Отримай персональний Сертифікат Клубу УП від

Борці із системою як продукт Системи

Субота, 16 квітня 2011, 09:58

Замечали, как мало среди молодых людей на Украине стало борцов за демократию, свободу и так далее? Борцов наивных, самоотверженных, смелых, горячих и в то же время умных, талантливых, оригинальных, образованных?

Где они все?

Где они на митингах, пикетированиях, манифестациях, забастовках и прочих мероприятиях, проходящих в наших городах, как в провинции, так и в Киеве? – А нет их. Есть только проплаченные молодчики спортивного вида, или же доходяги, пригнанные из ближайшего ПТУ.

Почему, почему так?

Первое, что приходит в голову – мол, разочаровались люди в политике, устали. Все заняты своими делами, кто-то, возможно, запуган... И так далее, и тому подобное.

Конечно, доля истины в этом есть, и доля, наверное, немалая. Однако не львиная.

Главная же причина далеко не очевидна. Более того, она неоднозначна и внутри себя противоречива.

Открылась она мне во время не то спора, не то беседы с одним коллегой, тоже философом. По своим убеждениям он относится к тем людям, которых принято называть националистами. Правда, в его случае национализм довольно умеренный и потому сам он, скажем так, вполне адекватен. Так вот, начал он, по своему обыкновению, рассказывать о диссидентах, и вообще о пострадавших от советской власти за любовь к Украине. Среди прочего – о молодых людях, студентах советских вузов, издававших "антисоветские" газеты, писавших "антисоветские" статьи, стихи. Причем, по его словам, довольно неплохие.

Слушал я его, слушал, и постепенно, не вдруг, созрел у меня в голове вопрос: а с чего вдруг они писали такие качественные статьи, такие высокохудожественные стихи? Да еще в столь юном возрасте?

И тут же и ответ подоспел: а с того, что хорошо их в школе учили, на уроках украинского языка и литературы, например. Да и в институтах тоже. И в университетах. Советских, разумеется. Советские учителя и преподаватели. По советским учебникам. Именно поэтому они, эти молодые люди, умели "литеру складывать" и очень так талантливо обличать преступный советский режим. Другой вопрос, почему они решили направить те знания, которые получили в советских школах и вузах – против того строя, который их создал...

Однако не об этом сейчас речь.

Хочу, чтобы меня правильно поняли: ни в коем случае не хочу опорочить этих прекрасных, говорю без всякой иронии, молодых людей, а тем более – возвеличить Советский Союз. Это для меня, философа, было бы просто непрофессионально.

Я о другом.

Любая система рано или поздно порождает свою внутреннюю оппозицию. Причины этого не всегда ясны. Часто они коренятся в глубинной психологии человека. Однако, как бы там ни было, будучи порождением системы, оппозиционеры, безусловно, в той или иной мере являются ее отражением. Они, так или иначе, характеризуют ту или иную ее сторону.

Диссиденты, которые подрывали советскую систему изнутри, оппозиционеры, "демократы" – все они были взращены советской системой, подготовлены ею.

Именно она дала им образование. Именно советская система сформировала у них, не побоюсь этого слова, тот возвышенный образ мыслей, который побуждал их отстаивать демократические ценности. Пусть и в оппозиции к породившей их системе.

Другими словами, качество оппозиционеров советской системы однозначно характеризует, по крайней мере, качество советского образования.

Естественно, вряд ли кто-то из них осознавал тогда эту такую странную и двусмысленную на первый взгляд связь. Увидеть ее можно лишь на расстоянии и, главное, в сравнении. Это ключевой момент – "в сравнении". Именно в сравнении с тем, что есть теперь, с тем, какие люди сегодня выходят на площади, участвуют в митингах, стоят в пикетах – и можно понять, какова была та система.

Сегодняшняя система – и в Украине, и в России – безусловно, порождает оппозицию. Естественно, речь не об "оппозиционных" политических партиях, являющихся неотъемлемой частью системы – а о действительной оппозиции, то есть людях, чувствующих чуждость системы своим интересам. Однако эта оппозиция мало на что способна. Просто в силу очень низкого своего качества.

Закончу простым, но близким мне, как преподавателю, примером.

Современные студенты или выпускники украинских вузов в высочайшей степени не удовлетворены тем, что происходит в их стране. Однако качество их образования – а именно современная украинская система дала им такое образование, – общий уровень их духовного, да и физического развития таковы, что они просто не способны на сколь-нибудь активное, действенное оппозиционирование.

Хотя бы потому, что они не умеют грамотно писать, не могут зажигательно, вдохновенно и просто красиво говорить – так как умели их сверстники, жившие в советские времена.

В них нет высокого горения, нет стремления к высшему – как бы оно ни называлось – свободе, демократии или независимости.

Просто потому, что их этому не научили. В них этого не пробудили.

Именно поэтому, сегодня студенты на Украине – это не та активная, деятельная масса, которую так легко всегда было поднять на решительные действия. Именно поэтому, среди студентов сегодня так мало активистов. Именно поэтому, студенческое самоуправление, разросшееся буйным цветом за первые 10-15 лет украинской независимости, сегодня практически заглохло. Ведь расцветало оно тогда, когда система образования, доставшаяся по наследству от советских времен, еще хоть как-то работала, но уже появились "свобода" и "демократия".

Именно поэтому они сегодня не способны на что-то подобное "Украине без Кучмы".

Именно поэтому, сегодня на митингах, пикетированиях и прочих подобных мероприятиях чаще всего можно встретить проплаченных молодчиков спортивного вида, или же доходяг, пригнанных из ближайшего ПТУ.

А не студентов украинских университетов.

И именно потому, что современная украинская система породила такую оппозицию – эта система, не смотря на всю ее коррумпированность и неэффективность, до сих пор продолжает существовать...

Александр Швырков, кандидат философских наук, СумГУ, специально для УП

Колонка – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст колонки не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ній піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора колонки.
Реклама:
Шановні читачі, просимо дотримуватись Правил коментування

Плани щодо підняття податків – вигоди та наслідки

З прицілом на майбутнє. П'ять висновків нашої війни для воєнної доктрини НАТО

Співоплата медичних послуг в Україні: проблема чи рішення?

"Треба було зникнути". Як окупанти примушують вчителів працювати за російськими програмами

Зберегти розвиток в стратегії виживання: можливості культурної дипломатії

ІПСО – чому про них говорять та звідки взялися?