Аналіз нової Воєнної Доктрини

Вівторок, 20 жовтня 2015, 10:01

24 сентября 2015 года указом президента была введена в действие новая Военная доктрина Украины, текст которой был одобрен решением СНБО 2 сентября 2015 года.

Это базовый декларативный документ, определяющий основные актуальные внешние и внутренние вызовы и угрозы в сфере национальной безопасности и обороны.

Декларируя существующие угрозы для суверенитета Украины, Доктрина является общегосударственным ориентиром, базисом для построения и укрепления эффективной действенной системы национальной безопасности, а также определяет критерии для построения военной организации государства, и как результат – повышения уровня обороноспособности.

Доктрина не является нормативным документом и не определяет понятия национальной безопасности и обороноспособности государства. Такие понятия определены в законах "Об основах национальной безопасности" и "Об обороне Украины".

Роль Доктрины в системе законодательства – дать ответ на вопрос, какие именно внешние и внутренние факторы и процессы несут угрозу как для государственного суверенитета Украины в целом, так и в отношении уровня безопасности и защищенности граждан Украины внутри государства.

Действующее законодательство определяет национальную безопасность, прежде всего, как защищенность жизненно важных интересов человека и гражданина, общества и государства.

Новая Доктрина – лишь первый шаг в процессе построения новой системы безопасности и обороны.

Системы, которая коренным образом будет отличаться о то, что существовала в Украине на протяжении всего постколониального периода.

Хотя в 1991 году Украина получила независимость, за все эти годы сфера обороны и безопасности не реформировалась и не развивалась.

Украина отказалась от ядерного оружия, постоянно снижала количество и качество своих Вооруженных сил. Фактически, это привело к потере обороноспособности государства. Закономерное следствие – оккупация части территории Украины.

Законодательство в сфере нацбезопасности и обороны все еще несет на себе отпечаток советской военной доктрины. Законы, регулирующие вопросы обороны, принимались в разное время, разными политическими силами – но все они были приняты в мирное время. Как показали последние события, действующие законы не учитывают современных реалий и современных способов ведения войны, не содержат основных ответов на существующие вызовы.

Главным минусом Военной Доктрины можно назвать время ее появления.

Военная агрессия в отношении Украины была по факту начата в феврале 2014 года.

Со стороны России официальное начало агрессии против Украины – 1 марта 2014 года, дата указа президента РФ о введении войск РФ на территорию Украины, этим же днем указ Путина был утвержден Советом Федерации РФ.

Таким образом, новая Военная Доктрина утверждена президентом Украины только через полтора года после начала военной агрессии РФ.

В остальном же Доктрина дает четкие и правильные ответы в отношении современных вызовов и угроз безопасности Украины.

Доктрина определяет угрозы в сфере международной безопасности, среди которых:

– усиление общих концептуальных противоречий между мировыми центрами влияния;
общее обострение религиозного экстремизма, радикализма в государствах Центральной Азии;
кризис в системе международной безопасности и ослабление роли международных институтов в разрешении локальных конфликтов;
– современная практика ассиметричного применения военной силы и широкое вовлечение незаконных военных формирований для осуществления военных действий;
– широкое применение невоенных инструментов (экономических, политических, информационно-психологических) со стороны агрессора;
– увеличение масштабов терроризма.

Главными тенденциями, влияющими на военно-политическую обстановку в регионах вокруг Украины, являются:

– усиление внутренней нестабильности в соседних государствах;
– широкое применение практики действий провокационного характера для создания конфликтных ситуаций;
– наращивание потенциала вооружений соседними государствами;
– активная дестабилизирующая военная политика России в отношении соседних государств;
– отказ России от выполнения обязательств, взятых на себя в связи с подписанными международными соглашениями в сфере международной – безопасности;
– информационная война РФ против Украины.

Доктрина называет актуальными угрозами для собственной безопасности следующие факторы:

вооруженная агрессия России и оккупация части территорий;
– наращивание Россией военного потенциала вблизи границ Украины;
– угроза развертывания ядерного вооружения на территории Крыма;
– тотальная милитаризация оккупированных территорий, активные поставки Россией вооружения и живой силы, материально-техническое обеспечение оккупационных военных группировок;
– присутствие российских войск в Приднестровье;
– активизация разведывательно-подрывной деятельности со стороны спецслужб РФ на территории Украины;
– территориальные претензии России.

Военно-политические вызовы, угрожающие безопасности Украины, следующие:

– активное вмешательство РФ во внутренние дела Украины;
– противодействие РФ в реализации европейского выбора народа Украины;
– неразрешенность вопросов о разграничении границы в акваториях Черного и Азовского морей;
– провокация сепаратистских настроений со стороны РФ внутри Украины и расшатывание политической и экономической ситуации;
– целеустремленное информационное воздействие РФ с цель формирования негативного имиджа Украины.

Доктрина предусматривает, что Украина должна быть готова к противостоянию полномасштабной военной агрессии России, а также к осуществлению со стороны России спланированных мощных локальных агрессий в отношении отдельных регионов и территории Украины.

Также, Украина должна быть готова к длительной террористической войне, которая может быть реализована со стороны РФ, как специальная операция в отдельном регионе, или в форме отдельных (разовых) террористических актов в населенных пунктах, или на объектах транспортной или другой жизненно важной инфраструктуры.

Хотя Военная Доктрина появилась с опозданием, в целом это высокого уровня документ, роль которого – послужить началом полномасштабного реформирования сферы безопасности и обороны государства.

Это лишь первый, но серьезный шаг на пути укрепления обороноспособности Украины, фундамент для проведения быстрых и качественных изменений. Цель таких изменений – модернизация армии и реформирование других институтов государства, направленных на увеличение уровня защищенности граждан, общества и страны в целом.

Реализация поставленных задач в сфере безопасности будет невозможна без тесного международного сотрудничества Украины со своими партнерами – НАТО, Евросоюзом, США.

Единственный путь укрепления международной безопасности сегодня – это повышение уровня и роли международных институтов, ООН в частности, возврат к модели международной безопасности, в которой решающую роль в отношениях между государствами играют международные соглашения, а не "право силы".

Денис Васильев, РПР, эксперт группы по реформе в сфере Национальной безопасности и обороны, специально для УП

Колонка – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст колонки не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ній піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора колонки.
Реклама:
Шановні читачі, просимо дотримуватись Правил коментування

Як звати невідомого солдата?

Реформа БЕБ: чи зможе бізнес ефективніше захищатися від свавілля в судах?

"Мобілізаційний" закон: зміни для бізнесу та військовозобов'язаних осіб

Чому "Азов" досі не отримує західну зброю? 

Навіщо потрібен держреєстр осіб, які постраждали внаслідок агресії РФ

Чому бізнесу вигідно вкладати кошти в освіту та хто повинен контролювати ці інвестиції