Кримські татари - робота над помилками для ВР

94 перегляди
Четвер, 23 квітня 2015, 10:01
Арсен Жумаділов
радник голови Меджлісу кримськотатарського народу

Состояние войны, в которое ввергнута Украина в результате прямой военной агрессии России, требует одновременной мобилизации во всех сферах жизнедеятельности государства. Укрепление обороноспособности, достойный отпор врагу, освобождение оккупированных территорий – все это невозможно без кардинального переустройства и в сфере административно-территориального устройства страны.

И здесь, нравится это кому-либо или нет, особую актуальность, как и в начале 90-х, приобретает вопрос о статусе Крыма в составе Украины.

Тогда, в январе-феврале 1991 года, накануне распада СССР, официальный Киев не смог противостоять политическому алгоритму, заданному Москвой. 23 года крымской автономии прошли под знаком полного бесправия коренного населения полуострова. Участие крымских татар и украинцев в управлении Крымом было сведено практически к нулю.

Отсюда и последствия: оккупация Крыма Россией стала возможной во многом и по причине многолетней безответственной политики Киева, плоды которой мы сегодня пожинаем.

Исправлять прежние ошибки необходимо. Но не только лишь в целях деоккупации Крыма. Восстановление прав крымскотатарского народа, включая его право на самоопределение в составе украинского государства, отвечает и стремлению украинского общества влиться на равных в семью европейских народов.

В самое ближайшее время крымские татары должны занять свое достойное место в строительстве украинского государства – справедливое с точки зрения истории, адекватное с позиции международного права и долгожданное для самих крымских татар.

В качестве одного из первых шагов на этом пути может стать закон "О статусе крымскотатарского народа в Украине", внесение которого для рассмотрения Верховной Радой ожидается в ближайшее время.

Как это (не) было

Семь раз за годы независимости Украины соответствующие законопроекты вносились на рассмотрение ВР, но ни разу не доходили до голосования в зале. Постоянно отыскивалось множество формальных поводов "зарубить" документы и отослать их на доработку.

Законопроекты о статусе крымскотатарского народа отметали с пояснением, что надо бы урегулировать правоотношения в этнонациональной сфере в целом.

Законопроекты о концепции государственной этнонациональной политики отклоняли, аргументируя, что "проблемам коренных народов и национальных меньшинств уделяется значительно больше внимания, чем проблемам титульной украинской нации". При этом скромно опуская тот факт, что украинская нация самоопределилась в 1991 году, создав свое независимое суверенное государство, институты которого по определению должны обращать внимание на проблемы титульной нации.

Вполне возможно, законотворческие качели продолжались бы еще долгие годы – если бы не оккупация Крыма.

С марта 2014 года все изменилось. Крымские татары доказали свою приверженность идее территориальной целостности Украины.

Общество осознало, что для восстановления единства и укрепления территориальной целостности Украины подтверждение статуса коренного народа Крыма это не просто прихоть крымских татар, – но и общественная ценность, государственный приоритет.

Все еще доносящиеся одинокие голоса крымофобов, как доморощенных, так и переселившихся из Крыма – дескать, крымские татары слишком много хотят, – сегодня звучат, по меньшей мере, странно, хотя вполне согласуются с политикой России в отношении Крыма.

О чем речь

20 марта 2014 года Верховная Рада приняла историческое по значимости Заявление, которым крымскотатарский народ был признан коренным народом Украины, а Меджлис и Курултай – его представительскими органами. Этим же заявлением парламент поддержал Декларацию ООН о правах коренных народов, основной международный нормативный акт в этой сфере, и поручил правительству разработать соответствующие законопроекты.

Однако по состоянию на декабрь 2014 года правительство не подало ни одного проекта.

Тогда, под занавес прошлого года, в Киево-Могилянской Академии прошла конференция "Украинский путь в обеспечении прав крымскотатарского народа как коренного народа Украины".

Участники конференции, среди которых были и лидеры крымскотатарского народа Мустафа Джемилев и Рефат Чубаров, приняли Заявление, в котором было объявлено о создании Рабочей комиссии по разработке законопроекта, призванном урегулировать статус крымскотатарского народа. В Рабочую комиссию, возглавляемую Председателем Меджлиса крымскотатарского народа, вошло 35 человек: представители государственных ведомств, народных депутатов, эксперты. По результатам работы был наработан тексты проектов законов "О статусе крымскотатарского народа" и "О малочисленных коренных народах Украины".

Концептуальные аспекты подготовленных текстов:

1. Системно регулируются правоотношения государства с крымскотатарским народом как коренным народом Украины. Вместе с этим из устоявшейся практики ООН берется термин "малочисленные коренные народы" в отношении караимов и крымчаков, которых в Крыму насчитывают несколько сотен человек, согласно последней переписи населения. Статус малочисленных коренных народов для караимов и крымчаков предоставляется как стимул для их возрождения и самоорганизации, восстановления традиционных общественных институтов.

2. Представительство крымскотатарского народа в лице Курултая, Меджлиса и местных меджлисов обеспечивается на трех уровнях – Верховной Рады Украины, Верховной Рады АР Крым и местных советов, соответственно.

