Пити чи не пити

Понеділок, 11 листопада 2013, 10:37

Вопросительный знак после фразы "Пить или не пить" отсутствует не случайно – хотя, быть может, только временно. Очень может быть, что скоро такой вопрос возникнет, хотя бы в формате "Когда пить?"

В парламент внесен законопроект, усложняющий продажу алкоголя и табака.

В частности, предлагается ввести запрет на розничную продажу алкоголя, пива и сигарет с 22:00 до 8:00, лицам моложе 21 года, гражданам в нетрезвом состоянии, а также на автомобильных заправках. Отпускать на разлив алкоголь и пиво рекомендуется исключительно в ресторанах, барах, кафе или специализированных магазинах.

Как сообщает "Коммерсант", законопроект, ужесточающий продажу алкоголя и сигарет, зарегистрировали в Раде три народных депутата фракции КПУ — Александр Присяжнюк, Сергей Баландин и Олег Буховец. Они предлагают запретить продажу алкоголя с 22.00 до 8.00, а также на автомобильных заправках и лицам в состоянии алкогольного опьянения. Кто и каким образом будет определять степень опьянения покупателей, авторы не уточняют.

Предлагается запретить продажу алкоголя, пива и сигарет лицам младше 21 года – сейчас ограничение действует для лиц младше 18 лет, – а также в радиусе 300 м от территорий школ и детских садов – сейчас подобного ограничения не существует.

Эксперты опасаются, а простые обыватели предполагают, что принятие законопроекта приведет к подпольной продаже алкоголя.

Приятно видеть, насколько разные политические силы прислушиваются друг к другу.

Коммунисты, например, взяли на вооружение лозунг "тому що послідовний", и с успехом воплощают его в законотворчестве, внося в парламент уже апробированные в соседней России законы. Нормы, значительно ограничивающие продажу алкоголя в ночное время, появились в РФ еще в 2011 году, а теперь, с легкой руки 3 народных депутатов от КПУ, могут быть внедрены и в Украине.

Рунет не перестает обсуждать этот вопрос до сих пор, главные посылы предсказуемы и, наверняка, будут актуальны и для Украины:

1. Кто ищет, тот всегда найдет: если круглосуточные супермаркеты в Киеве практически вытеснили бабулек, которые еще лет 5 назад активно торговали ночью сомнительным спиртным и сигаретами поштучно – теперь у этого "малого бизнеса" появится второе дыхание. Можно вспомнить еще советскую практику покупки водки у таксистов и так далее.

2. Люди вполне способны начать пить больше, а не меньше: спиртное будут покупать днем "про запас". Запас – штука опасная. Если в доме была одна бутылка и она выпита, может быть, кто-то и не захочет бежать ночью за добавкой. Если же их изначально две, остановиться на первой гораздо сложнее.

3. Магазины будут вынуждены оборудовать специальные отделы с алкоголем и сигаретами, которые можно было бы закрывать в 22:00 – то есть, понесут определенные затраты. Поскольку снижение прибыльности розничные сети не рассматривают в принципе, эти затраты явно будут компенсированы за счет роста цен. Причем не только на алкоголь и табак, чтобы не отпугнуть соответствующих покупателей, которые всегда выгодны для магазина, – а и на все остальные товары, имеющие несчастье продаваться в том же магазине. Например, на безобидные йогурты.

4. Если магазины, известные в народе под ласковым названием "разливайки", больше не смогут официально продавать спиртное на разлив, они автоматически избавятся от необходимости покупать алкоголь "официально", хотя вряд ли избегут соблазна наливать из-под полы. Трудно себе представить, что именно тогда будет разливаться.

Спору нет, есть в законопроекте и положительные моменты.

Например, ограничение территории в радиусе 300 метров от школ хорошо себя зарекомендовало во многих странах, поскольку школьники действительно не так свободны в передвижении, и отсутствие спиртного в зоне "прямого доступа" может иметь позитивный сдерживающий эффект. Но вот почему авторы законопроекта такого плохого мнения о детях детсадовского возраста...

При этом поражает другое.

Скажем откровенно, сам факт наличия алкоголя в продаже только в определенное время дня или ночи, или даже только в определенных магазинах и так далее – далеко не так влияет на потребление, как реклама: привлекательная, зрелищная, воздействующая на потребителя по всем законам психологии и маркетинга.

Несмотря на все запреты, штрафы, рекламу алкоголя по телевизору мы все равно видим каждый день, без ограничений по времени.

Да, рекламщики демонстрируют все большие ухищрения. Вместо алкогольных брендов теперь произносят слоганы, которые стойко ассоциируются с теми же брендами, а название воспроизводится только на экране. Но что от этого меняется?..

Факт налицо – реклама алкоголя, несмотря на все законодательные запреты, существует, в том числе на ТВ, и в любое время.

Так, может быть, стоит сначала обеспечить соблюдение действующих законов, а уже потом штамповать новые?

Ведь давно известно: если человек понимает, что законы можно не соблюдать, ему все равно, сколько именно законов не соблюдать – один или десять.

Георгий Зубко, специально для УП



powered by lun.ua

Кому вигідне спрощення правил торгівлі між Україною та ЄС

Символічний капітал як конкурентна перевага для бізнесу

Перше кохання та ВІЛ-статус. Як живуть ВІЛ-позитивні дівчата-підлітки в Україні

Проти США розпочато інформаційну атаку. Її мета – змусити США відмовитись від підтримки України

Що чекає українців після завершення податкової амністії

Як звільнити Україну зі сміттєвої пастки?