подобной угрозой справится запад?

Ведь это событие может стать основой для создания альтернативной ветви развития международных отношений, где главную роль будет играть не плюрализм ценностей при единстве форм управления, а плюрализм форм управления при единстве унифицированных ценностей (в данном случае религиозных).

Тогда существует возможность, что путь развития в рамках либерально-демократической традиции (единственно верный, с точки зрения европейцев), может быть подвинут на второй план "альтернативами" востока.

А Украина будет выполнять функцию буферной зоны, которую ее земли традиционно выполняли на протяжении многих столетий, сдерживая восточных завоевателей, чем позволили Европе развиваться "не так", как развивался остальной мир.

Но в Украине не принято думать о подобных вещах. В Украине принято считать Европу землей обетованной, зоной особого притяжения, приближение к которой стоит любой цены…

Что ж, сосредоточимся на специфике западно-арабских революций, главная черта которых состоит в том, что они, в коммуникационном плане, стали возможными благодаря использованию всемирной паутины – Интернета.

То есть артикуляция интересов представителей разных возрастных групп (был бы марксистом, сказал бы "классов") проходила с помощью "анонимок" и системы оповещения, выстроенной через социальные сети – Facebook, Twitter, YouTube, блоги и тому подобное.

Основу движения в Тунисе, например, составила образованная и безработная молодежь, которая, естественно, выступает за реформирование государства.

Для Украины опыт революций в Тунисе и Египте важен с практической стороны.

Потенциально повстанческое движение очередной "цветной" революции может быть сформировано из молодежной середы. Для этого необходимо агрегировать интересы протестного большинства после проведения реформ (принятия новых кодексов или других непопулярных политических решений).

Составляющими частями этого движения станут: предприниматели, пенсионеры и студенчество, возможно, определенные группы бюджетников.

В подобной ситуации государству необходимо будет контролировать информационные потоки. Поэтому доступ к Интернету сейчас становится основным стратегическим ресурсом, контроль над которым позволит, как успешно провести потенциально возможную революцию, так и успешно защититься от любых акций протеста.

Революции невозможны в тех обществах, где практикуется полный контроль над процессами обмена информацией.

Тактика правителей Украины по сдерживанию митингов сводится к растягиванию во времени процесса реформирования и строительства "Украины для людей".

Новый налоговый кодекс вывел предпринимателей майданы по всей Украине. Новая пенсионная система, возможно, выведет на площади пенсионеров. Дальнейшее реформирование "социалки" может привести к студенческим протестам и протестам бюджетников.

Задача властей в этой ситуации – развести во времени реформы, и тем самым не дать разным слоям общества объединиться в едином протесте. На этой почве (в случае удачного сдерживания) должны появиться новые политические проекты, которые, скорее всего, будут играть значительную роль в отечественном парламенте после выборов 2016 (если ничего не поменяют) года.

Поэтому нам необходимо предельно осторожно относится ко всем нововведениям в законодательной сфере, которые хотя бы потенциально могут привести к увеличению контроля над всемирной информационной сетью.

Подобные действия властей можно, по умолчанию, расценивать как действия, сужающие размеры и без того "узкого" гражданского общества.

Конечно, я рассматриваю сугубо потенциальную возможность революции в Украине, исходя из того, что эта тема является популярной в среде различных координационных советов общественных организаций при политических партиях, которые мы относим к номинально оппозиционным.

О характере такой революции можно с полной уверенностью судить исходя из опыта 2004 года (ментальность народа), однако её последствия не ясны. Смогла ли бы такая революция стать основой для качественного реформирования нашего государства?

Возможно, задача Украины, как государства, как раз и состоит в том, чтобы создать систему, которая бы совмещала и удовлетворяла желания всех участников политического процесса (и "электората", в том числе).

Может, пришло время построить свою "Европу" здесь, не срисовывая институциональный дизайн с европейских государств, а отыскав ту золотую середину, которая может сохранить нашу идентичность и вывести наше общество из социально-политического кризиса, в который мы были загнаны необузданными аппетитами власть имущих.

Андрей Самброс, для УП

Колонка – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст колонки не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ній піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора колонки.
Реклама:
Шановні читачі, просимо дотримуватись Правил коментування

Навіщо потрібен держреєстр осіб, які постраждали внаслідок агресії РФ

Чому бізнесу вигідно вкладати кошти в освіту та хто повинен контролювати ці інвестиції

Як нам звучати у світі? В продовження дискусії про класичну музику

Як жити з травматичними подіями. Поради від психотерапевтки Едіт Егер, яка пережила Голокост, та її внука

Четвертий рік функціонування ринку землі: все скуплять латифундисти?

Перезавантажити адвокатуру: справа Шевчука як індикатор несправності системи