Росія очима антикризового менеджера

Четвер, 29 грудня 2011, 10:10

Декабрьские выборы в России показали, что политическая система страны находится в кризисе. "Модель, которая верой и правдой служила нашему государству в последние годы, неплохо служила, она себя исчерпала", – это слова президента.

Уже с уверенностью можно сказать, что в ближайшем будущем страну ждут серьёзные изменения. Какие? Это во многом зависит от того, сможет ли общество вновь стать единым целым.

Разрушающая сила любого кризиса лежит в дроблении общества на части. Известно, что "дом, разделившийся сам в себе, не устоит". Причём устранение причины, из-за которой разделение началось, к автоматическому объединению общества не приводит: разбитую чашку нужно клеить.

И ключевой фактор преодоления кризиса – отыскать "точку объединения", то, вокруг чего общество могло бы вновь объединиться: общую идею, общую цель, хотя бы общего врага. Без точки объединения преодолеть кризис невозможно.

Сегодня камнем преткновения стала уже явная всем истина, что большинство управляющих страной людей используют данные им полномочия и возможности исключительно для решения своих личных задач, а страна и народ им совершенно безразличны.

Очевидно, что с таким руководством страна развиваться не может. Это и есть причина протестных настроений и митингов. Да, есть и раскачивающие ситуацию провокаторы. Но большинство искренне хочет и для себя, и для России блага.

Появление этого блага всё чаще связывают с приходом во власть новых людей. И это правильно. Но сам процесс обновления власти связан с реальными и очень серьёзными рисками, которые сбрасывать со счетов, пожалуй, не стоит.

Во-первых, высока вероятность того, что новые люди будут такими же, как и старые, только хуже. Потому что сегодня власть притягательна не для стремящихся к служению, а для "ищущих своего" людей.

А во-вторых, и сейчас во власти есть честные и небезразличные люди, которые служат своему народу и своей стране (на них-то всё и держится и, как показывает практика последних лет, при изменениях их гонят в первую очередь).

Не будет преувеличением сказать, что все думающие и болеющие за страну (и во власти, и в оппозиции) сходятся в следующем: если во власти будут люди, служащие стране, это будет гораздо лучше, чем если во власти будут люди, работающие исключительно на себя. Люди, которые видят смысл всей своей деятельности в использовании ресурсов страны в своих интересах.

Это и есть одна из немногих реально возможных сегодня точек объединения общества.

Будем честны, отличить небезразличных и стремящихся к служению людей от жуликов и воров не представляется возможным. Но в этом нет проблемы. Не нужно одних отличать от других.

Нужно создавать условия, в которых бы пришедшие служить оставались во власти, а остальные уходили. Нужно для людей, "ищущих исключительно своего", сделать власть неинтересной. Власть – это служение, тяжёлый труд, а не источник неограниченных ресурсов.

Создать такие условия на самом деле не очень сложно. Для этого достаточно, чтобы центрами принятия решений по ключевым вопросам стали не отдельные чиновники, а группы развития, состоящие из двух-трёх взаимодополняющих друг друга руководителей, перед которыми стоит та или иная сложная, комплексная, лично значимая для каждого задача, решить которую можно лишь вместе.

Члены группы совместно распоряжаются доступными группе ресурсами и несут солидарную ответственность за решение стоящей перед группой задачи.

Это внешне простой ход объединит общество и обеспечит быстрое и стабильное развитие страны.

Ведь корень  проблемы – в природе человека – ему свойственно ставить личные цели выше общественных. И этой природы не изменить.

Природа же группы развития такова, что её "личная" цель это, одновременно, есть и цель общественная, так как группа именно для этого и собралась. То есть суть и смысл деятельности группы – служение обществу.

Если группа собралась из людей, предрасположенных к служению, то возникает синергия и эффективность работы группы становиться на порядок выше эффективности отдельных людей.

Но даже если группа собралась из "ищущих своего", то это будет лишь тактическое поражение: очень скоро суть составляющих подобную группу людей будет ясна каждому.

Группа из "ищущих своего" крайне нестабильна и склонна к разрушению, а группа из предрасположенных к служению – чрезвычайно устойчивое образование. Поэтому количество настоящих групп развития будет постоянно расти, а число лишь кажущихся такими – постепенно, но неуклонно снижаться.

Налаживая друг с другом рабочие связи, группы развития постепенно сформируют в стране стабильную, обладающую синергетическим эффектом систему управления.

В процессе формирования групп развития главное – опереться на небезразличных людей, которые всегда, в любой организации есть. Основные шаги, необходимые для появления и работы группы, таковы:

- постановка комплексных задач вместо их декомпозиции;

- находящийся в общем управлении бюджет, необходимость единогласного принятия ключевых решений;

- солидарная ответственность, в том числе, в случае выявления в деятельности группы уголовно наказуемых деяний – ужесточение уголовной ответственности как для "организованной группы лиц".

Очевидно, что группы развития могут формироваться и действовать в существующем правовом поле. И именно постепенная передача принятия решений от отдельных руководителей к группам развития может выступить механизмом объединения общества; и не просто объединения, а появления синергии взаимодействия всех его сил и, как следствие, быстрого развития страны, укрепления её экономики и благосостояния жителей.

В заключении хочется отметить следующее. Практика антикризисного управления в коммерческих структурах показывает: конечно, процесс образования и функционирования групп развития связан с определёнными трудностями. Но результат превосходит любые ожидания и позволяет выйти победителем из, казалось бы, совершенно безнадёжных ситуаций.

Илья Скирневский, группа "Омега", для УП

Статья написана при участии Романа Буртового, Андрея Дмитриева

Колонка – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст колонки не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ній піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора колонки.
Реклама:
Шановні читачі, просимо дотримуватись Правил коментування

Реформа БЕБ: чи зможе бізнес ефективніше захищатися від свавілля в судах?

"Мобілізаційний" закон: зміни для бізнесу та військовозобов'язаних осіб

Чому "Азов" досі не отримує західну зброю? 

Навіщо потрібен держреєстр осіб, які постраждали внаслідок агресії РФ

Чому бізнесу вигідно вкладати кошти в освіту та хто повинен контролювати ці інвестиції

Як нам звучати у світі? В продовження дискусії про класичну музику