Держава чи квазідержава

2365 переглядів
Понеділок, 01 серпня 2011, 18:17
Олександр Мучник
Інститут демократії та прав людини, заслужений юрист України

Государство – это организация, которую люди создают ради защиты своих естественных, основных прав. Способы и порядок деятельности державы по их защите находят своё отражение в Конституции страны.

Но государство творят люди.

Держава – это всегда зеркало, в котором отражаются подлинные нравы, традиции и стереотипы поведения её населения. Тем самым государство является продолжением менталитета своих создателей.

Стереотип поведения людей в повседневной жизни трансформируется в стандарт отношений между государством и человеком. Поэтому государство и ведет себя по отношению к нам по тем же нравственным лекалам, по которым мы выстраиваем отношения между собой.

В этом смысле можно смело заявить: государство – это мы!

Если в процессе совместного бытия люди проявляют доброжелательность, благородство, сердобольность и склонность к созиданию, то итогом их усилий будет демократическое, правовое и социальное государство. Таковое без тени сомнения становится Отечеством для своих граждан.

Если стереотип поведения обитателей той или иной территории отличается подлостью, алчностью, склонностью ко лжи и предательству по отношению друг к другу – можно смело заявить, что созданное ими государственноподобное образование будет петлей на шее своих налогоплательщиков. Таковое не уважает достоинство, не оберегает свободу, не чтит права человека: посему не вправе признаваться государством в правовом смысле этого слова.

И, дабы не путаться в понятиях в контексте данной статьи, оное именуется квазигосударством.

Квазигосударство – это своеобразный муляж, суррогат, подделка под государство.

Иными словами, в стране есть учреждения, которые формально именуются так же, как их прототипы в цивилизованных странах: парламент, правительство, суды, прокуратура, полиция, армия и так далее. В реальности они не соответствуют своему конституционному предназначению, поскольку не стоят на страже прав человека. Конституцию они обрекают на фиктивность, национальное достояние – на разграбление, нацию – на вырождение.

Будем откровенны: Украина не является правовым государством, как это провозглашено в 1-й статье Конституции.

Является ли она независимой? Пожалуй, да. Но только от прав человека. А без них она не может именоваться демократической.

О её социальном качестве и говорить не приходиться: население ускоренными темпами вымирает, эмигрирует, падает жертвой опасных эпидемий.

Посему, как это ни прискорбно признавать, но под углом зрения прав человека Украина – квазигосударство.

В чём причина столь плачевного положения вещей? Не в злой воле тех или иных власть предержащих. Они – плоть от плоти своего народа, а потому ничуть не лучше и не хуже других. Причина в ином: в менталитете обитателей этой территории.

Последнее становится очевидным, когда судьба-злодейка возносит кого-либо из них на олимп власти. Там они продолжают вести себя в полном соответствии со своим менталитетом. Его содержание уже давно не тайна – повсеместное хамство.

В своё время об опасности прихода к власти носителей оного предупреждал писатель и религиозный философ Дмитрий Мережковский. В статье, увидавшей свет в 1905 году под весьма символическим названием "Грядущий хам" он, как бы предвосхищая будущее, отмечал: "У этого Хама в России – три лица. Первое, настоящее – над нами, лицо самодержавия… Второе лицо прошлое – рядом с нами, лицо православия… Третье лицо будущее – под нами, лицо хамства, идущего снизу – хулиганства, босячества, черной сотни – самое страшное из всех трех лиц".

Во весь свой зычный голос коллективный Хам гаркнул в октябре 1917-го. Именно его голос стал решающим в определении дальнейшего хода исторических событий.

Некогда писатель Владимир Набоков, читая лекции в университетах США, бился над проблемой пояснить студентам-славистам суть труднопереводимых русских слов: "интеллигенция", "пошлость", "мещанство" и "хамство". Говорят, с трудом, но смысл первых трёх он до слушателей всё-таки довёл, а вот в попытках растолковать суть такого понятия, как "хамство", признал своё поражение.

Думается, что одной из причин фиаско выдающегося знатока русской литературы стало полное незнание российской действительности: Набоков покинул страну до того, как хамство стало образом мысли, стилем жизни, в конечном итоге – сутью национального характера.

Вместе с тем под хамством следует понимать самую бесцеремонную, беспардонную и циничную форму унижения человеческого достоинства, сопровождаемую полным неведением последствий содеянного.

В просторечии таковое обрело вообще неподдающееся переводу понятие – жлобство.

Увы, именно это явление стало неотъемлемой частью бытия большевистской империи. Примеров в нашей истории не счесть. Но для иллюстрации приведу лишь два: один – из истории СССР, другой – из новейшей истории Украины.

В своё время известная советская актриса Татьяна Окуневская, женщина редкой красоты и неотразимого очарования, в 1948 году была подвергнута аресту. Впоследствии на её долю выпали тяжкие испытания тюрьмами и лагерями.

