Антикорупційний спецназ

Середа, 16 вересня 2015, 12:43

Во вторник в Киеве принимали присягу первые 25 детективов Национального антикоррупционного бюро. Я специально приехал посмотреть на еще одну надежду украинского государства и общества.

Все прошло торжественно, но без особого пафоса. Текст присяги антикоррупционного детектива короткий, никаких особых клятв про уничтожение коррупционеров и взяточников в ней нет.

Хотя задание детективам поставлено амбициозное – как можно быстрее поднять Украину в рейтинге борьбы с коррупцией с 140 места сразу на 51. По крайней мере, так было написано на огромном плакате во дворе офиса НАБ, где президент принимал присягу детективов.

Петр Порошенко назвал детективов "настоящим антикоррупционным спецназом" и призвал их не размениваться по мелочам, а сразу бить по крупным мишеням.

 "Вы - настоящий спецназ, который наняло общество для борьбы с коррупцией. Сейчас милиция и СБУ будут задерживать в десятки раз больше взяточников, чем раньше. Главное отличие от прошлого заключается в том, что мы увольняем людей с государственной должности даже за подозрение в коррупции, но увольнения уже недостаточно", – заявил Порошенко.

"Работайте без оглядки на лица, должности и погоны, думайте и работайте только для Украины. Страх и совесть – вот, то поможет победить коррупцию. Придется работать и против олигархов, которые дают взятки чиновникам. Они вооружены деньгами. У них есть СМИ, которые будут использоваться для вашей дискредитации. Также я обращаю ваше внимание на политическую коррупцию – когда в Верховную Раду заходят деньги и покупают депутатов", - зажигал огонь страсти у детективов украинский президент.

Возможно, для Порошенко это уже дежурные фразы, хотя он подчеркнул, что специально лично приехал на присягу, чтобы общество видело серьезность намерений власти. Словам украинского президента можно не верить, но к молодым детективам стоит присмотреться внимательно.

Есть вопросы к закону, который ввел такие фильтры для работы в Бюро, что многие активисты общественных организаций не смогли попасть. Невозможно было и назначить главой Бюро, например, Сергея Лещенко или Егора Соболева, потому что у обоих нет юридического образования и стажа работы в правоохранительной системе.

Хотя я считаю, что в Украине для борьбы с коррупцией не хватает политической воли, а не юристов. Но закон есть закон, и необходимо работать и с этим, пусть и несовершенным законом.

Многие скептически смотрят на первого главу Бюро Артема Сытника. Но из всех кандидатов, дошедших до финала, он был лучшим, а Михаела Саакашвили мафия не подпустила на дальних подступах.

Может быть Артем Сытник и не самый сильный глава Бюро, но я верю в амбиции человека и его здравый смысл. Я уверен, что он гордый украинец, а не хитрый хохол, и не будет палить свою жизнь и карьеру ради подачек мелких жуликов, а попытается проявить себя в полный рост.

Если кому-то не нравится глава НАБа Сытник, так почему они не выдвинули свою кандидатуру, почему предпочли стоять в сторонке и умничать? Теперь не имеет смысла ворчать, свой шанс вы просидели на диване. Терпите Сытника и отчитывайтесь перед ним за свои нетрудовые доходы.

Тот, кто сомневается и предпочитает отсиживаться в своем зловонном болоте, получая официально пару тысяч гривен зарплаты, а остальное компенсируя подачками, тот останется за бортом украинской истории. Только отчаянные романтики и честные профессионалы выйдут победителями из этой исторической битвы за Украину. Боитесь и сидите дома, тогда потом не жалуйтесь на жизнь и то, что так и остались никчемным прилипалой.

Сейчас история дает редкий шанс каждому украинцу сделать что-то по-настоящему важное в жизни, для себя и своей Родины. Сейчас украинцам нечего терять, кроме своей нищеты, поэтому надо быть смелее. Иначе жертвы Революции достоинства окажутся напрасными.

Я поговорил с теми, кто принимал вчера присягу. Они мне понравились.

