Лицемірство виборів

Середа, 21 березня 2012, 12:01

В рамках теории рационального выбора, которая сейчас доминирует в сознании западных политических исследователей, мотивы электорального выбора – пресловутая рациональность – выносится за скобки. Исследователи "политического", работающие в вышеуказанной парадигме, утверждают, что рациональность далеко не всегда очевидна, но мотивы поведения граждан в демократических моделях политики являются рациональными, если они, граждане – могут дать им объяснение.

Иными словами, возникает следующая ситуация: человек выбирает рационально, основываясь на своем персональном видении преимуществ и недостатков выбора.

Так, рациональным будет выбор, при котором гражданин продает свой голос за 200 гривен на выборах: он получает фиксированную денежную ставку и может считать её в полной мере оправданной.

Рациональным будет и выбор пенсионеров, голосующих за КПУ. Помню, одна знакомая пожилая женщина объясняла мне, что она голосует за КПУ "по старой памяти", "за то, что тогда было". С точки зрения здравого смысла, подобное объяснение разумным отнюдь не является. Однако с точки зрения теории рационального выбора оно ещё как рационально: гражданин отдает свой голос политической силе, которая декларирует совершенно безумные популистские лозунги. Если человек находит в акте голосования за КПУ бонус самоудовлетворения, то для него этот поступок вполне рационален.

Разговор о зависимости политического выбора и максимальной пользы, которую граждане могут получить от кандидата, не случаен: грядут выборы 2012 года, и хотелось бы показать, на что стоит ориентироваться отечественным избирателям. Что конкретно они могут получить от политической кампании, в особенности, от выборов, проходящих на плоскости мажоритарных округов?

"Гречка" уже вышла из моды, и если долгими годами не подкармливать "бабушек" на округе пайками, то результата эта технология не даст.

Одно дело – Черновецкий и его фонд по поддержке неимущего населения, который продолжительное время вбрасывал помощь в округ, а другое дело – политик, который за 2-3 месяца до выборов начинает активно разносить продуктовые пакеты. Люди, конечно, брать будут, но политику это значительных электоральных баллов не принесет.

Эта техника потеряла свою актуальность даже в Киеве, несмотря на то, что именно там она получила наибольшее распространение. Так что, если со 100 вложенных долларов при помощи гречки в Киеве будет возвращаться 5 – то это хороший результат.

В других регионах Украины граждане не столь "затравлены" техникой прямой покупки голосов, но надеяться на то, что благодаря "электоральному ломбарду" у политика повыситься рейтинг – не стоит.

Человек, принимающий "дар", прекрасно понимает, что поступает плохо и неправильно, продавая собственный голос. Обрывки внутреннего голоса долетают до сознания избирателя в виде неясного раздражения совести, и он, в конечном итоге, преисполненный неприятным грузом на душе, голосует за другую политическую силу. Голосует из принципа, голосует "назло".

Но покупка голосов на выборах – это примитив, атавизм, от которого очень скоро не останется и следа.

Важнее разобраться в возможностях заключения чего-то наподобие "социального контракта" между избирателями и кандидатом-мажоритарщиком.

Во-первых, этот "контракт" дает избирателям возможность в очень сжатые сроки решить большое количество инфраструктурных и жилищных проблем в районе до выборов. Во-вторых, этот "контракт" дает потенциальную возможность лоббировать интересы избирательного округа в парламенте уже после выборов. Второй пункт возможен лишь при совпадении двух составляющих: кандидат не должен быть "десантником" – он должен быть жителем этого округа, также кандидат должен быть хозяйственником, в лучшем случае – крупным бизнесменом.

Это мы, все такие "умные", пишем в интернетах, что "народные депутаты должны заниматься законотворческой деятельностью". Народ Украины думает немного по-другому: он ассоциирует депутатов, которые будут идти по мажоритарным округам, с "волшебными палочками", способными поставить на место местную власть.

Поэтому бизнесмены-хозяйственники будут пользоваться предпочтением у отечественного избирателя практически по всей территории Украины.

Что же касается кандидатов от объединенной оппозиции, то им будет очень непросто доказать свою способность решать конкретные проблемы избирателей до выборов.

С одной стороны, даже сейчас в оппозиции есть личности, финансовые ресурсы которых позволяют вести кампанию "хозяйственника". С другой стороны, оппозиционные кандидаты ещё в большей степени, чем власть, будут пытаться экономить деньги на избирательной кампании, а, следовательно, играть роль ярых борцов, которые улучшат жизнь всех и вся, но только после попадания в парламент.

Подобные обещания "выберите – а уже потом поговорим" в самых разных формах и проявлениях должны восприниматься избирателями как попытка безбилетного проезда в "частном транспорте", который, кстати, именно избирателю и принадлежит. Ведь если будущий депутат даже не в состоянии починить крыши, подлатать дороги, вставить лампочки и хорошенько наехать на местных коммунальщиков за все их прегрешения и хамство – то такой депутат уж точно не будет думать о "своём родном округе" после победы на выборах.

Ещё с большей осторожностью избиратели должны относиться к заявлениям кандидатов из команды ПР, и, в первую очередь, тут стоить вспомнить о восточной части нашей страны.

Если вас убеждают голосовать "за дальнейший расцвет наших городов и сёл", а Вы про этого кандидата никогда и не слышали, то знайте – вас просто пытаются развести на голос и за ваш счет обеспечить проход ещё одного регионала в парламент.

Собирая все вышеизложенные идеи, можно вывести образ "идеального кандидата" на основе не изменчивой рациональности, а прагматичного и приземленного здравого смысла.

Итак, идеальный кандидат, в самом общем случае, должен быть:

– новым, "не приевшимся" человеком в округе с хорошей партийной историей. Это значит, что кандидат не должен был на протяжении всей своей политической карьеры менять партии, как перчатки, для таких ребят оставили возможность баллотироваться по списку;

– бизнесменом со связями – количество денег в нашей стране прямо пропорционально связано со степенью влияния. "Голый" кандидат сможет победить на выборах только в своих мечтах или мечтах отечественной интеллектуальной элиты;

– хозяином – кандидат должен быть способен навести "порядок" в округе. Тут можно говорить как о ремонте дорог, который можно обеспечить при помощи лоббирования интересов административной единицы, так и о влиянии на местные власти при решении спорных вопросов аренды земли, соблюдения экологических норм деятельности различных предприятии и многого другого.

Составленный образ раскрывает средний запрос на политиков по Украине, который регионально практически не отличается.

К большому сожалению, кандидаты, которые будут близки к образу "идеального", появятся лишь в больших городах, где возможность лавирования бизнеса намного выше, чем в провинциальных регионах.

Стоит ли говорить о том, что ждать появления "новых" напрасно? Наверное, стоит, ибо все "новые" политики, которые обладают бизнесом и могут войти в образ "хозяина", побывали в рядах как минимум одной партии. Хорошо, если это была небольшая партия, которая не смогла навеки поставить на человека клише. В противном случае, шансы такого "нового" политика выиграть выборы стремительно приближается к нулю.

Поэтому избирателям стоит четко понимать, что именно они могут получить от кандидата в народные депутаты, который будет идти по их округу:

– одноразовый паек от несостоявшегося "хозяина", который депутат отработает через откаты, находясь в парламенте;

– пустые разговоры необеспеченных оппозиционеров;

– слащавую риторику власти, точечно сдобренную "добрыми делами";

– или "социальный контракт" от "нового" кандидата.

Как по мне, последний вариант лучший. Ведь в идеале "социальный контракт" – это джентльменское соглашение между кандидатом и избирателями округа, где четко оговорены объемы работ, которые должен выполнить кандидат до даты выборов, и оговариваются несколько больших проектов, которые кандидат обязуется запустить до выборов, а закончить уже после их проведения.

В противном случае – без поиска новых лиц избиратель вообще рискует получить только пустые обещания и дополнительную дозу разочарования.

Выбор мажоритарного кандидата по партийному признаку ни к чему хорошему не приведет – избиратели просто останутся "с носом".

Выборы – слишком редкая штука для украинского избирателя, чтобы игнорировать возможность улучшения жизни здесь и сейчас.

Андрей Самброс, специально для УП

Колонка – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст колонки не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ній піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора колонки.
Реклама:
Шановні читачі, просимо дотримуватись Правил коментування

Український бізнес і ветерани готові до спільних дій

США або ЄС? Як підприємцям обрати ринок для масштабування?

Чому переходом від військової служби до цивільного життя треба займатися до завершення війни?

Надія на сонце. Як відновлювана енергія допоможе Україні

Уряд Єрмака

Держава починає фінансування індустріальних парків