Создание института Уполномоченного Курултая в Верховной Раде Украины позволит системно решить задачу донесения голоса коренного народа в парламенте, оставаясь при этом нейтральным к межпартийной и межфракционной борьбе. Квотирование депутатских мандатов на региональном и местном уровне позволит избежать манипуляций с "нарезанием" округов, а также эффективно интегрировать представительские органы крымских татар в органы местного самоуправления.

3. Крымскотатарский народ в лице Меджлиса крымскотатарского народа самоуправляется в традиционных для себя публичных сферах, не имеющих прямого отношения к другим гражданам. К таким "внутренним" сферам уже отнесены образование, культура, медиа, спорт, земельные отношения. Исходя из норм международного права, Курултаю предоставляется право самостоятельно определять приоритеты развития, а Меджлису – реализовывать такие приоритеты в тех сферах, которые касается исключительно собственно крымских татар.

Именно самоуправление, при условии эффективной реализации и достаточного финансирования, – кратчайший путь для крымских татар в деле сохранения и развития своей идентичности.

4. В вопросах, имеющих значение для Крымского полуострова как ареала проживания, крымскотатарский народ вовлекается в процесс принятия решений органами государственной власти.

Речь идет, в первую очередь, об охране окружающей среды и недропользовании. Обязательность получения предварительного и осознанного согласия Курултая позволит не допустить уничтожения реликтовых крымских лесов из-за вырубки леса, засоления крымских степей из-за непродуманного водопользования, уничтожения уникальных экосистем из-за безответственной эксплуатации ресурсов земли.

Среди прочих аспектов следует выделить обязательность согласия крымскотатарского народа на изменение статуса административно-территориальных единиц, которые включают территорию Крымского полуострова.

Также согласие крымскотатарского народа будет обязательным для размещения новых и использования существующих военных баз других государства в Крыму.

При этом в проекте закона не оговаривается собственно статус Автономной Республики Крым, поскольку урегулирование таких вопросов – прерогатива Конституции Украины, изменения в которые будут обсуждаться в том числе в рамках деятельности Конституционной комиссии Украины.

Что дальше?

Если закон "О статусе крымскотатарского народа" не будет выхолощен в процессе принятия, Украина сделает нечто большее, чем просто задекларирует символическую поддержку крымских татар.

Крымские татары на деле получат возможность реализовать свое право на самоопределение – как коренной народ Украины, как её неотъемлемая часть. С участием в представительских органах Украины, с самоуправлением в ключевых для сохранения своей идентичности сферах, с де-факто вето на любые изменения в территориальном устройстве Крыма – коренной народ выйдет на новый этап своего развития.

С правами, перечисленными выше, придет и ответственность за реализацию этих прав.

Крымскотатарским национальным институтам, невзирая на оккупацию, нужно будет найти внутренние и внешние ресурсы для эффективной работы на новом уровне. На повестке встанет вопрос формирования полноценного правового поля. Институты Курултая, Меджлиса, председателя Меджлиса, Ревизионной комиссии Курултая будут нуждаться в формальной регламентации своей деятельности и взаимодействия с другими органами как внутри системы органов Курултай-Меджлис, так и вовне.

Если крымские татары справятся и закон заработает, то это станет весомым аргументом Украины в деле борьбы за оккупированный Крым. Крымскотатарский народ в статусе коренного народа реализует право на самоопределение в Крыму как неотъемлемая часть Украинского Государства. И точка.

Подобной заявке нашим оппонентам будет сложно или, скорее, невозможно противопоставить что-либо.

P.S. Автор выражает надежду, что изложенные в статье подходы будут полезны также в работе Конституционной комиссии, приступившей недавно к работе по подготовке изменений в Конституцию Украины.

Арсен Жумадилов, заведующий отделом обеспечения работы Уполномоченного президента Украины по делам крымскотатарского народа, специально для УП



powered by lun.ua
Голосування за Раду громадського контролю при ДБР: вибори після виборів
Чому голосування за Раду громадського контролю при ДБР може стати кроком назад і передвісником нового формату "виборів".
Не тільки для Заходу: як праймеріз можуть відкрити нові можливості для України
"Слузі народу" варто розглядати праймеріз не як інструмент для вирішення одноразової задачі, а як пілотний проєкт, який у подальшому зможе ефективно використовувати держава.
Паспорт та ідентифікаційний код з 14 років: як отримати та що це змінює в житті підлітка
Дотепер процес оформлення паспорта та номера картки платників податків (ідентифікаційного коду) залишався архаїчним. Підліткам та їхнім батькам потрібно було проходити бюрократичний квест і абсурдно витрачати час.
Детальна генеральна забудова, або Два кола пекла
Що робити, аби інтереси власників ділянок та нерухомості були враховані в містобудівній документації.
Монополія на лікування COVID-19 в Україні, або "мовчання ягнят"
Поки ВООЗ оголошує світові солідаризовані клінічні дослідження щодо лікування COVID-19 та закликає до повного розкриття отриманих даних, в Укрпатент надходять заявки на видачу патентів на лікування COVID-19.
Споживчий сектор і роздрібна торгівля: як підготуватися до нових реалій після COVID-19
П’ять ключових напрямків, на яких потрібно зосередити свої зусилля, щоб відновити діяльність після карантину.
Програма-2020: навіщо Україна змінює підходи до інтеграції в Альянс
26 травня президент України затвердив Річну національну програму (РНП) під егідою Комісії Україна – НАТО на 2020 рік.
Реклама: