Шантаж - не шлях до Стокгольмського арбітражу

7 переглядів
Середа, 30 січня 2013, 13:29
Андрій Миселюк
політолог, директор Інституту соціально-політичного проектування "Діалог"

Огромный счет "Нафтогазу" в $7 миллиардов от российского "Газпрома" – чистой воды шантаж разбирательством в Стокгольмском арбитраже: обращаться туда боятся обе стороны. 

Известие о том, что "Газпром" 27 января выставил нашему "Нафтогазу" счет в $7 миллиардов за невыбранные в 2012 объемы поставок, заставило многих комментаторов в Украине говорить о возможности "третьей газовой войны".

Однако достаточных оснований для такого рода предположений на сегодняшний день нет.

Точнее назвать выставленный счет шантажом – "Газпром" шантажирует "Нафтогаз" возможностью прибегнуть к разбирательству в международном арбитраже, хотя и российский газовый монополист, и его украинский партнер на самом деле опасаются такого разбирательства.

И обе стороны будут воздерживаться от обращения в Стокгольмский арбитраж столько времени, сколько будет возможно.

О причинах этих опасений говорилось неоднократно – высокая степень вовлеченности в непрозрачные газовые схемы высокопоставленных чиновников обеих стран.

Поэтому у них срабатывает инстинкт самосохранения – ни одна из сторон не хочет рисковать.

Ведь если конфликт зайдет слишком глубоко, то при обращении в международный арбитраж могут вскрыться весьма неприглядные факты глубоко законспирированных двусторонних газовых схем.

Этого в одинаковой степени стремится не допустить на практике ни руководство Украины, ни России.

Если бы дело обстояло иначе, чрезвычайно заинтересованная в пересмотре условий газового договора 2009 года украинская сторона уже давно бы обратилась в международный суд.

Но успешные примеры целого ряда европейских стран, выигравших суды у "Газпрома", в обозримом будущем в Украине могут пригодиться лишь разного рода теоретикам разрешения газовых споров в международных инстанциях – юристам, некоторым оппозиционным политикам и так далее.

На практике же эти вопросы всегда обсуждаются и решаются "подковёрно", в этом real politik по-украински.

Даже сейчас, когда российская сторона предъявила Украине не подъемный счет, министр иностранных дел Кожара предлагает сохранить существующее положение вещей и "договориться вне судебных процедур как стратегические партнеры"...

Поэтому называть выставленный штраф поводом к газовой войне не приходится.

Этот штраф является элементом другой, более масштабной игры, нежели дважды с успехом опробованное "Газпромом" перекрывание газового вентиля.

Причем в этой игре тон и повестку дня однозначно определяет Москва – к сожалению, двусторонние отношения с Россией при президенте Януковиче со стороны официального Киева остаются не оформленными и в этом направлении даже не озвучены национальные приоритеты Украины. Не говоря уже об их последовательном отстаивании.

Российское руководство – реалисты. И президент Путин, чью линию последовательно реализует "Газпром", хорошо знает, что:

1) президент Янукович по своей воле ни за что не даст добро на вхождение в Таможенный союз;

2) загонять украинского лидера в глухой угол нельзя.

Поэтому как реалист, много лет успешно реализующий газовые схемы от Атлантики до хутора Михайловского, российский президент счетом в $7 миллиардов предлагает своему украинскому коллеге вступить в торги.

Или, выражаясь дипломатическим языком, найти взаимоприемлемое и взаимовыгодное решение для обеих сторон.

Таковым решением российская сторона видит получение в собственность украинской ГТС.

Это тот актив, который Кремль интересует в первую очередь, так сказать minimum minimorum реальных московских ожиданий в длительной и сложной эпопее переговоров об интеграции Украины в Таможенный союз.

Кроме того, как отмечает директор энергетических программ центра "Номос" Михаил Гончар, "согласно некоторым данным, результаты оценки стоимости украинской ГТС (они разные), удивительным образом совпадают с суммой в $7 миллиардов. Эта цифра близка к сумме счета за недобор газа украинской стороной".

