Як створити Франкенштейна і назвати його Реформою

64 перегляди
Понеділок, 19 січня 2015, 10:31
Дмитро Романович
економіст, громадянський активіст, для УП

Алхимия, как и другие "темные" дела, любит, чтобы ею занимались ночью. Видимо, именно поэтому реформа Единого социального взноса – официально "Закон про реформування загальнообов'язкового державного соціального страхування та легалізацію фонду оплати праці" – дописывалась и принималась в час ночи 29 декабря.

Кабмину и коалиции удалось склеить в одном документе целый набор полупроработанных инициатив, последние из которых зачитывались вслух самим премьером. После чего 268 депутатов проголосовали "за" – и дружно выдали Франкенштейна за Реформу.

А вот и сама реформа Единого социального взноса, ЕСВ:

 

Не удивляйтесь, что это пост на фейсбуке. Радуйтесь тому, что вы, в отличие от большинства депутатов, голосовавших "за", имеете возможность увидеть эту распечатку закона. Согласитесь, понять суть экономической реформы в час ночи на слух весьма непросто.

Кстати, на сайте ВР закон пока еще не появился. Хоть это всего лишь формальность, так как закон уже принят и подписан президентом.

Давайте же разберем содержание реформы.

1) Если средняя зарплата на предприятии, начисленная в конкретном месяце в 2,5 и более раз выше, чем средняя зарплата на предприятии в 2014 году, то предприятие сможет платить ставку 16% (ставка ЕСВ*0.4) от фонда оплаты труда, вместо 41%.

2) Если же предприятие повышает зарплаты более чем на 30%, но менее чем в 2,5 раза в конкретном месяце, то включается формула, которая рассчитывает, какая именно будет ставка в промежутке между 16% и 41%. Чем больше повышение, тем ниже ставка, и наоборот.

3) Еще два пункта, "в" и "г", которым необходимо соответствовать, чтобы воспользоваться реформой, мы рассматривать не будем, поскольку уже – еще до официальной публикации закона! – анонсирована их отмена. Хотя они, конечно, добавляли красок этой "реформе".

4) С 2016 года будет работать единая ставка – приблизительно 25% (ставка ЕСВ*0.6), если закон доживет до следующего года, и если у нас не будет еще одной "бюджетной ночи".

Это означает следующее:

1. Принят коррупционный закон, поскольку "плавающая" ставка налога, от предприятия к предприятию, от месяца к месяцу, и необходимость попасть под критерии закона будут элементом "договоренностей" с местной налоговой.

2. Принят тяжелый в администрировании налог. Сложность в реализации и контроле данного налога существенно снизит ожидаемый эффект от налоговой реформы – как для бизнеса, так и для госуправления. Потенциальный позитив от сокращения количества налогов, в виде сокращения госаппарата, а также часов бизнеса на общение с налоговой, будет нивелирован сложным администрированием ЕСВ.

3. Ничего, кроме ставки налога, не изменилось. Не введена система негосударственного пенсионного страхования, не появился персональный накопительный фонд, которые стимулировали бы работников требовать легализации зарплат. В снижении ставки также нет радикальности, и так далее.

4. Коалиция под благородным предлогом детенизации зарплат произвела на свет еще один дискриминационный закон. Теневики, которые платили зарплаты в конвертах, получили от правительства пряник, а честные налогоплательщики, которые вопреки налоговой нагрузке и экономическому кризису продолжали платить налоги – остались ни с чем. То есть, для них ничего не поменялось.

Согласитесь, крайне сложно представить себе предприятие, которое все это время честно выплачивало зарплаты, и в текущей ситуации способно повысить фонд оплаты труда даже на 30%. А ведь 30% – это минимальный порог, при котором реформа начинает работать.

Также совершенно забыты предприятия, которые будут создаваться в 2015 году. На них реформа просто не распространяется. А это, в общем-то, ставит под сомнение тот факт, что новые компании – а с ними и новые рабочие места – вообще будут создаваться.

В результате закон существенно снижает мотивацию создавать новые компании, вмешивается в конкурентную среду, давая преференции "теневикам". Да и в принципе в очередной раз ставит под сомнение факт того, что в Украине выгодно честно платить налоги.

При этом сомнительно, что теневики воспользуются "щедрым предложением" парламента и правительства. Ведь содержать СПДшников или пользоваться конвертационными центрами все еще выгодней, чем официально трудоустраивать работников – есть еще и НДФЛ, и военный налог. Особенно в ситуации, когда в 2016 году ЕСВ снова вырастет.

Само по себе снижение ставки налога – это важный фактор легализации зарплат. Но доверие к государству, уверенность в отсутствии последствий от такой легализации, все же является определяющим.

А вот доверие к государственной машине утеряно давно. И неизвестно, сколько лет должно пройти, прежде чем его удастся восстановить. Если удастся.

Хочется задать вопрос: а в чем реформа?

Во время презентации законопроекта Арсений Яценюк несколько раз подчеркивал, что данную "реформу" еще предстоит согласовать с МВФ. Очень надеюсь, что эксперты этой организации смогут увидеть и объяснить премьер-министру все странности данной инициативы.

Также очень хотелось бы, чтобы правительство и коалиция прекратили по ночам плодить Франкенштейнов и называть их Реформами. Это добивает остатки веры в дееспособность нынешней власти. Уверен, что есть немало общественных организаций, представителей бизнеса, экспертных групп, которые в состоянии предложить работоспособный вариант реформы, вместо ходячего мертвеца.

Примечание. На самом деле Франкенштейн, согласно оригинальному роману Мэри Шелли "Франкенштейн, или Современный Прометей" – это фамилия создателя, а не имя самого чудовища.

Но в нашей культурной традиции все наоборот.

Дмитрий Романович, гражданский активист, экономист, специально для УП



powered by lun.ua
Капітолій. Початок реваншу Трампа
Дональд Трамп не здасться зараз, оскільки має намір балотуватися на наступних президентських виборах.
Заробити на смертях: як нас позбавили світової вакцини в 5 разів дешевше
Три долари заплатила Всесвітня організація охорони здоров'я за вакцину, закупівлю якої в ручному режимі зірвав міністр охорони здоров'я Максим Степанов.
Справжня ціна хутра норок: історія одного розслідувача
Наприкінці вересня 2020 року польський Сейм (нижня палата парламенту) провів історичну нараду з питань правового захисту тварин у Польщі.
Чи змінив Національний банк свою політику на валютному ринку
За яким принципом НБУ буде виходити на ринок з валютними інтервенціями та як впливатиме на курс. Що змінилося у новій стратегії?
Торговельний фокус з лісом: друзям — усе, а суспільству — нічого?
Чому торгівля необробленою деревиною відбувається на закритих "аукціонах" та без конкуренції.
Справа генерала Назарова — сигнал, який не можна ігнорувати
Справа Назарова як потенційний прецедент для військового судочинства України та свідчення неврегульованості ключових питань військової юстиції.
Демократія і некомпетентність
Чому Арістотель не довіряв демократії як формі правління, у чому полягають вади останньої та що це означає для сучасної України.