2700 человек подали заявления на работу в Антикоррупционное бюро. Отобрали первых 70 человек. Среди них – 6 девушек.

Их очень долго отбирали, тестировали на детекторе лжи. Сейчас они проходят курс обучения в 5 недель.

По крайней мере, среди первых 25 детективов, принимавших присягу, большинство людей с чистыми помыслами. Не все, конечно, были открыты и откровенны. Некоторые ссылались на то, что им запрещено общаться с прессой и направляли в пресс-службу. Но было много искренних ребят с горящими глазами.

Например, среди детективов есть парень из небольшого городка Донецкой области. 27 лет. Он честно работал в прокуратуре, и полиграф не показал, что он брал взяток. Он реально мечтал что-то изменить в своей стране и ходил с оранжевым шарфиком еще во время оранжевой революции.

Его все отговаривали идти в Бюро, все, кроме жены, которая сказала: "Попробуй, чтобы потом всю жизнь не жалеть об упущенных возможностях". И он прошел, счастлив и настроен решительно. Зарплата в 27 тысяч гривен его устраивает, он работал за деньги в разы меньшие, и говорит, что "о такой зарплате, как в Бюро, можно было только мечтать".

И таких там большинство.

Каждый детектив, с которым я разговаривал, рассказывает, что теперь ему звонят друзья и спрашивают, как записаться в Бюро. Раньше они были настроены скептически, не верили в новую организацию и предпочитали отсиживаться дальше в прокуратуре и потихоньку решать свои мелкие делишки.

Точно также милиционеры и гаишники посмеивались над кандидатами в новую патрульную службу, оскорбляли желающих пойти в полицию и предрекали патрулям скорый позор и разложение.

Дональд Баунзер, координатор подготовки детективов Антикорруционного бюро, хвалит первых сотрудников очень эмоционально. Он доволен и говорит, что отобрали лучших.

"Они достойные, нормальные, понимают тему. Мы просто хотели взять самых лучших. Если НАБ не будет работать, то будет третий Майдан. И если эти новые органы не будут эффективными, то возможно исчезнет и это государство. Конечно, Саакашвили прав, что в Украине очень сильна теневая, серая власть, которая руководит многими процессами. И мы единственный инструмент, который создан, чтобы бороться с этой системой. Но народ с нами, он хочет, чтобы Бюро работало", - прямо оценивает ситуацию Дональд.

Довольно часто у меня возникает ощущение, что ничего изменить в Украине невозможно, опускаются руки и накатывает черными волнами безнадега и апатия.

Есть патриоты, но без знаний, умений и полномочий, есть циничные профессионалы, которым на все наплевать, есть трусоватые батраки, но всем заправляют наглые популисты и казнокрады. А после того, как летом Путин на Донбассе не ударил, многие расслабились и решили, что опять можно жить по-старому, выдавливать последние соки из несчастной страны и копить на новый мерседес и домик в уютной Европе.

Но стоит присмотреться к новой украинской армии, новой патрульной полиции и новым детективам из нового Антикоррупционного бюро, как депрессия и тоска отступает: не все так безнадежно.

Медленно, слишком медленно идут реформы. Но столбовая дорога истории все равно ведет Украину в сторону цивилизованного мира.

Здравый смысл на стороне тех, кто требует перемен и реформ. Здравый смысл, историческая правда и здоровые амбиции молодых украинцев, которые хотят жить по-человечески и не прятать по карманам ворованное. 

Павел Шеремет, УП

Колонка – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст колонки не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ній піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора колонки.
Реклама:
Шановні читачі, просимо дотримуватись Правил коментування

Як звати невідомого солдата?

Реформа БЕБ: чи зможе бізнес ефективніше захищатися від свавілля в судах?

"Мобілізаційний" закон: зміни для бізнесу та військовозобов'язаних осіб

Чому "Азов" досі не отримує західну зброю? 

Навіщо потрібен держреєстр осіб, які постраждали внаслідок агресії РФ

Чому бізнесу вигідно вкладати кошти в освіту та хто повинен контролювати ці інвестиції