Москва последовательно идет к достижению своей цели. Точно так же она действовала и в Беларуси.

Сначала были долгие уговаривания бацьки Лукашенко, чтобы тот добровольно отдал свою трубу. Затем – как минимум отсутствие помощи "братской стране" и партнеру по Таможенному союзу во время мощнейшего экономического кризиса в 2011.

Более того, есть мнение, что этот кризис в Беларуси был напрямую организован Россией.

Результат: Россия получила в собственность ГТС Беларуси, бацька на несколько ближайших лет – до повышения "Газромом" внутренних цен до уровня мировых – дешевый газ.

В случае с Украиной, конечно, организовать такой кризис при всем желании северо-восточный стратегический партнер не смог бы – не те масштабы. Но заставить лишний раз понервничать Европу угрозой зимнего газового конфликта с Украиной в преддверии февральского саммита Украина-Евросоюз Москве вполне по силам.

Тем более, что масштабными пропагандистскими кампаниями "Газпрома" 2006 и 2009 годов в сознании европейского обывателя прочно закреплен постулат: "Мы дважды мёрзли холодными зимами из-за Украины".

Таким образом, российской стороной фактически назван предмет притязаний Москвы – газотранспортная система Украины. "Братское" пожелание подкреплено солидным счетом в $7 миллиардов.

Ответ официального Киева на российские предложения, скорее всего, последует уже в феврале: украинская сторона опять по традиции выступила в качестве ведомой в двусторонних отношениях и не готова оперативно реагировать на этот прогнозируемый шаг Москвы.

И вполне возможно, что Киевом будут предложены уступки совершенно в других сферах.

Потому что отечественную ГТС украинское руководство готово передавать. Но не России, а приближенным отечественным олигархам. Для чего и заявлено было в прошлом году о реформировании и реорганизации "Нафтогаза".

Вне зависимости от того, какой именно будет реакция Киева, приходится констатировать, что определенных тактических целей со своим штрафом Москва уже достигла.

Теперь любой иностранный инвестор, которому поступит предложение инвестировать в модернизацию украинской трубы или отечественных ПХГ, будет вынужден много раз хорошо подумать.

И на 99% откажется. Потому что к обладателю актива выставлен многомиллиардный иск. А разбираться в том, насколько иск является реальным – никто из инвесторов уже не будет.

Андрей Миселюк, Институт социально-политического проектирования "Диалог", специально для УП



powered by lun.ua
Конфлікт із минулого: як історія розсварила двох ключових союзників США
Конфлікт між Південною Кореєю та Японією набирає обертів, вже ставши загрозою для стабільності у регіоні. Особливо на тлі самоусунення США від проблем своїх союзників.
На фінансування партій у 2020 передбачено понад 1 мільярд гривень. І це нормально
Яку частку державного фінансування мають отримати парламентські та позапарламентські партії на статутну діяльність у наступному році?
Реальний трикутник влади
Суд є частиною рівностороннього трикутника, який складається з судової, законодавчої і виконавчої влади – це так звана trias politica. А значить, суди повинні працювати у взаємодії з іншими гілками влади. (рос.)
Запобіжники земельної реформи: як вони працюють у ЄС
Метою запровадження ринку землі повинно стати залучення широких верств українців у фермерство задля збільшення кількості економічно самодостатніх громадян. Чи розуміє це уряд?
Хто такі удмурти та де та Удмуртія? Пам'яті Альберта Разіна
РФ послідовно дискримінує удмуртську мову, перешкоджаючи створенню повного циклу середньої освіти удмуртською, а з 2019 року удмуртську мову виключено з переліку обов'язкових предметів УР.
Як Рада дозволила звільняти держслужбовців за забаганкою міністрів без вагомих підстав
Відтепер будь-якого державного службовця керівник зможе звільнити дуже швидко і без будь-якого пояснення/аргументації.
Облікова ставка НБУ: чи саме це ключ до дешевих кредитів?
Національний банк України знизив облікову ставку до 16,5% річних з 6 вересня 2019 року. Чи варто чекати дешевших кредитів від банків?