До оных она была популярной актрисой, избалованной вниманием поклонников из круга весьма влиятельных представителей советской номенклатуры. В их числе ей запомнился и министр государственной безопасности СССР Виктор Абакумов.

Доведенная до отчаяния своим плачевным положением, она решилась на письмо с мольбой о помощи. Написанное в обход лагерной администрации, оно дошло до адресата.

И вот однажды невидимая рука извлекла её из лагерного ада, доставив в Москву, на Лубянку, прямо в кабинет Абакумова.

Он вышел ей навстречу, поцеловал руку – так, словно дело было на каком-нибудь праздничном банкете. В глубине был уже накрыт стол на два куверта: коньяк, шампанское, фрукты, пирожные... Абакумов сделал актрисе приглашающий жест, сел напротив нее, разлил вино в бокалы. Помянули прошлое. Актриса уже уверовала, что все её мытарства позади. Наконец, министр, оставив светскую тему, заговорил о деле.

"Я прочел ваше письмо, – сказал он. – Неужели все, о чем вы там пишете, – правда?

– Правда, – подтвердила актриса.

– И вас действительно били? – спросил нарком.

– Били, – снова подтвердила она.

– А как тебя били? – спросил нарком. – Так?

И он дал ей кулаком в зубы.

– Или так?

Последовал еще один зубодробительный удар.

– Или, может быть, так?..

Натешившись вволю, нарком вызвал охрану. Избитую, окровавленную актрису унесли. Бросили в камеру, а спустя несколько дней отправили назад, в зону".

В 1954 году Окуневскую освободили, а Абакумова расстреляли. Физически он закончил своё бытие, но его дух и далее продолжал бродить по коридорам власти СССР.

А, судя по обстоятельствам трагической гибели Георгия Гонгадзе – и "независимой" Украины тоже.

Два этих, на первый взгляд, абсолютно не связанных между собой примера, в действительности, имеют одну общую основу: менталитет народа, породившего, поддерживавшего и восхвалявшего государство, которое руками своих многочисленных чиновников измывалось, истязало и убивало своих граждан.

Украина – осколок Архипелага ГУЛАГ, осколок империи зла.

Объявив себя формально независимой от последней, она фактически осталась в полной зависимости от хамства. Хамства, которое во всей неприглядности явило себя в ксенофобии, алчности, лживости и жестокосердии своих обитателей. Произошла лишь смена брендов: лозунг "Слава Украине!" вырос на месте "Слава КПСС!"

Посему, дав себе труд поразмыслить над мудрым изречением: "Маємо те, що маємо!", мы должны честно признать: имеем квазигосударство.

И не расстанемся с ним до тех пор, пока не начнём по капле выдавливать из себя злополучное хамство.

Конечно, выдавливать из себя суть национального характера – занятие не столь приятное, как вытеснять из страны представителей других национальностей. Но деваться некуда: начинать всё равно надо с себя.

Иначе на каком-то этапе истории можно оказаться в удручающем положении "титульной квазинации"!

Александр Мучник, президент Института демократии и прав человека, заслуженный юрист Украины, специально для УП

powered by lun.ua
Великі сподівання: чого чекає бізнес від Зе!команди
Для бізнесу принциповим лишається продовження реформ, призначення на ключові посади людей з чистою репутацією і дистанціювання олігархів від державної політики.
Навіщо культурі історії успіху
Коли європейці чують про мультидисциплінарні фестивалі, зроблені мультидисциплінарними людьми, то сприймають таку інформацію як щось неймовірне й, чесно кажучи, невиправдане.
У Порошенка оголосили терміновий конкурс до ЄСПЛ. Щоби призначити "свого" суддю?
В адміністрації президента дали лише тиждень на подання заявок на посаду судді ЄСПЛ. Існує високий ризик, що сформований таким чином список суддів ПАРЄ просто заверне, як це було в 2009 році...
Бездіяльність знищує рейтинг влади та економіку: п'ять викликів для нового президента
Народ хоче знати, коли припиняться будівельний хаос, тіньовий гральний бізнес, незаконне вирубування лісів, видобування бурштину, і що буде з Приватбанком.
Ціна Brexit: скільки коштуватиме економіці вихід Британії з ЄС
Жорсткий Brexit здатний практично позбавити єврозону незначного зростання ВВП в найближчі два роки. Нинішня невизначеність при цьому лише посилює економічні ризики для ЄС.
25 на 75: час припинити ділити
Коли результат виборів уже відомий, питання про те, як і куди каналізувати накопичену агресію, все ще залишається відкритим. Просто проігнорувати його вийде ані в переможця, ані у переможеного. У чому саме криється небезпека теперішнього розколу? (рос.)
Путін несподівано пішов на захоплення Донбасу?
У спрощенні для українців процедури прийняття до громадянства РФ можна легко помітити спробу продовження активно повзучої окупації. Адже з шаленою популяризацією української мови всередині держави, а також отриманням автокефалії ПЦУ, ясна річ, що воєнну агресію вже не виправдаєш ані захистом російськомовного населення України, ані православних московського патріархату.